Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "О приватизации государственного имущества"

Закон Украины "О приватизации государственного имущества"

Приватизация государственного имущества (далее - приватизация) - это отчуждение имущества, которое находится в государственной собственности, и имущества, которые принадлежит Автономной Республике Крым, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями соответственно этому Закону, с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечение средств на структурную перестройку экономики Украины.

Раздел 1. Общие положения.
    
Статья 1. Понятие и цель приватизации.
Приватизация государственного имущества (далее - приватизация) - это отчуждение имущества, которое находится в государственной собственности, и имущества, которые принадлежит Автономной Республике Крым, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями соответственно этому Закону, с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечение средств на структурную перестройку экономики Украины

Статья 2. Приоритеты и принципы приватизации.
1. Основными приоритетами приватизации является повышение эффективности производства и мотивации к работе, ускорению структурной перестройки и развития экономики Украины.
2. Приватизация осуществляется на основе таких принципов:
    законности;
    государственного регулирования и контроля;
    предоставление гражданам Украины приоритетного права на приобретение государственного имущества;
    предоставление льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов предприятий, которые приватизируются;
    обеспечение социальной защищенности и равенства прав участия граждан Украины в процессе приватизации;
    продажи объектов приватизации с учетом их индивидуальныхособенностей исключительно за средства;
    ( Абзац седьмой части второй статьи 2 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 );
    приоритетного права трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий;
    создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
    ( Абзац десятый части второй статьи 2 исключен на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 );
    соблюдение антимонопольного законодательства;
    полного, своевременного и достоверного информирования граждан о порядке приватизации и ведомости об объектах приватизации;
    учет особенностей приватизации объектов
    агропромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности, незавершенного строительства, небольших государственных предприятий, предприятий со смешанной формой собственности и объектов научно-технической сферы;
    ( Абзац двенадцатый части второй статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закона N 1869-III ( 1869-14 ) от 13.07.2000 - действие изменений приостановлены до принятия новой Государственной программы приватизации согласно Закона N 2729-IV ( 2729-15 ) от 05.07.2005;
    с изменениями, внесенными согласно Закона N 580-V ( 580-16 ) от 11.01.2007 );
    применение преимущественно конкурентных способов в случае: приватизации небольших государственных предприятий, законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса;
    продажи акций открытых акционерных обществ, созданных на базе средних и больших предприятий.

Статья 3. Законодательство Украины о приватизации.
1. Законодательство Украины о приватизации состоит из этого Закона, других законов Украины по вопросам приватизации.
2. Действие этого Закона не распространяется на:
    приватизацию объектов государственного жилищного фонда, в том числе общежитий, а также объектов социально-культурного назначения, которые финансируются из государственного бюджета, в том числе объектов сферы здравоохранения, за исключением тех, которые принадлежат предприятиям, которые приватизируются;
    ( Абзац второй части второй статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2453-IV ( 2453-15 ) от 03.03.2005; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 ) изменение организационно-правовых форм собственности колхозов, предприятий потребительской кооперации.( Часть вторая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008 )
3. Приватизация акций (долей, паев), что находятся в государственной собственности, в имуществе общих предприятий с иностранными инвестициями, проводится соответственно законодательству и учредительным документам общих предприятий.
4. Отчуждение имущества, которое находится в коммунальной собственности, регулируется положениями этого Закона, других законов по вопросам приватизации и осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 4. Государственная программа приватизации.
1. Государственная программа приватизации определяет целые, приоритеты и условия приватизации, разрабатывается Фондом государственного имущества Украины и утверждается Верховной Радой Украины законом Украины один раз на три года не позднее чем за месяц к утверждению Государственного бюджета Украины на соответствующий год, но до начала следующего бюджетного года и действует до утверждения очередной Государственной программы приватизации.
Государственная программа приватизации выносится на рассмотрение Верховной
Рады Украины одновременно с проектом Государственного бюджета Украины на
соответствующий год. ( Часть первая статьи 4 в редакции Закона N 1723-III ( 1723-14 )
от 18.05.2000 )
2. Предложения о внесении изменений в Государственную программу приватизации относительно количества объектов, которые подлежат приватизации, и уточнение задач относительно поступления средств в Государственный бюджет Украины подаются в Верховную Раду Украины одновременно с проектом Государственного бюджета Украины на следующий бюджетный год. ( Часть вторая статьи 4 в редакции Закона N 1723-III ( 1723-14 ) от 18.05.2000 )
3. В Государственной программе приватизации определяются:
    задача относительно приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной РеспубликеКрым;
    соответствующие способы приватизации для разных групп объектов;
    ( Абзац четвертый части третьей статьи 4 исключен на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 ) задача соответствующим органам исполнительной власти относительно обеспечения проведения приватизации;
    мероприятия по привлечению в процессе приватизации инвесторов;
    особенности участия в процессе приватизации граждан Украины, иностранных инвесторов и других покупателей;
    расчет расходов на выполнение программы приватизации, порядок их возмещения и источника финансирования;
    прогноз поступления средств от приватизации и направления их использования.
4. Верховная Рада Украины ежегодно заслушивает и утверждает отчет Фонда государственного имущества Украины о выполнении Государственной программы приватизации.

Статья 5. Объекты приватизации.
1. К объектам государственной собственности, которые подлежат приватизации, принадлежат:
    предприятия (цеха, производства, участка, другие подразделы,если в случае их выделения в самостоятельные предприятия не нарушается технологическое единство производства из основной специализации предприятия, из структуры которого они выделяются) как единыеимущественные комплексы, в состав которых входят все виды имущества, предназначенные для их деятельности, которые определены Гражданским кодексом Украины ( 435-15 );
    ( Абзац второй части первой статьи 5 в редакции Закона N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 ) объекты незавершенного строительства и законсервированы объекты;
    акции (доли, паи), которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ и других объединений;
    земельные участки, на которые расположенные объекты, которые подлежат приватизации. ( Часть первую статьи 5 дополнено абзацем согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008;
    в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
2. Приватизации не подлежат объекты, которые имеют общегосударственное значение, а также казенные предприятия. К объектам, которые имеют общегосударственное значение, относятсяимущественные комплексы предприятий, их структурных подразделов, основным видом деятельности которых есть производство товаров (работ, услуг), что имеют общегосударственное значение. ( Абзац первый части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 177-XIV ( 177-14 ) от 14.10.98 )
Общегосударственное значение имеют:
а) объекты, которые обеспечивают выполнение государством своих функций, обеспечивают обороноспособность государства, ее экономическую независимость, и объекты права собственности Украинского народа, имущество, которое представляет материальную основу суверенитета Украины, в частности:
    имущество органов исполнительной власти и органов местногосамоуправления, имущество Вооруженных Сил Украины (кроме имущества, относительно которого этим Законом установлены особенности приватизации), Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, правоохранительных и таможенных органов;
    (Абзац второй подпункта "а" пункта 2 статье 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2171-III (2171-14) от 21.12.2000, N 662-IV (662-15) от 03.04.2003 - приобретает силу с 01.08.2003 года) недра, полезные ископаемые общегосударственного значения, водные ресурсы и другие природные ресурсы, которые являются объектами права собственности Украинского народа;
    имущественные комплексы предприятий из лесовосстановление, лесоразведение и охраны леса, лесничества, их подразделы;
    сортовипробувальні станции, участка, другие организации из экспертизы сортов растений;
    (Пункт "а" части второй статьи 5 дополнено абзацем пятым согласно Закону N 1200-XIV ( 1200-14 ) от 03.11.99 ) золотой и валютный фонды та запасы, государственные материальные резервы;
    эмиссионная система, имущественные комплексы предприятий и учреждений, которые обеспечивают выпуск и хранения дензнаков и ценных бумаг;
    радиотелевизионные передающие центры, а также объекты, которые обеспечивают связью органы законодательной и исполнительной власти;
    ( Абзац восьмой пункту "а" части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1869-III ( 1869-14 ) от 13.07.2000 - действие изменения остановлены к принятию новой Государственной программы приватизации согласно Закону N 2729-IV ( 2729-15 ) от  05.07.2005;
    с изменениями, внесенными согласно Закону N 580-V (580-16) от 11.01.2007) государственные радиоканалы и телевизионные каналы;
    средства правительственной, фельдъегерской и специальной связи;
    другие объекты права государственной собственности, которые обеспечивают выполнение государством своих функций;

б) объекты, деятельность которых обеспечивает социальное развитие, сохранение и повышение культурного, научного потенциала, духовных ценностей, в частности:
    объекты Национального космического агентства Украины при Кабинете Министров Украины;
    архивы;
    имущественные комплексы учреждений Национальной академии наук Украины из основных направлений исследований;
    объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы, заповедники, парки и т.п. общенационального значения;
    объекты образования, физического культуры, спорта и науки, которые финансируются из государственного бюджета;
в) объекты, контроль за деятельностью которых со стороны государства гарантирует защита граждан от следствий влияния неконтролируемого изготовления, использование или реализации опасной продукции, услуг или опасных производств, в частности:
    имущественные комплексы предприятий по изготовлению и ремонту всех видов оружия, которое есть на вооружении Вооруженных Сил Украины, Службыбезопасности Украины;
    (Абзац второй пункту "у" части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 358-XIV ( 358-14 ) от 24.12.98, N 2171-III ( 2171-14 ) от 21.12.2000 ) имущественные комплексы предприятий по выпуску наркотических, бактериологических, биологических, психотропных, сильнодействующих химических и отравляющих средств (кроме аптек);
    имущественные комплексы предприятий, которые обеспечивают деятельность в сфере обращения оружия и радиоактивных веществ;
    (Абзац четвертый пункту "у" части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 358-XIV ( 358-14 ) от 24.12.98 ) защитные сооружения гражданской обороны;
    (Абзац пятый пункту "у" части второй статьи 5 в редакции Закона N 1413-IV (1413-15) от 03.02.2004 ) полигоны, строения, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники;
г) объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом, в частности:
    структурные подразделы имущественных комплексов, которые обеспечивают постоянное размещение и хранение государственных резервов и мобилизационных запасов;
    пенитенциарные заклад;
    имущественные комплексы предприятий геологической, картографической, гидрометеорологической служб, службы контроля за состоянием окружающей естественной среды;
    объекты государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации продукции;
    имущественные комплексы предприятий авиационной промышленности;
    автомобильные дороги, кроме тех, что принадлежат предприятиям к первому разветвлению их за пределами территории этих предприятий;
    имущественные комплексы предприятий, которые осуществляют производство основной железнодорожной техники (электровозы, тепловозы, дизель-поезда, вагоны);
    имущественные комплексы предприятий железнодорожного транспорта с их инфраструктурой;
    метрополитен, городской электротранспорт;
    имущество, которое обеспечивает целостность объединенной энергетической
    системы Украины и диспетчерское (технологическое, оперативно-технологическое) управления, магистральные и межгосударственные электрические сети;
    атомные электростанции, гидроэлектростанции с плотинами, которые обеспечивают водоснабжение потребителям и проведение гидромелиоративных работ, теплоэлектроцентрали;
    магистральные нефть- и газопроводы и магистральный трубопроводный транспорт, которые обслуживают нужды государства в целом, подземные нефть- и газохранилища;
    транспортные средства специального назначения, которые обеспечивают выполнение работ, связанных с ликвидацией пожаров, следствий стихийных бедствий;
    объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства городов, включая сети, сооружения, оборудование, которые связаны со снабжением потребителям воды, газа, тепла, а также отводом и очищением сточных вод;
    имущественные комплексы структурных подразделов хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий, которые обеспечивают размещение и хранение мобилизационных запасов и имущество хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий, которое входит в уставный капитал Государственной акционерной компании "Хлеб Украины";
    ( Абзац шестнадцатый пункту "г" части второй статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1200-XIV ( 1200-14 ) от 03.11.99 ) имущественные комплексы предприятий соляной промышленности;
    •    акватории портов, причалы всех категорий и назначений, причальные в портах и гидрографические сооружения, набережные причалов, защитные сооружения и системы сигнализации, портовые системы инженерной инфраструктуры и сооружения связи, энерговодообеспечение и водоотвод, автомобильные дороги и железнодорожные пути (к первому разветвлению за пределами территории порта), учебный и гидрографический флот, имущественные комплексы судоходных инспекций;
    водохранилища и водохозяйственные каналы комплексного назначения, межхозяйственные мелиоративные системы, гидротехнические защитные сооружения;
    имущественные комплексы предприятий, которые изготовляют спирт, вина и ликеро-водочные изделия;
    крематории, кладбища.
3. С целью технического перевооружения и восстановление производства, улучшение финансово-экономического состояния предприятий Вооруженных Сил Украины имущество таких предприятий, которое есть единым имущественным комплексом, может корпоратизироваться. Приватизациятаких предприятий осуществляется с сохранением в государственной собственности 51 процента акций. Отдельными законами Украины определяется порядок корпоратизации и приватизации указанных предприятий.
4. Объекты топливно-энергетического комплекса, за исключением тех, которые не подлежат приватизации соответственно этому Закону, приватизируются в порядке, установленном отдельным законом об особенностях приватизации имущества предприятий топливно-энергетического комплекса. ( Статью 5 дополнено частью четвертой согласно Закона N 1695-III ( 1695-14 ) от 20.04.2000 - вступает в силу со дня введения в действие Закона Украины об особенностях приватизации имущества предприятий топливно-энергетического комплекса )
5. По согласованию с Кабинетом Министров Украины приватизируются имущественные комплексы:
    предприятий-монополистов на рынке соответствующих товаров Украины, признанных такими в установленном порядке;
    предприятий военно-промышленного комплекса, которые подлежат конверсии согласно соответствующей программе;
    предприятий, приватизация которых осуществляется с привлечением иностранных инвестиций по международным договорам Украины;
    других объектов, отнесенных Государственной программой приватизации к группе Г. Перечень объектов, отнесенных Государственной программой приватизации к группе Г, приватизациякоторых осуществляется с привлечением иностранных инвестиций, утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
6. Перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации, утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
7. Здания (сооружения, помещение) по желанию покупателя приватизируются вместе с объектами приватизации, которая в них расположены, если на это нет прямого запрета соответственно Фонду государственного имущества Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым. При наличии такого запрета указанные здания (сооружения, помещения) передаются владельцам приватизированных объектов по их
желанию в аренду на срок не менее чем 10 лет.
Если в нежилых помещениях дома, что является государственной собственностью, размещается два или больше государственных или основанных на аренде государственного имущества предприятий, то в случае принятия решения о приватизации одного или нескольких из них тронутые ими помещения, при отсутствии запрета на приватизацию этого дома, приватизируются вместе с другим имуществом предприятия после закрепления за названными сопользователями тронутых ими помещений на праве полного хозяйственного ведения, оперативного управления или на договорных началах.

Статья 6. Субъекты приватизации.
Субъектами приватизации являются:
    государственные органы приватизации;
    покупатели (их представители);
    посредники.

Статья 7. Государственные органы приватизации.
1. Государственную политику в сфере приватизации осуществляют Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым, которые представляют единую систему государственных органов приватизации в Украине.
2. Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства в районах и городах, органы приватизации в Автономной Республике Крым действуют на основании Закона Украины "О Фонде государственного имущества Украины", этого Закона, других законов Украины по вопросам приватизации.
( Положение абзаца второго части второй статьи 7 признано не отвечающим Конституции Украины (является неконституционным) и теряет силу относительно подчинения Фонда государственного имущества Украины Верховной Рады Украины на основании Решения Конституционного Суда Украины N 9-рп ( v009p710-98 ) от 01.07.98 )
Фонд государственного имущества Украины подчиняется, подотчетный и подконтрольный Верховной Раде Украины.
Глава Фонда государственного имущества Украины назначается на должность и освобождается из должности Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины.
3. Государственные органы приватизации в пределах своей компетенции осуществляют такие основные полномочия:
    изменяют в процессе приватизации организационную форму предприятий, которые находятся в государственной собственности;
    осуществляют полномочие владельца государственного имущества в процессе приватизации;
    выступают арендодателем имущества, которое находится в государственной собственности, согласно законодательству;
    продают имущество, которое находится в государственной собственности, в процессе
    его приватизации, включая имущество ликвидированных предприятий, объектов незавершенного строительства и бывшее военное имущество, которое получило статус гражданского, а также акции (доли, пае), чтопринадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ;
    создают комиссии по приватизации;
    утверждают планы приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, планы размещения акций акционерных обществ в процессе приватизации;
    разрабатывают проекты государственных программ приватизации и подают их на утверждение Верховной Раде Украины;
    заключают соглашения относительно проведения подготовки объектов к приватизации и их продаже;
    заключают договоры на проведение независимой оценки имущества в процессе его приватизации;
    ( Абзац десятый части третьей статьи 7 в редакции Закона N 2801-IV ( 2801-15 ) от 06.09.2005 ) заключают в случаях, предусмотренных законодательством, соглашения относительно проведения экологического аудита объектов приватизации;
    ( Часть третью статьи 7 дополнено абзацем одиннадцатым согласно Закону N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
    ( Абзац двенадцатый части третьей статьи 7 исключен на основании Закона N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006 )
    выступают со стороны государства основателем предприятий со смешанной формой собственности;
    принимают участие в разработке международных договоров Украины по вопросам государственной собственности и ее использование;
    осуществляют защиту имущественных прав государственных предприятий, организаций, учреждений, а также акций (долей, паев), что принадлежат государству, на территории Украины и за ее границей;
    контролируют выполнение условий договоров купли-продажи государственного имущества;
    осуществляют продажу земельных участков, на которые расположенные объекты, которые подлежат приватизации.
    ( Часть третью статьи 7 дополнено абзацем согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционной согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008;
    в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 ) Государственные органы приватизации осуществляют другие полномочия, предусмотренные этим Законом, другими законами Украины по вопросам приватизации.
4. Должностные лица государственных органов приватизации несут уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность за неправомерные действия относительно имущества, которое приватизируется, в порядке, установленном законодательством.
5. Государственные органы приватизации не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины и учредительными документами этих предприятий.
6. Органы приватизации в Автономной Республике Крым действуют в пределах полномочий, определенных Фондом государственного имущества Украины, и полномочий, делегированных Верховной Радой Автономной Республики Крым относительно распоряжения имуществом, которое принадлежит Автономной Республике Крым.
Органы приватизации в Автономной Республике Крым в вопросах приватизации имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым, являются подотчетными и подконтрольными Верховной Раде Автономной Республики Крым.
7. Продажа имущества, которое есть в коммунальной собственности, осуществляют органы, создаваемые соответствующими местными советами. Указанные органы действуют в пределах полномочий, определенных соответствующими местными советами, и есть им подчиненными, подотчетными и подконтрольными.
( Часть восьмую статьи 7 исключено на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
9. Деятельность и решения органов по вопросам приватизации, акционирование, конкурсов, создание которых не предусмотрено этим Законом, не распространяются на государственные органыприватизации и не берутся ими к выполнению.

Статья 8. Покупатели.
1. Покупателями объектов приватизации могут быть:
    граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства;
    юридические лица, зарегистрированные на территории Украины, кроме предусмотренных частью третьей этой статьи;
    юридические лица других государств.
2. Для общего участия в приватизации граждане могут создавать хозяйственные общества, в том числе из членов трудового коллектива, в порядке, установленном законодательством Украины.
Хозяйственное общество членов трудового коллектива предприятия, которое приватизируется, основывается на основании решения общего собрания, в которому принимало участие больше 50 процентов работников предприятия или их уполномоченных представителей.
3. Не могут быть покупателями:
    юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25 процентов;
    органы государственной власти;
    работники государственных органов приватизации.
    (Абзац четвертый части третьей статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000)
    (Абзац пятый части третьей статьи 8 исключен на основании Закона N 2182-III ( 2182-14 ) от 21.12.2000)
4. Покупатели - юридические лица обязаны подать в государственный орган приватизации документ о распределении уставного капитала среди участников. Ответственность за достоверность представленного документа возлагается на покупателя согласно законодательству.
5. Государственной программой приватизации относительно конкретных объектов (групп объектов) могут быть установленные другие ограничения или особенности участия покупателей в приватизации, включая отраслевые и суммарные квоты на приобретение юридическими лицами государственного имущества, акций (долей, паев).

Статья 9. Доверительные общества, инвестиционные фонды и инвестиционные компании.
1. С целью развития рынка ценных бумаг и дальнейшего его обслуживание, снижение риска покупателей при размещении вкладов в объекты приватизации создаются доверительные общества, инвестиционные фонды и инвестиционные компании, другие финансовые посредники.
Обращение покупателей к услугам посреднических организаций при приобретении государственного имущества не является обязательным.
( Часть первая статье 9 с изменениями, внесенными согласно Закона N 1724-III (1724-14) от 18.05.2000)
2. Порядок создания и деятельности финансовых посредников определяется законом.
( Часть друга статьи 9 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )

Статья 10. Контрольные комиссии по вопросам приватизации.
1. С целью обеспечения контроля за осуществлением Государственной программы приватизации, соблюдением законодательства Украины о приватизации и анализа ее следствий из числа депутатов создается Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросамприватизации.
2. Положение о Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации и ее состав утверждаются Верховной Радой Украины.
3. С целью обеспечения контроля за ходом приватизации, соблюдением законодательства Украины о приватизации и анализа ее следствий Верховная Рада Автономной Республики Крым и местные советы создают соответствующие контрольные комиссии по вопросам приватизации.
Положение о контрольных комиссиях по вопросам приватизации и их состав утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими местными советами.

Раздел 2. Порядок и способы приватизации.
    
Статья 11. Порядок приватизации.
Порядок приватизации государственного имущества предусматривает:
    опубликование списка объектов, которые подлежат приватизации, в изданиях государственных органов приватизации, местной печати;
    принятие решения о приватизации объекта на основании представленного заявления или исходя из задач Государственной программы приватизации и создание комиссии поприватизации;
    опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта;
    проведение аудиторской проверки финансовой отчетности предприятия, которое приватизируется (за исключением объектов малой приватизации);
    проведение в случаях, предусмотренных законодательством, экологического аудита объекта приватизации;
    ( Статью 11 дополнено абзацем шестым согласно Закону N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
    утверждение плана приватизации или плана размещения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, и их реализацию.

Статья 12. Представление заявления и принятие решения о приватизации.
1. Инициатива относительно приватизации может выходить от государственных органов приватизации, а также покупателей, признанных такими соответственно статье 8 этого Закона.
Покупатели единых имущественных комплексов и инвесторы, которые желают приобрести контрольный пакет акций, обязанные вместе с заявлением подать бизнес-план или технико-экономическое обоснование послеприватизационного развития объекта, который включает план занятости работников предприятия, предложение инвестора с указанием максимального размера инвестиции, сроков и порядка ее внесения, а также декларацию о доходах для покупателей - физический лиц.
Заявления о приватизации подаются в государственные органы приватизации по местонахождению объекта, который приватизируется, в письменной форме и в порядке, который устанавливается Фондом государственного имущества Украины.
2. Государственные органы приватизации в продолжение месяца рассматривают заявления и принимают решение относительно приватизации объекта и в пятидневный срок письменно сообщают об этом заявителя, администрацию и трудовой коллектив предприятия, которое приватизируется, а также соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный управлять этим имуществом. В случае отказа в приватизации соответствующий орган приватизации сообщает заявителей о причине отказа.
3. Отказ в приватизации возможен только в случаях, когда:
    лицо, которое подало заявление, не может быть признано покупателем согласно статье 8 этого Закона;
    законодательством установлено ограничение относительно приватизации этогопредприятия;
    имущество в установленном порядке включено в перечень объектов (группы объектов), которые не подлежат приватизации;
    объект приватизации находится в заповедной зоне, или расположен в прибрежных защитных полосах морей, речек, озер на расстоянии ближе чем 100 метров от них.
    ( Часть третью статьи 12 дополнено абзацем пятым согласно закона N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )

4. С момента принятия решения о приватизации имущества государственного предприятия:

    орган, который осуществляет управление имуществом этого предприятия, передает в установленном порядке функции из управление этим имуществом государственным органам приватизации;
    относительно этого предприятия прекращается действие норм Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) в части купли, продажи, передачи, обмена, сдачи в аренду, предоставление безвозмездно, списание имущества, выпуска и приобретение ценных бумаг, предоставление и получение кредитов в размерах, которые превышают среднегодовой уровень таких операций за последние три года с учетом уровня инфляции, а также запрещается передача имущества випотеку. Если эти действия необходимы для эффективного функционирования государственного предприятия, имущество которого приватизируется, они осуществляются предприятием с разрешения государственных органов приватизации.
    ( Абзац третий части четвертой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005 )

Статья 13. Комиссия по приватизации объекта.
1. Государственный орган приватизации в продолжение месяца со дня  принятия решения о приватизации объекта утверждает состав комиссии по приватизации объекта и устанавливает срок представления проекта плана приватизации. Этот срок не должен превышать двух месяцев со дня утверждения состава комиссии.
2. В состав комиссии входят по принципу одинакового представительства представители хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива предприятия, которое приватизируется, в том числе и от представительного органа трудового коллектива - выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) или другого уполномоченного им органа, другие лица (или их представители), которые подали заявление на приватизацию, представители местных советов, финансовых органов, государственного органа приватизации, центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов Украины или его территориальных органов, Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, органа, уполномоченного к принятию решения о приватизации управлять соответствующим государственным имуществом, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
Соответствующие органы и лица обязанные в пятидневный срок с момента получения сообщения о принятии решения относительно создания комиссии делегировать к ее составу своих представителей. Если в указанный срок они не делегировали своих представителей в состав комиссии, государственный орган приватизации имеет право утвердить состав комиссии без представителей этих органов.
( Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1096-IV ( 1096-15 ) от 10.07.2003, N 1413-IV ( 1413-15 ) от 03.02.2004, N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
3. Деятельность комиссии регулируется Положением, которое утверждается Фондом государственного имущества Украины.
4. При приватизации законсервированных объектов, объектов незавершенного строительства, имущества ликвидированных предприятий или объектов, которые подлежат приватизации в порядке, определенном Законом Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)" ( 2171-12 ), отдельного индивидуально определенного имущества, акций (долей, паев), что принадлежат государству в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, комиссия по приватизации не создается и план приватизации не составляется.

Статья 14. Проект плана приватизации.
1. Комиссия по приватизации составляет проект плана приватизации объекта, в котором учитываются предложения:
    хозяйственного общества, созданного работниками предприятия, которое приватизируется, и других покупателей;
    местных советов по местонахождению объекта приватизации;
    государственных органов приватизации;
    центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
    Антимонопольного комитета Украины, его территориальных отделений;
    центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов Украины или его территориальных органов.
    ( Часть первая статье 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008;
    в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
2. Проект плана приватизации должен предусматривать сроки и  способы приватизации, начальную стоимость объекта приватизации (размер уставного капитала хозяйственного общества), рекомендованные формы платежа, размеры пакетов акций за направлениями их реализации, а также обеспечение технологического единства производства, недопущение разрушения единых имущественных комплексов, циклов, технологий, порядок использования имущества, которое не подлежит приватизации. ( Абзац первый части второй статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
По решению комиссии к разработке проекта плана приватизации может быть включен проект реорганизации объекта, в котором предусмотрено создания на основе его структурных подразделов юридических лиц.
Решение о необходимости реорганизации принимается в порядке, который устанавливается Фондом государственного имущества Украины и Антимонопольным комитетом Украины.
К проекту плана приватизации прибавляется акт оценки стоимости объекта приватизации, который составляется соответственно законодательству и утверждается органом приватизации, и технический паспорт земельного участка государственной собственности, который подлежит продаже государственным органом приватизации. (Абзац четвертый части второй статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционной согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
В случае проведения соответственно законодательству экологического аудиту объекта приватизации к проекту плана приватизации прибавляется вывод о проведении экологического аудиту. ( Часть вторая статьи 14 дополнена абзацем пятым согласно Закона N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
В случае если проектом плана приватизации предусмотрена продажа единого имущественного комплекса предприятия, которое приватизируется, или контрольного пакета акций, к проекту плана приватизации прибавляются документы, указанные в части первой статье 12 этого Закона.
3. Если трудовой коллектив предприятия, имущество которого приватизируется, или другие покупатели не соглашаются с проектом плана приватизации, разработанным комиссией, они могут подготовить альтернативный вариант плана.
4. Проект плана, разработанный комиссией, и альтернативный проект плана трудового коллектива или других покупателей подаются на рассмотрение региональных отделений Фонда государственного имущества Украины или его представительств в районах и городах, которые на протяжении десяти дней обязаны рассмотреть представленные проекты, утвердить план приватизации и довести его до заинтересованных  лиц.
5. Решение об утверждении плана может быть обжаловано в десятидневный срок в Фонд государственного имущества Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым.

Статья 15. Способы приватизации.
1. Приватизация государственного имущества осуществляется путем:
    ( Абзац второй части первой статьи 15 исключено на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )  продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу;
    ( Абзац третий части первой статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 ) продажи акций (долей, паев), что принадлежат государству в хозяйственных обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и другими способами, которые предусматривают общедоступность и конкуренцию покупателей;
    продажи на конкурсной основе единого имущественного комплекса государственного предприятия, которое приватизируется, или контрольного пакета акций открытого акционерного общества при представлении покупателем документов, предусмотренных частью первой статьи 12 этого Закона;
    выкупа имущества государственного предприятия согласно альтернативному плану приватизации.
Неконкурентные способы продажи имущества государственных предприятий применяются относительно объектов, не проданных на аукционе, по конкурсу.
2. Создание коллективных предприятий, хозяйственных обществ, кроме открытых акционерных обществ, в процессе приватизации имущества государственных предприятий (за исключением объектов малой приватизации) не допускается.
3. Приватизация законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса осуществляется путем:
    продажи на аукционе, по конкурсу;
    выкупа.
Приватизация указанных объектов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)" ( 2171-12 ) и Государственной программой приватизации.
По решению органов приватизации законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства могут передаваться на условиях соответствующего договора лицам, которые могут быть покупателями соответственно этому Закону, для завершения строительства или вноситься в уставный капитал хозяйственного общества как государственная доля со следующей ее приватизацией в порядке, установленном законодательством Украины.
4. Приватизация имущества небольших государственных предприятий (объектов малой приватизации) осуществляется соответственно Закону Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)".
5. В случае принятия после истечения срока действия концессионного договора решения о приватизации имущества объекта, который предоставлялся в концессию, у бывшего концессионера возникает право на выкуп этого имущества согласно определенным условиям приватизации, если им в связи с выполнением условий концессионный договор создан (построено) это имущество или осуществлено его улучшение стоимостью не менее чем 25 процентов стоимости имущества на момент приватизации.
( Статью 15 дополнено частью пятой согласно Закону N 1414-IV ( 1414-15 ) от 03.02.2004 )

Статья 16. Продажа объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах.
Продажа объектов приватизации на аукционе, по конкурсу и на фондовых биржах осуществляется в порядке, который утверждается Фондом государственного имущества Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
(Статья 16 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )

Статья 17. Приватизация имущества, сданного в аренду.
1. Приватизация сданных в аренду единых имущественных комплексов государственных предприятий, организаций и их структурных подразделов, кроме небольших государственных предприятий, осуществляется путем продажи принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ (далее - общества), основанных государственными органами приватизации и арендаторами.
2. После утверждения плана приватизации основатели в десятидневный срок принимают решение о создании общества, утверждают его устав и в установленном порядке подают документы к местному органу исполнительной власти для государственной регистрации общества. Плата за регистрацию общества не взыскивается.
( Абзац первый части второй статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 )
При преобразовании арендных предприятий в открытые акционерные общества его основателями выступают со стороны государства соответствующий государственный орган приватизации, а со стороны арендатора - хозяйственное общество, созданное арендаторами.
К завершению продажи акций, предусмотренного планом размещения акций (планом приватизации), и первых общих сборов акционеров приватизированного предприятия руководство предприятием полагается на администрацию арендного предприятия, которое приватизируется.
3. С момента регистрации общества договор аренды считается разорванным, деятельность предприятия, созданного на базе арендованного имущества, или любого субъекта предпринимательской деятельности, который арендует имущество, прекращается, общество становится правопреемником прав и обязанностей арендатора.
4. В уставной капитал общества вносится государственное имущество, сданное в аренду (за исключением имущества, которое не подлежит приватизации или относительно которого установлен особый порядок приватизации), и имущество, что является собственностью арендатора.
5. На стоимость своего взноса арендатор получает акции созданного общества. Продажа акций, которые принадлежат государству, осуществляется государственными органами приватизации согласно законодательству о приватизации.
6. Члены организации арендаторов, члены трудового коллектива предприятия, созданного арендатором, а также бывшие работники объекта приватизации, которые вышли на пенсию, уволенные на основании пункта 1 статье 40 Кодекса законов о труде Украины и не работают с момента освобождения на других предприятиях, лица, которые имеют право соответственно законодательству возвратиться на предыдущее место работы на этом предприятии, и инвалиды, уволенные в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, имеют право на приобретение акций за средства соответственно статье 25 этого Закона.
( Часть шестая статье 17 с изменениями, внесенными согласно Закона N 1724-III (1724-14) от 18.05.2000)
7. Если стоимость имущества, которое вносится арендатором (организацией арендаторов или хозяйственным обществом, созданным членами трудового коллектива предприятия, которое приватизируется) к уставному капиталу общества, составляет меньше 25 процентов его уставного капитала и с учетом стоимости акций, приобретенных ими, не превышает этого размера, члены организации арендаторов (члены трудового коллектива предприятия - основатели хозяйственного общества, которое является арендатором) имеют право на дополнительное приобретение за средства акций, которые есть в государственной собственности, за их номинальной стоимостью в пределах 25 процентов уставного капитала общества, но не больше 30 не обложенных налогами минимумов доходов граждан на каждого член организации арендаторов (члена трудового коллектива предприятия - основателя хозяйственного общества, которое является арендатором). ( Часть седьмая статьи 17 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
8. В случае отказа арендатора выступить основателем акционерного общества приватизацияимущества, сданного в аренду, осуществляется без его согласия в порядке, определенном статьей 18 этого Закона. Договор аренды сохраняет действие для нового собственника приватизированного имущества.
9. Арендатор имеет право на выкуп объекта аренды, если это было предусмотрено договором аренды, заключенным ко вступлению в силу Законом Украины "Об аренде государственного имущества" ( 2269-12 ).
Арендатор осуществляет выкуп объекта аренды соответственно законодательству и договору аренды. Условия выкупа (цена, порядок, сроки, средства платежа) определяются в договоре аренды. Цена объекта аренды определяется соответственно статье 20 этого Закона. ( Абзац второй части девятой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
Арендатор имеет право отказаться от осуществления предусмотренного в договоре права на выкуп.

Статья 18. Продажа акций и долей (паев), что принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ.
1. При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество в процессе приватизации его основателем выступает государственный орган приватизации, который действует в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.
К основателям такого акционерного общества не применяются ограничения, предусмотренные частью первой статьи 30 Закона Украины "О хозяйственных обществах" ( 1576-12 ).
2. Основатель акционерного общества устанавливает соответственно плану приватизации (плана размещения акций) способы, объем и сроки продажи акций. ( Абзац первый части второй статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества согласно  этого Закона могут выпускаться только простые именные акции.
3. Работники предприятия, имущество которого приватизируется, имеют право объединиться соответственно статье 8 этого Закона для выкупа контрольного пакета акций.
4. Продажа акций основателем акционерного общества производится на конкурсных началах, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
5. Созданное соответственно этой статье акционерное общество является правопреемником предприятия, которое приватизируется.
6. Продажа акций (долей, паев), что принадлежат государству в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, производится с учетом законодательства и учредительных документов этих предприятий.
Если продажа осуществляется не на конкурентных началах, то стоимость этих акций (долей, паев) определяется путем проведения независимой оценки. ( Абзац второй части шестой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2801-IV (2801-15) от 06.09.2005)
7. По решению государственного органа приватизации к началу продажи акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации и корпоратизации, а в других случаях - по решению вышестоящего органа открытого акционерного общества, к уставному капиталу этого общества может дополнительно вноситься имущество, приобретенное предприятием в период между датой оценки размера уставного капитала и датой государственной регистрации открытого акционерного общества, безосновательно исключенное имущество и имущество, относительно которого снят запрет на приватизацию.
Порядок оценки стоимости имущества, которое дополнительно вносится в уставный капитал общества, определяется по методике, которая утверждается Кабинетом Министров Украины.
Дополнительная эмиссия акций на стоимость имущества, дополнительно внесенного в уставный капитал общества, осуществляется открытыми акционерными обществами, созданными в процессе приватизации и корпоратизации, в порядке, определенном Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка.
Продажа акций дополнительной эмиссии осуществляется государственными органами приватизации конкурентными способами. ( Статья 18 дополнена частью седьмой согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
Статья 18-1. Отчуждение земельных участков государственной собственности, на которых расположены объекты, которые подлежат приватизации
1. Государственные органы приватизации в порядке, который утверждается Кабинетом Министров Украины, осуществляют продажу земельных участков государственной собственности, на которые расположенные объекты, которые подлежат приватизации.
2. Продажа земельного участка государственной собственности осуществляется после:
а) определение границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепление их межевыми знаками;
б) изготовление технической документации относительно продажи земельного участка, который включает ее технический паспорт.
3. Стоимость земельного участка определяется на основании ее экспертной денежной оценки, которая проводится по методике ( 2002-1531-2002-п), утвержденной Кабинетом Министров Украины.
4. Покупатели объектов, которые подлежат приватизации, вместе с объектами приватизации осуществляют приобретение земельных участков, на которые эти объекты расположены, на аукционах. Земельные участки, которые не подлежат продажи соответственно Земельному кодексу Украины, предоставляются в долгосрочную аренду с условием следующего их приобретения арендатором, в случае снятия запрета на продажу указанных участков.
5. Отчуждение земельных участков государственной собственности осуществляется по договорам купли-продажи, заключенными с учетом требований Земельного кодекса Украины.
( Закон дополнен статьей 18-1 согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано
неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 (v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008)

Статья 19. Информация о приватизации.
1. Информацию о приватизации составляют ведомости относительно:
    перечней объектов, относительно которых принято решения о приватизации, условиях их продажи;
    срока, на протяжении которого принимаются к рассмотрению планы приватизации и заявления на право продажи объектов приватизации;
    решение об утверждении планов приватизации и заключение соглашений с юридическими лицами или специалистами на разработку проектов планов приватизации и продажи объекта приватизации, а также основания, на основе которых были принятые эти решения;
    результатов выполнения планов приватизации, которые подлежат опубликованию в специальных бюллетенях Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, которые распространяются за подпиской и в розничной торговле, местной печати.
Информация о результатах приватизации объекта (информация о победителях конкурса, аукциона, цену, за которая приобретена объект приватизации, данные о распределении акций (долей, паев) между новыми собственниками (отдельно по каждому юридическому лицу) подлежит опубликованию в местной печати по месту расположения соответствующего объекта.
2. Информация о сроках и условиях проведения аукциона, конкурса, выпуска акций в свободную продажу должна быть опубликована в информационных бюллетенях органов приватизации, центральной и местной печати не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения аукциона, конкурса, выпуска акций в свободную продажу.
3. Типичный, обязательный для публикации в бюллетене перечень ведомостей для разных видов предприятий, порядок их представления, форма публикации определяются Фондом государственного имущества Украины.

Раздел 3. Финансовые отношения приватизации.

Статья 20. Определение начальной стоимости имущества, которое приватизируется.
1. Определение начальной стоимости объекта приватизации или размера уставного капитала хозяйственного общества, которое создается на основе государственного предприятия, осуществляется согласно методике, которая утверждается Кабинетом Министров Украины.
2. В случае приватизации объекта путем его выкупа стоимость объекта приватизации определяется путем проведения независимой оценки. (Часть вторая статьи 20 в редакции Закона N 2801-IV ( 2801-15 ) от 06.09.2005)
3. Расходы, связанные с проведением аудиторских проверок, возмещаются за счет предприятий, которые приватизируются.

Статья 21. Источник средств для приобретения государственного имущества, которое приватизируется.
1. Государственное имущество может быть приобретено за счет собственных и одолженных средств покупателей, которые имеют право принимать участие в приватизации согласно  этого Закона ( Абзац первый части первой статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000)
При приобретении объекта приватизации за счет денежных средств на сумму, которая превышает пятьдесят не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, покупатель - физическое лицо должен подать в орган приватизации декларацию о доходах.
2. Покупатели - иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями приобретают государственное имущество в процессе приватизации с оплатой его стоимости в национальной валюте на общих основаниях и с представлением ведомостей об источниках поступления средств.
( На частичное изменение пункта 2 статье 21 разрешить в процессе приватизации государственного имущества покупателям - иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями оплату его стоимости в конвертированной валюте согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001;
на частичное изменение части второй статьи 21 разрешить в процессе приватизации государственного имущества покупателям-нерезидентам оплату его стоимости в свободно конвертированной валюте, если это предусмотрено условиями продажи согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002; на частичное изменение части второй статьи 21 разрешить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертированной иностранной валюте согласно Законам N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004, N 3050-IV ( 3050-15 ) от 03.11.2005, N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005;
на частичное изменение части второй статьи 21 разрешить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертированной иностранной валюте согласно Закону N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006;
на частичное изменение части второй статьи 21 разрешить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертированной иностранной валюте согласно Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционной согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008;
на частичное изменение части второй статьи 21 разрешить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертированной иностранной валюте согласно Закону N 835-VI ( 835-17 ) от 26.12.2008 )
(Относительно остановки действия части второй статьи 21 на 2003 год см. Закон N380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002 )
3. Покупатели, которые имеют право принимать участие в приватизации согласно этого Закона, должны использовать для приобретения объектов приватизации деньги путем их безналичного перечисления с открытых ими в банках Украины именных счетов. (Часть третья статье 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III (1724-14 ) от 18.05.2000)
( Статья 22 исключена на основании Закона N 1724-III (1724-14) от 18.05.2000)

Статья 23. Использование денежных средств, полученных от приватизации.
1. Средства, полученные от приватизации государственного имущества, и другие поступления, связанные с приватизацией, зачисляются в Государственный бюджет Украины в полном объеме.
( Действие части первой статьи 23 приостановлено на 2003 год согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002;
действие части первой статьи 23 остановлено на 2004 год согласно Закону N 1344-IV (1344-15 ) от 27.11.2003;
действие части первой статьи 23 остановлено на 2005 год согласно Закону N 2285-IV (2285-15 ) от 23.12.2004; в редакции Закона N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Часть вторая статьи 23 исключена на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
3. Средства, полученные от продажи объектов незавершенного строительства, которые сооружались соответственно программе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за вычитанием расходов на проведение приватизации направляются в установленном порядке к Фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения для финансирования работ на пусковых строениях согласно указанной программе.
4. Средства, полученные от продажи земельных участков, которые находятся в государственной собственности, на которые расположенные объекты, которые подлежат приватизации, зачисляются государственными органами приватизации к государственному и местным бюджетам в порядке, определенном законом о Государственном бюджете Украины. ( Статью 23 дополнено частью четвертой согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008)

Раздел 4. Социальные вопросы приватизации.
    
Статья 24. Безвозмездная передача государственного имущества.
( Часть первая статьи 24 исключена на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
2. По решению государственного органа приватизации объекты социально-бытового назначения в случае отказа трудовых коллективов предприятий, которые приватизируются, от приватизации этих объектов могут передаваться в коммунальную собственность соответствующих территориальных общин соответственно законодательству. В случае невозможности удержания за счет средств местного бюджета объектов социально-бытового назначения, созданных за счет средств фонда социального развития (аналогичных фондов) предприятия, которые приватизируется, а также при наличии согласия открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации и корпоратизации на базе указанного предприятия, указанные объекты могут передаваться в порядке, который устанавливается Фондом государственного имущества Украины в бессрочное безвозмездное пользование такому обществу при условии их целевого использования и надлежащего удержания и без права продажи. Дальнейшая приватизация таких объектов осуществляется соответственно закону.
( Часть вторая статьи 24 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )

Статья 25. Льготы работникам предприятия, которое приватизируется.
1. Работникам предприятия, имущество которого приватизируется, предоставляется право на первоочередное приобретение акций, сумма нарицательных стоимость которых составляет 45 не обложенных налогами минимумов доходов граждан каждому из работников. (Часть первая статьи 25 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
2. Льготы, предусмотренные частью первой этой статьи, распространяются также на бывших работников предприятий, которые вышли на пенсию, уволенные на основании пункта 1 статье 40 Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 ) и не работают с момента
освобождения на других предприятиях, лиц, которые имеют право соответственно законодательству возвратиться на предыдущее место работы на этом предприятии, инвалидов, уволенных в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, и работников, уволенных в связи с состоянием здоровья, а также на работников социально-культурных и оздоровительно-лечебны учреждений, которые приватизируются в составе предприятий, на балансе которых они находятся. (Часть вторая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
3. Хозяйственное общество, в состав которого вошло не менее чем 50 процентов работников предприятия, имущество которого приватизируется путем продажи на аукционе или по конкурсу, созданное согласно статье 8 этого Закона, пользуется приоритетным правом на приобретение этого имущества за равных предложенных условий купли, а также правом на рассрочку платежа на срок не больше одного года с начальным взносом не меньше 30 процентов цены, за которая приобретена имущество на аукционе или по конкурсу.
(Часть четвертая статьи 25 исключена на основании Закона N 2629-IV ( 2629-15 ) от 02.06.2005 )
5. Цена одной акции при льготной продаже, предусмотренной этой статьей, устанавливается на равные половины нарицательной стоимости акции. (Часть пятая статьи 25 в редакции Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
6. Государственной программой приватизации могут устанавливаться дополнительные условия льготной продажи объектов приватизации. ( Статья 25 дополнена частью шестой согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )

Статья 26. Социальные гарантии работникам предприятия, которое приватизируется, и приватизированного предприятия.
1. Со дня принятия решения о приватизации разрыва трудового договора с работником предприятия, которое приватизируется, по инициативе владельца или уполномоченного им органа не допускается, за исключением освобождения на основании пункта 6 статье 40 Кодекса законов о труде Украины или совершения работником действий, за которые законодательством предусмотренная возможность освобождения на основании пунктов 3, 4, 7, 8 статье 40 и статьи 41 Кодекса законов о труде Украины.
2. Не допускается освобождение работников приватизированного предприятия по инициативе нового владельца или уполномоченного им органа на протяжении 6 месяцев со дня перехода к нему права собственности.
3. Заключение коллективного договора между новым собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом, а также трудоустройство высвобожденных работников осуществляются соответственно законодательства.

Раздел 5. Договорные отношения приватизации.    

Статья 27. Оформление соглашений приватизации.
1. При приватизации имущества государственного предприятия как единого имущественного комплекса путем его выкупа, продажи на аукционе, по конкурсу между продавцом и покупателем заключается соответствующий договор купли-продажи
2. К договору купли-продажи должны включаться предусмотренные бизнес-планом или планом приватизации обязательства или обязательство сторон, которые были определены условиями аукциона, конкурса или выкупа, относительно:
    осуществление программ технического перевооружения производства, внедрение прогрессивных технологий;
    осуществление комплекса мероприятий по сохранению технологического единства производства и технологических циклов;
    сохранения и рационального использования рабочих мест;
    выполнение требований законодательства о защите экономической конкуренции; (Абзац пятый части второй статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003)
    сохранение номенклатуры и объема производства продукции (услуг) согласно бизнес-плана;
    завершение строительства жилых домов;
    удержание объектов социально-бытового назначения;
    выполнение мероприятий по созданию безопасных и безвредных условий работы и охраны окружающей среды;
    внесение инвестиций исключительно в денежной форме, их размера и сроков;
    выполнение установленных мобилизационных задач;
    погашение долгов; ( Часть другу статьи 27 дополнено абзацем двенадцатым согласно Закону N 597-IV ( 597-15 ) от 06.03.2003 )
    дальнейшего использования земельного участка соответственно требованиям Земельного кодекса Украины ( 2768-14 ).( Часть другу статьи 27 дополнено абзацем согласно Закону N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционной согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008;  в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
К договору купли-продажи объекта приватизации также включаются: ( Абзац части второй статьи 27 в редакции Закона N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
    ведомости о распределении ответственности за вред, причиненный окружающей естественной среде вследствие хозяйственной деятельности предприятия до проведения его приватизации;
    ( Часть вторую статьи 27 дополнено абзацем согласно Закона N 1863-IV( 1863-15 ) от 24.06.2004 );
    требования и дополнительные ограничения природоохранного законодательства к пользованию об'єктом.
    ( Часть другу статьи 27 дополнено абзацем согласно Закона N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
Включение в договор других обязательств покупателя допускается по согласию сторон.
Срок действия указанных обязательств, за исключением выполнения установленных мобилизационных задач, не должен превышать пять лет, а относительно предприятий-монополистов, предприятий военно-промышленного комплекса, которые подлежат конверсии, отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро, других предприятий и учреждений, приватизация которых осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины, порядок контроля за их деятельностью утверждается Кабинетом Министров Украины.
Указанные в этой части обязательства сохраняют свое действие для лиц, которые приобретут объект в случае его дальнейшего отчуждения на протяжении срока действия этих обязательств. Отчуждение имущества (акций), отягощенных предусмотренными в этой части обязательствами, возможно исключительно по согласию государственного органа приватизации, который осуществляет контроль за их выполнением.
В случае дальнейшего отчуждения приватизированного объекта новый собственник в двухнедельный срок со дня перехода к нему права собственности на этот объект обязан подать в государственный орган приватизации копии документов, которые подтверждают переход к нему права собственности. Государственный орган приватизации обязан требовать от нового собственника выполнения обязательств, определенных договором купли-продажи объекта приватизации и применять к нему в случае их невыполнения санкции согласно закону.
Эмитент или регистратор, который ведет реестр владельцев именных ценных бумаг, обязан подать органа приватизации ведомости о новом собственнике приватизированного объекта на письменное требование государственного органа приватизации.
Договоры о дальнейшем отчуждении имущества (акций), отягощенных предусмотренными в этой части обязательствами, подлежат нотариальному удостоверению и в случаях, предусмотренных законодательством, государственной регистрации. (Абзац части второй статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1724-III (1724-14) от 18.05.2000, N 997-V (997-16) от 27.04.2007) Контроль за выполнением условий договора купли-продажи осуществляет государственный органприватизации.
3. Владельцы приватизированных объектов имеют приоритетное право на долгосрочную аренду (на срок не меньше десяти лет) тронутых ими земельных участков со следующим выкупом этих участков соответственно законодательству Украины, если на это нет прямого запрета Кабинета Министров Украины или соответствующего местного совета.
Местный совет обязан в месячный срок с момента регистрации приватизированного объекта переоформить договор аренды на пользование землей.
4. Договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению и в случаях, предусмотренных законом, государственной регистрации. (Абзац первый части четвертой статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 )
Право собственности на приватизированный объект и земельный участок переходит к покупателю с момента уплаты полной стоимости приобретенного объекта приватизации и земельного участка. (Абзац второй части четвертой статьи 27 в редакции Закона N 2803-IV (2803-15) от 06.09.2005; с изменениями, внесенными согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
5. По требованию одной из сторон договор купли-продажи может быть разорван или признано недействительным по решению суда в случае невыполнения другой стороной обязательств, предусмотренных договором купли-продажи, в определенные сроки.(Часть пятая статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003 )
6. Договор купли-продажи не заключается при продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации, кроме продажи их пакетом согласно плану приватизации (планом размещения акций).
(Абзац второй части шестой статьи 27 исключено на основании Закона N 1724-III (1724-14) от 18.05.2000)
Продажа акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или корпоратизации, на фондовых биржах осуществляется в порядке, установленном законодательством.
7. Соглашения относительно операций с акциями, приобретенными в процессе приватизации, могут заключаться после внесения ведомостей об их покупателе и других ведомостей, определенных законодательством, в реестр владельцев именных ценных бумаг
8. Запрещается дальнейшее отчуждение отдельных частей пакета акций к полному выполнению покупателем условий договора купли-продажи объекта приватизации, а также дальнейшее отчуждение приватизированного объекта без сохранения для нового собственника обязательств, определенных условиями конкурса, аукциона, выкупа.
При дальнейшем отчуждении приватизированного объекта к новому собственнику переходят невыполненные обязательства, которые были предусмотрены договором купли-продажи объекта приватизации. (Статью 27 дополнено частью восьмой согласно Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000)
9. В случае разрыва в судебном порядке договора купли-продажи в связи с невыполнением покупателем договорных обязательств приватизированный объект подлежит возвращению в государственную собственность, включая земельный участок. ( Статью 27 дополнено частью девятой согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000; с изменениями, внесенными согласно Законам N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 (v010p710-08) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008)
Статья 28. Правопреемство владельцев
1. Лица, которые приобрели государственные предприятия как единые имущественные комплексы, есть правопреемниками их имущественных прав и обязанностей соответственно условиям договора между продавцом и покупателем и законодательства Украины.
2. Правопреемство относительно акций (долей, паев), приобретенных в процессе приватизации, которые принадлежали государству в имуществе субъектов предпринимательской деятельности, созданных при участии государственных предприятий, подтверждается договором купли-продажи. Стоимость акций (долей, паев) определяется в установленном порядке.

Раздел 6. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации. Рассмотрение споров.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации
1. За нарушение законодательства о приватизации к виновным лицам применяется уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность соответственно законодательству Украины.
2. Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти при наличии в их действиях признаков преступления, связанного с нарушением законодательства оприватизации, подлежат привлечению к уголовной ответственности в порядке, предусмотренномУголовным кодексом Украины.
3. Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде штрафа за:
    •    безосновательный отказ в принятии заявления о приватизации;
    •    нарушение сроков рассмотрения заявления о приватизации;
    •    нарушение условий и порядка проведения конкурса, аукциона, продажи акций (долей, паев);
    •    нарушение условий и порядка передачи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, корпоратизации,- до восьми установленных на день совершения нарушения размеров не облагаемого налогами минимума доходов граждан;
    •    необоснованный отказ от продажи предприятия (имущества, акций);
    •    безосновательный отказ в предоставлении информации об объекте приватизации ( Абзац четвертый части третьей статьи 29 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 ) до десяти установленных на день совершения нарушения размеров не облагаемого налогами минимума доходов граждан.
Должностные лица предприятий, на балансе которых находятся объекты приватизации, несут административную ответственность в виде штрафа за:
    (Часть третья статьи 29 дополнена абзацем согласно Закону N 2803-IV ( 2803-15 ) от 06.09.2005) нарушение требований органов приватизации относительно своевременного предоставления достоверной информации об объектах приватизации, которые подлежат продаже, или предоставление информации не в полном объеме - (Часть третью статьи 29 дополнено абзацем согласно Закону N 2803-IV (2803-15) от 06.09.2005) в размере ста не облагаемых налогами минимумов доходов граждан;
    ( Часть третья статьи 29 дополнена абзацем согласно Закону N 2803-IV ( 2803-15 ) от 06.09.2005) совершение тех же действий на протяжении года после наложени административного взыскания - ( Часть третья статьи 29 дополнена абзацем согласно Закону N 2803-IV ( 2803-15 ) от 06.09.2005 ) в размере от ста до двохсотпятдесяти не облагаемых налогами минимумов доходов граждан. (Часть третья статьи 29 дополнена абзацем согласно Закона N 2803-IV ( 2803-15 ) от 06.09.2005 )
Штрафы взимаются из виновных лиц по решению суда в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях.
4. Покупатели, которые не уплатили за объект приватизации, включая земельный участок, приобретенный путем выкупа, на аукционе или по конкурсу, на протяжении 60 дней с момента заключения или регистрации соответствующего соглашения платят в пользу органа приватизации неустойку в размере ( 2008-846-2008-п) и порядка, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Решение о выкупе объекта приватизации, включая земельный участок, или результаты конкурса, аукциона в таких случаях аннулируются.
( Часть четвертая статье 29 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
5. При полном или частичном невыполнении условий договоров купли-продажи устанавливается такая ответственность покупателей:
    в случае нарушения установленных условиями договора купли-продажи сроков внесения инвестиций в установленном объеме покупателями платится пеня в размере 0,1 процента стоимости не внесенных инвестиций за каждый день просрочки;
    в случае разрыва договора купли-продажи в связи с невыполнением условий договора относительно внесения инвестиций внесенные частично инвестиции не возвращаются, а в случае невнесения инвестиций на день подачи иска о разрыве договора покупатель платит штраф в размере 10 процентов общего объема инвестиций;
    в случае несоблюдения покупателем обязательств относительно сохранения на протяжении определенного периода профиля деятельности приватизированного объекта покупатель платит штраф в размере 10 процентов стоимости приобретенного имущества.
(Абзац пятый части пятой статьи 29 исключено на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
За недопущение работников государственных органов приватизации, противодействие или препятствование проведению ими проверки соблюдения условий договора купли-продажи государственного имущества на руководителя приватизированного предприятия накладывается штраф в размере 100 не обложенных налогами минимумов доходов граждан за каждый установленный факт.
Штрафы взимаются из виновных лиц по решению суда в установленном порядке и перечисляются в Государственный бюджет Украины. ( Абзац седьмой части пятой Статьи 29 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 )
6. Ущерб, причиненный нарушениям законодательства о приватизации, а также расхода относительно обеспечения сохранения объектов приватизации на период к моменту передачи имущества, подлежат возмещению за исками заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном законодательством Украины
Нарушение установленного законодательством порядка приватизации или прав покупателей является основанием для признания недействительным договора купли-продажи объекта приватизации в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Статья 30. Споры относительно приватизации государственного имущества.
Споры относительно приватизации государственного имущества, кроме споров, которые возникают из публично-правовых отношений и отнесенные компетенции административных судов, решаются хозяйственным судом в порядке, установленному Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. ( Статья 30 с изменениями, внесенными согласно Закона N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003; в редакции Закона N483-V ( 483-16 ) от 15.12.2006)