Проверка тИЦ и PR
Top Panel


Закон Украины "О государственной тайне"

Закон Украины "О государственной тайне"
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с отнесением информации к государственной тайне, засекречиванием, рассекречиванием ее материальных носителей и охраной государственной тайны в целях защиты национальной безопасности Украины.
(Ведомости Верховного Совета Украины, 1994, № 16, ст. 93)
(В редакции Закона № 1079-XIV ( 1079-14 ) от 21.09.99, ВВР, 1999, № 49, ст. 428)

 Раздел 1. Общие положения.    
Статья 1. Определение терминов.
В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
    государственная тайна (далее также - секретная информация) - вид секретной информации, охватывающий сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может причинить ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством;
    отнесение информации к государственной тайне - процедура принятия (государственным экспертом по вопросам тайн) решения об отнесении категории сведений или отдельных сведений к государственной тайне с установлением степени их секретности путем обоснования и определения возможного ущерба национальной безопасности Украины в случае разглашения этих сведений, включением этой информации в Свод сведений, составляющих государственную тайну, и с опубликованием этого Свода, изменений к нему;
    гриф секретности - реквизит материального носителя секретной информации, удостоверяющий степень секретности данной информации;
     государственный эксперт по вопросам тайн - должностное лицо, уполномоченное осуществлять в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесение информации к государственной тайне в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание;
    допуск к государственной тайне - оформление права гражданина на доступ к секретной информации;
    доступ к государственной тайне - предоставление полномочным должностным лицом разрешения гражданину на ознакомление с конкретной секретной информацией и осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, или ознакомление с конкретной секретной информацией и осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, этим должностным лицом в соответствии с его служебными полномочиями;
     засекречивание материальных носителей информации - введение в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к конкретной секретной информации путем предоставления соответствующего грифа секретности документам, изделиям или иным материальным носителям этой информации;
    Свод сведений, составляющих государственную тайну, - акт, в котором сведены перечни сведений, которые согласно решениям государственных экспертов по вопросам тайн составляют государственную тайну в определенных настоящим Законом сферах;
     категория режима секретности - категория, которая характеризует важность и объемы сведений, составляющих государственную тайну, которые сосредоточены в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
    криптографическая защита секретной информации - вид защиты, который реализуется путем преобразования информации с использованием специальных данных (ключевых данных) с целью сокрытия (или восстановления) содержания информации, подтверждения ее подлинности, целостности, авторства и т. п.;
     материальные носители секретной информации - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, отражены в виде текстов, знаков, символов, образов, сигналов, технических решений, процессов и т. п.;
    охрана государственной тайны - комплекс организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических и оперативно-розыскных мер, направленных на предупреждение разглашения секретной информации и утрат ее материальных носителей;
     режим секретности - установленный согласно требованиям настоящего Закона и иных изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актов единый порядок обеспечения охраны государственной тайны;
    рассекречивание материальных носителей секретной информации - снятие в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к конкретной секретной информации путем отмены ранее предоставленного грифа секретности документам, изделиям или иным материальным носителям этой информации;
    специальная экспертиза относительно наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, - экспертиза, которая проводится с целью определения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях наличия условий, предусмотренных настоящим Законом, для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
    степень секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") - категория, характеризующая важность секретной информации, степень ограничения доступа к ней и уровень ее охраны государством;
     техническая защита секретной информации - вид защиты, направленный на обеспечение инженерно-техническими средствами конфиденциальности, целостности и невозможности блокирования информации.
Статья 2. Законодательство Украины о государственной тайне.
Отношения в сфере охраны государственной тайны регулируются Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), Законом Украины "Об информации" ( 2657-12 ), настоящим Законом, международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины и иными нормативно-правовыми актами.
Статья 3. Сфера действия Закона.
Действие настоящего Закона распространяется на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы прокуратуры Украины, другие органы государственной власти, Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, объединения граждан (далее - органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации), которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной, граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которым в установленном порядке предоставлен доступ к государственной тайне. Переданные Украине сведения, составляющие тайну иностранного государства либо международной организации, охраняются в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случае, если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные, чем предусмотренные настоящим Законом, правила охраны тайны иностранного государства либо международной организации, то применяются правила международного договора Украины.
Статья 4. Государственная политика в отношении государственной тайны.
Государственную политику в отношении государственной тайны как составляющую основ внутренней и внешней политики определяет Верховная Рада Украины.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере охраны государственной тайны.
Президент Украины, обеспечивая национальную безопасность, издает указы и распоряжения по вопросам охраны государственной тайны, отнесенным настоящим Законом и другими законами к его полномочиям. Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере охраны государственной тайны. Кабинет Министров Украины направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти по обеспечению осуществления государственной политики в сфере охраны государственной тайны. Центральные и местные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления осуществляют государственную политику в сфере охраны государственной тайны в пределах своих полномочий, предусмотренных законом. Специально уполномоченным органом государственной власти в сфере обеспечения охраны государственной тайны является Служба безопасности Украины. Обеспечение охраны государственной тайны в соответствии с требованиями режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, деятельность которых связана с государственной тайной, возлагается на руководителей указанных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Статья 6. Осуществление права собственности на секретную информацию и ее материальные носители.
Собственник секретной информации или ее материальных носителей осуществляет свое право собственности с учетом ограничений, установленных в интересах национальной безопасности Украины в соответствии с настоящим Законом. Если ограничение права собственности на секретную информацию или ее материальные носители причиняют ущерб их собственнику, возмещение осуществляется за счет государства в порядке и размерах, определяемых в договоре между собственником такой информации или ее материальных носителей и органом государственной власти (органами), которому государственным экспертом по вопросам тайн предоставляется право принимать решение в отношении субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации и ее материальным носителям. Указанным договором также определяются порядок и условия охраны государственной тайны, включая режим секретности при пользовании и распоряжении секретной информацией и ее материальными носителями, обусловливается согласие собственника этой информации и ее материальных носителей на осуществление права собственности с учетом ограничений, установленных в соответствии с настоящим Законом, взятие собственником на себя обязательства по сохранению государственной тайны и ознакомлению его с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне. Если собственник секретной информации или ее материальных носителей отказывается от заключения договора либо нарушает его, по решению суда эта информация или ее материальные носители могут быть изъяты в собственность государства при условии предварительного и полного возмещения собственнику их стоимости.
Статья 7. Финансирование расходов на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
Финансирование расходов на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, в бюджетных учреждениях и организациях осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Средства на указанные расходы предусматриваются в соответствующих бюджетах отдельной строкой. Указанные расходы других учреждений и организаций, а также предприятий относятся к валовым расходам производителя продукции, изготовление которой связано с государственной тайной. Расходы на осуществление мер по отнесению информации к государственной тайне, засекречиванию, рассекречиванию и охране материальных носителей такой информации, ее криптографической и технической защите, другие расходы, связанные с государственной тайной, на негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях финансируются на основании договора с заказчиком работ, связанных с государственной тайной. Предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной, могут предоставляться налоговые и другие льготы в порядке, установленном законом.

 Раздел 2. Отнесение информации к государственной тайне.    
Статья 8. Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне.
К государственной тайне в порядке, установленном настоящим Законом, относится информация:
1) в сфере обороны:
    о содержании стратегических и оперативных планов и иных документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, стратегическом и мобилизационном развертывании войск, а также о других важнейших показателях, характеризующих организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и иную военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований;
    о направлениях развития отдельных видов вооружения, военной и специальной техники, их количестве, тактико-технических характеристиках, организации и технологии производства, научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, связанных с разработкой новых образцов вооружения, военной и специальной техники или их модернизацией, а также о других работах, планируемых или осуществляемых в интересах обороны страны;
    о силах и средствах Гражданской обороны Украины, возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов для защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций;
    о геодезических, гравиметрических, картографических и гидрометеорологических данных и характеристиках, имеющих значение для обороны страны;
2) в сфере экономики, науки и техники:
    о мобилизационных планах и мобилизационных мощностях хозяйства Украины, запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, а также сводные данные о номенклатуре и уровнях накоплений, об общих объемах поставок, отпуска, закладки, освежения, размещении и фактических запасах государственного резерва;
    об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства в интересах обеспечения его безопасности;
    о планах, содержании, объеме, финансировании и выполнении государственного заказа для обеспечения нужд обороны и безопасности;
    о планах, объемах и других важнейших характеристиках добычи, производства и реализации отдельных стратегических видов сырья и продукции;
    о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и иных ценностей, операциях, связанных с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранением, охраной и защитой от подделки, обращением, обменом или изъятием из обращения, а также об иных особых мерах финансовой деятельности государства;
    о научных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, имеющих важное оборонное либо экономическое значение или существенно влияющих на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины;
3) в сфере внешних отношений:
    о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальных интересов и безопасности;
    о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом будет причинять ущерб национальной безопасности Украины;
    об экспорте и импорте вооружения, военной и специальной техники, отдельных стратегических видов сырья и продукции;
4) в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка
    о личном составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
    о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности;
    о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими такую деятельность;
    о составе и конкретных лицах, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
    об организации и порядке осуществления охраны административных зданий и других государственных объектов, должностных и других лиц, охрана которых осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";
    о системе правительственной и специальной связи;
    об организации, содержании, состоянии и планах развития криптографической защиты секретной информации, содержании и результатах научных исследований в сфере криптографии;
    о системах и средствах криптографической защиты секретной информации, их разработке, производстве, технологии изготовления и использовании;
    о государственных шифрах, их разработке, производстве, технологии изготовления и использовании;
    об организации режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, государственных программах, планах и иных мерах в сфере охраны государственной тайны;
    об организации, содержании, состоянии и планах развития технической защиты секретной информации;
    о результатах проверок, осуществляемых согласно закону прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, досудебного следствия и судопроизводства по вопросам указанных в настоящей статье сфер;
    об иных средствах, формах и методах охраны государственной тайны.
Конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне по степени секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" лишь при условии, что они относятся к категориям, указанным в части первой настоящей статьи, и их разглашение будет причинять ущерб интересам национальной безопасности Украины. Запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет причиняться ущерб здоровью и безопасности населения. Не относится к государственной тайне информация: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения; о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина; о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; иная информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, не может быть засекречена.
Статья 9. Государственные эксперты по вопросам тайн.
Государственный эксперт по вопросам тайн осуществляет в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесение информации в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка к государственной тайне, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание. Выполнение функций государственного эксперта по вопросам тайн на конкретных должностных лиц возлагается: в Верховной Раде Украины - Председателем Верховной Рады Украины; в других органах государственной власти - Президентом Украины по представлению руководителя соответствующего государственного органа. Вмешательство в деятельность государственного эксперта по вопросам тайн лица, которому по должности он подчинен, не допускается.
Государственный эксперт по вопросам тайн в соответствии с возложенными на него задачами:
1) определяет:
    основания, по которым информация должна быть отнесена к государственной тайне;
    основания и целесообразность отнесения к государственной тайне информации об изобретениях (полезных моделях), предназначенных для использования в сферах, указанных в части первой статьи 8 настоящего Закона;
    целесообразность отнесения к государственной тайне информации об изобретениях (полезных моделях), имеющих двоякое применение, на основании сравнительного анализа эффективности целевого использования и с согласия автора (владельца патента);
    степень секретности информации, отнесенной к государственной тайне;
    орган государственной власти (органы), которому предоставляется право принимать решение о круге субъектов, которые будут иметь доступ к секретной информации;
2) дает заключение об ущербе национальной безопасности Украины в случае разглашения конкретной секретной информации;
3) устанавливает и продлевает срок действия решения об отнесении информации к государственной тайне с указанием даты ее рассекречивания;
4) дает Службе безопасности Украины заключения об изменении степени секретности информации и отмене решения об отнесении ее к государственной тайне в случае, если основания, по которым эта информация была отнесена к государственной тайне, перестали существовать;
5) утверждает по согласованию со Службой безопасности Украины развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, изменения к ним, контролирует соответствие содержания этих перечней Своду сведений, составляющих государственную тайну;
6) рассматривает предложения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и отдельных граждан об отнесении информации к государственной тайне и ее рассекречивании;
7) утверждает заключения об осведомленности о государственной тайне граждан, которые имеют либо имели допуск к государственной тайне;
8) контролирует обоснованность и правильность предоставления документам, изделиям и иным материальным носителям информации, содержащим сведения, включенные в Свод сведений или развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, соответствующего грифа секретности, своевременность изменения такого грифа и рассекречивание этих носителей с предоставлением им реквизита "рассекречено";
9) принимает участие: в разработке критериев определения ущерба, который может быть причинен национальной безопасности Украины в случае разглашения секретной информации; в проведении экспертизы по определению важности секретной информации по фактам ее разглашения либо утраты материальных носителей такой информации.
Государственный эксперт по вопросам тайн при выполнении возложенных на него функций обязан:
1) согласовывать при посредничестве Службы безопасности Украины свои заключения об отмене решений об отнесении информации к межгосударственным тайнам с соответствующими должностными лицами государств - участников международных договоров Украины о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных тайн и сообщать им о принятых решениях об отнесении информации к государственной тайне, на которую распространено действие этих договоров;
2) представлять Службе безопасности Украины не позднее чем через десять дней с момента подписания решения об отнесении сведений к государственной тайне и заключения об отмене этих решений, а развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, - в тот же срок с момента их утверждения;
3) рассматривать предложения Службы безопасности Украины об отнесении информации к государственной тайне, ее рассекречивании, проведении экспертизы по определению степени секретности сведений, принятии решений в связи с истечением срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне;
4) предоставлять соответствующий гриф секретности решениям об отнесении информации к государственной тайне и заключениям об отмене этих решений в зависимости от важности их содержания;
5) принимать участие в заседаниях государственных экспертов по вопросам тайн.
Государственный эксперт по вопросам тайн имеет право:
1) беспрепятственно проводить проверку выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в сфере его деятельности, решений об отнесении информации к государственной тайне, заключений об отмене этих решений, соблюдения порядка засекречивания информации и при выявлении нарушений давать обязательные для исполнения предписания об их устранении;
2) создавать экспертные комиссии из специалистов и научных работников, имеющих допуск к государственной тайне, для подготовки проектов решений об отнесении информации к государственной тайне, снижении степени ее секретности и отмене указанных решений;
3) отменять безосновательные решения о предоставлении носителю информации грифа секретности, изменении или отмене этого грифа;
4) ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Украины о государственной тайне;
5) получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для выполнения своих функций. Государственным экспертам по вопросам тайн, а также специалистам, привлекаемым к подготовке решений и заключений государственных экспертов по вопросам тайн, устанавливаются дополнительные выплаты в порядке и размерах, определяемых законодательством. Государственный эксперт по вопросам тайн несет персональную ответственность за законность и обоснованность своего решения об отнесении информации к государственной тайне или заключения о снижении степени секретности такой информации либо отмене решения об отнесении ее к государственной тайне, а также за умышленное непринятие решения об отнесении к государственной тайне информации, разглашение которой может причинить ущерб интересам национальной безопасности Украины.
Статья 10. Порядок отнесения информации к государственной тайне.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан. Государственный эксперт по вопросам тайн относит информацию к государственной тайне по вопросам, принятие решений по которым относится к его компетенции согласно должности. В случае, если принятие решения об отнесении информации к государственной тайне относится к компетенции нескольких государственных экспертов по вопросам тайн, оно по инициативе государственных экспертов или по предложению Службы безопасности Украины принимается коллегиально и утверждается простым большинством голосов. При этом каждый эксперт имеет право изложить свое мнение. Информация считается государственной тайной со времени опубликования Свода сведений, составляющих государственную тайну, в который включена эта информация, либо изменения к нему в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 11. Решение государственного эксперта по вопросам тайн.
В решении государственного эксперта по вопросам тайн указываются: информация, которая должна составлять государственную тайну, и ее соответствие категориям и требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона; основания для отнесения информации к государственной тайне и обоснование ущерба национальной безопасности Украины в случае ее разглашения; степень секретности указанной информации; объем финансирования мероприятий, необходимых для охраны такой информации; орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или гражданин, который внес предложение об отнесении этой информации к государственной тайне, и орган государственной власти (органы), которому предоставляется право определять круг субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации; срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне. Решение об отнесении информации к государственной тайне принимается государственным экспертом по вопросам тайн не позднее одного месяца со дня получения обращения соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации либо гражданина. Решение государственного эксперта по вопросам тайн об отнесении информации к государственной тайне подлежит регистрации Службой безопасности Украины в Своде сведений, составляющих государственную тайну. Заключение государственного эксперта по вопросам тайн об отмене решения об отнесении информации к государственной тайне является основанием для изъятия информации из Свода сведений, составляющих государственную тайну. Это заключение вступает в силу с момента внесения Службой безопасности Украины изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну. Решение (заключение) государственного эксперта (экспертов) по вопросам тайн, выданное в пределах его (их) полномочий и
зарегистрированное Службой безопасности Украины в Своде сведений, составляющих государственную тайну, является обязательным для выполнения на территории Украины.
Статья 12. Свод сведений, составляющих государственную тайну.
Свод сведений, составляющих государственную тайну, формирует и публикует в официальных изданиях Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн. Изменения к Своду сведений, составляющих государственную тайну, публикуются не позднее трех месяцев со дня получения Службой безопасности Украины соответствующего решения либо заключения государственного эксперта по вопросам тайн. Образцы форм решений (заключений) государственных экспертов по вопросам тайн, порядок и механизм формирования Свода сведений, составляющих государственную тайну, и его опубликование определяются Кабинетом Министров Украины. На основании и в пределах Свода сведений, составляющих государственную тайну, с целью конкретизации и систематизации данных о секретной информации органы государственной власти создают отраслевые или ведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, а также могут создавать межотраслевые или межведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, осуществляющие деятельность, связанную с государственной тайной, по инициативе и согласованию с заказчиком работ, связанных с государственной тайной, могут создавать собственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Такие перечни согласовываются со Службой безопасности Украины, утверждаются государственными экспертами по вопросам тайн и регистрируются в Службе безопасности Украины. Развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, не могут противоречить Своду сведений, составляющих государственную тайну. При включении в Свод сведений, составляющих государственную тайну, или в развернутые перечни этих сведений информации, не отвечающей категориям и требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона, или нарушении установленного порядка отнесения информации к государственной тайне заинтересованные граждане и юридические лица имеют право обжаловать соответствующие решения в суд. В целях недопущения разглашения государственной тайны судебное рассмотрение жалоб может проводиться в закрытых заседаниях в соответствии с законом.
Статья 13. Срок действия решения об отнесении информации к государственной тайне.
Срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне, устанавливается государственным экспертом по вопросам тайн с учетом степени секретности информации, критерии определения которого устанавливаются Службой безопасности Украины, и других обстоятельств. Он не может превышать для информации со степенью секретности "особой важности" - 30 лет, для информации "совершенно секретно" - 10 лет, для информации "секретно" - 5 лет. По истечении предусмотренного частью первой настоящей статьи срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне государственный эксперт по вопросам тайн делает заключение об отмене решения об отнесении ее к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах сроков, установленных частью первой настоящей статьи. Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн либо по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан может устанавливать более длительные сроки действия решений об отнесении информации к государственной тайне, чем сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи.
Статья 14. Изменение степени секретности информации и отмена решения об отнесении ее к государственной тайне.
Повышение или понижение степени секретности информации и отмена решения об отнесении ее к государственной тайне осуществляются на основании заключения государственного эксперта по вопросам тайн или на основании решения суда в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, и оформляются Службой безопасности Украины путем внесения соответствующих изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну. Информация считается государственной тайной с более высокой либо низкой степенью секретности или не составляющей государственной тайны со времени опубликования соответствующих изменений в Свод сведений, составляющих государственную тайну.

 Раздел 3. Засекречивание и рассекречивание материальных носителей информации.    
Статья 15. Засекречивание и рассекречивание материальных носителей информации.
Засекречивание материальных носителей информации осуществляется путем предоставления соответствующему документу, изделию или иному материальному носителю информации грифа секретности. Реквизиты каждого материального носителя секретной информации должны содержать гриф секретности, который соответствует степени секретности информации, установленной решением государственного эксперта по вопросам тайн, - "особой важности", "совершенно секретно", "секретно", дату и срок засекречивания материального носителя секретной информации, который устанавливается с учетом предусмотренных статьей 13 настоящего Закона сроков действия решения об отнесении информации к государственной тайне, подпись, ее расшифровку и должность лица, предоставившего указанный гриф, а также ссылку на соответствующий пункт (статью) Свода сведений, составляющих государственную тайну. Если реквизиты, указанные в части второй настоящей статьи, невозможно нанести непосредственно на материальный носитель секретной информации, они должны быть указаны в сопроводительных документах. Запрещается предоставлять грифы секретности, предусмотренные настоящим Законом, материальным носителям иной секретной информации, не составляющей государственной тайны, или конфиденциальной информации. Перечень должностей, которые дают право должностным лицам, их занимающим, предоставлять материальным носителям секретной информации грифы секретности, утверждается руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной. Степени секретности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, которые выполняются в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны государства, устанавливаются государственным экспертом по вопросам тайн, который выполняет свои функции в сфере деятельности заказчика, совместно с подрядчиком. По истечении установленных сроков засекречивания материальных носителей информации и в случае повышения либо понижения определенной государственным экспертом по вопросам тайн степени секретности такой информации или отмены решения об отнесении ее к государственной тайне руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, в которых осуществлялось засекречивание материальных носителей информации, или руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, являющихся их правопреемниками, или руководители высшего уровня обязаны в течение шести месяцев обеспечить изменение грифа секретности или рассекречивание этих материальных носителей секретной информации и письменно уведомить об этом руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которым были переданы такие материальные носители секретной информации.
Статья 16. Срок засекречивания материальных носителей информации.
Срок засекречивания материальных носителей информации должен соответствовать сроку действия решения об отнесении информации к государственной тайне, установленному решением государственного эксперта по вопросам тайн. Течение срока засекречивания материальных носителей информации начинается со времени предоставления им грифа секретности.
Статья 17. Обжалование решения о засекречивании материальных носителей информации.
Граждане и юридические лица вправе внести должностным лицам, предоставившим гриф секретности материальному носителю секретной информации, обязательное для рассмотрения мотивированное предложение о рассекречивании этого носителя информации. Указанные должностные лица должны в течение одного месяца дать гражданину либо юридическому лицу письменный ответ по этому поводу. Решение о засекречивании материального носителя информации может быть обжаловано гражданином либо юридическим лицом в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу либо в суд. В случае неудовлетворения жалобы, поданной в порядке подчиненности, гражданин либо юридическое лицо вправе обжаловать решение высшего органа или должностного лица в суд.

 Раздел 4. Охрана государственной тайны.    
Статья 18. Основные организационно-правовые меры по охране государственной тайны.
В целях охраны государственной тайны вводятся:
    единые требования к изготовлению, пользованию, сохранению, передаче, транспортировке и учету материальных носителей секретной информации;
    разрешительный порядок осуществления органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями деятельности, связанной с государственной тайной;
    ограничения обнародования, передачи другому государству или распространения иным путем секретной информации;
    ограничения в отношении пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, их доступа к государственной тайне, а также размещения и перемещения принадлежащих им объектов и технических средств;
    особенности осуществления органами государственной власти их функций в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной тайной;
    режим секретности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной;
    специальный порядок допуска и доступа граждан к государственной тайне;
    техническая и криптографическая защита секретной информации.
Статья 19. Единые требования к материальным носителям секретной информации.
Единые требования к изготовлению, учету, пользованию, хранению, сохранности, передаче и транспортировке материальных носителей секретной информации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 20. Разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, и режим секретности.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопасности Украины специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Предоставление разрешения осуществляется на основании заявок органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и результатов специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. В целях определения наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, Служба безопасности Украины может создавать специальные экспертные комиссии, в состав которых включать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями. Результаты специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, оформляются соответствующим актом. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям по результатам специальной экспертизы при условии, что они: в соответствии с компетенцией, государственными задачами, программами, заказами, договорами (контрактами) принимают участие в деятельности, связанной с государственной тайной; имеют помещение для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и иных материальных носителей секретной информации, которые отвечают требованиям по обеспечению секретности указанных работ, исключают возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантируют сохранение носителей секретной информации; соблюдают предусмотренные законодательством требования режима секретности работ и других мер, связанных с использованием секретной информации, порядка допуска лиц к государственной тайне, приема иностранных граждан, использования государственных шифров и криптографических средств и т. п.; имеют режимно-секретный орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной, должны быть ознакомлены с действующим законодательством о государственной тайне. Срок действия разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, устанавливается Службой безопасности Украины и не может превышать 5 лет. Его продолжительность зависит от объема работ (деятельности), осуществляемых органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, степени секретности и объема связанных с этими работами (деятельностью) сведений, составляющих государственную тайну. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменено Службой безопасности Украины на основании акта проведенной ею проверки, заключения которого содержат данные о несоблюдении органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий, предусмотренных настоящей статьей. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной, по результатам специальной экспертизы предоставляются соответствующие категории режима секретности, которые указываются Службой безопасности Украины в разрешениях на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставлено указанное в настоящей статье разрешение, приобретают право на доступ к конкретной секретной информации согласно решению органов государственной власти, уполномоченных государственным экспертом по вопросам тайн принимать такие решения. По согласованию с этими органами осуществляется передача секретной информации или ее материальных носителей органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Порядок предоставления, переоформления, приостановления действия или отмены разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, форма акта специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, форма разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, и категории режима секретности устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 21. Режимно-секретные органы.
В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, в целях разработки и осуществления мер по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных подразделений режимно-секретные органы (далее - РСО). Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются по согласованию со Службой безопасности Украины. В своей работе РСО взаимодействуют с органами Службы безопасности Украины. В состав РСО входят подразделения режима, секретного делопроизводства и другие подазделения, непосредственно обеспечивающие охрану государственных тайн, в зависимости от специфики деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивающих режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников РСО. Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с органами Службы безопасности Украины и РСО вышестоящих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности "совершенно секретно", если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности "особой важности".
Принятие в РСО временных работников не допускается. Основными задачами РСО являются:
а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;
б) своевременная разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мер, обеспечивающих охрану государственной тайны;
в) предупреждение разглашения секретной информации, случаев утрат материальных носителей этой информации, завладения секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Украины, которым не предоставлен допуск и доступ к ней;
г) выявление и закрытие каналов просачивания секретной информации в процессе деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации;
д) обеспечение введения мер режима секретности при выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и при осуществлении внешних отношений;
е) организация секретного делопроизводства;
ґ) осуществление контроля за состоянием режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объектах.
РСО имеют право:
а) требовать от всех работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также командированных неуклонного выполнения требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны;
б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, касающейся РСО, вносить предложения по структуре и численности работников этих органов;
в) принимать участие в проведении аттестации работников, выполняющих работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений по выплате в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;
г) привлекать специалистов органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации к осуществлению мер по охране государственной тайны; д) осуществлять проверки состояния и организации работы по вопросам защиты государственной тайны и обеспечению режима секретности в подразделениях органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;
е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, имеющих допуск к государственной тайне, содержимому спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданов, спецпапок и т. п.), наличия документов, изделий и иных материальных носителей секретной информации;
ґ) подымать перед руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопросы о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении лиц к ответственности согласно закону, а также давать рекомендации по обязательным для выполнения указаниям руководителям подразделений органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения режима секретности;
ж) принимать участие в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений по фактам разглашения ими секретных сведений, утраты материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;
з) вносить предложения руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;
и) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные;
 i) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности;
є) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы. Передача функций РСО каким-либо другим подразделениям органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.
Статья 22. Допуск граждан к государственной тайне.
В зависимости от степени секретности информации устанавливаются следующие формы допуска к государственной тайне: форма 1 - для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"; форма 2 - для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "совершенно секретно" и "секретно"; форма 3 - для работы с секретной информацией, которая имеет степень секретности "секретно", а также следующие сроки действия допусков: для формы 1 - 5 лет; для формы 2 - 10 лет; для формы 3 - 15 лет. Допуск к государственной тайне со степенями секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" предоставляется дееспособным гражданам Украины в возрасте от 18 лет, которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-исследовательской деятельности или обучения, приказом либо письменным распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, где работает, состоит на службе или обучается гражданин. В отдельных случаях, которые определяются министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, по согласованию со Службой безопасности Украины гражданам Украины в возрасте от 16 лет может предоставляться допуск к государственной тайне со степенями секретности "совершенно секретно" и "секретно", а в возрасте от 17 лет - также к государственной тайне со степенью секретности "особой важности". Допуск к государственной тайне руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации предоставляется приказом либо письменным распоряжением должностного лица, назначающего его на должность, а в случае, когда орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация не подчинена другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации или не относится к сфере их управления, допуск к государственной тайне предоставляется указанному руководителю приказом либо письменным распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которая является заказчиком работ, связанных с государственной тайной. Если потребность гражданина в сведениях, составляющих государственную тайну, не связана с местом работы, службы или обучения, допуск может предоставляться по месту осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. Предоставление допуска предусматривает: определение необходимости работы гражданина с секретной информацией; проверку гражданина в связи с допуском к государственной тайне; взятие гражданином на себя письменного обязательства по сохранению государственной тайны, которая будет ему доверена; получение в письменной форме согласия гражданина на предусмотренные законом ограничения прав в связи с его допуском к государственной тайне; ознакомление гражданина с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне. Решение о допуске гражданина к государственной тайне принимается не позднее 5 дней после поступления в орган государственной власти, орган местного самоуправления, на предприятие, в учреждение, организацию заключений по материалам его проверки в связи с допуском к государственной тайне.
Статья 23. Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне.
Допуск к государственной тайне не предоставляется в случае:
1) отсутствия у гражданина обоснованной необходимости в работе с секретной информацией;
2) содействия гражданином деятельности иностранного государства, иностранной организации либо их представителей, а также отдельных иностранцев или лиц без гражданства, что причиняет ущерб интересам национальной безопасности Украины, или участия гражданина в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом;
3) отказа гражданина взять на себя письменное обязательство по сохранению государственной тайны, которая будет ему доверена, а также при отсутствии его письменного согласия на предусмотренные законом ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне;
4) наличия у гражданина судимости за тяжкие преступления, не погашенной либо не снятой в установленном порядке;
5) наличия у гражданина психических заболеваний, которые могут причинить ущерб охране государственной тайны, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Украины и Службой безопасности Украины.
В предоставлении допуска к государственной тайне может быть отказано также в случае:
1) сообщения гражданином при оформлении допуска недостоверных сведений о себе;
2) постоянного проживания гражданина за границей или оформления им документов на выезд для постоянного проживания за границей;
3) неисполнения гражданином обязанностей по сохранению государственной тайны, которая ему доверена или доверялась ранее.
Статья 24. Проверка граждан в связи с допуском их к государственной тайне.
Проверка граждан в связи с их допуском к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в месячный срок в порядке, установленном настоящим Законом и Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности". В ходе проверки органами Службы безопасности Украины выясняются наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 5 части первой статьи 23 настоящего Закона, выясняется органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, оформляющей допуск. Мотивированное заключение органа Службы безопасности Украины, осуществлявшего проверку, о невозможности предоставления гражданину допуска к государственной тайне является обязательным для выполнения должностными лицами, уполномоченными принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, но не исключает повторного запроса по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых допуск к государственной тайне признан невозможным.
Статья 25. Обжалование гражданином отказа в предоставлении допуска к государственной тайне.
Должностные лица, уполномоченные принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, обязаны в пятидневный срок письменно уведомить гражданина о причинах и основаниях отказа в предоставлении допуска. Гражданин имеет право обжаловать этот отказ в порядке подчиненности должностному лицу высшего уровня либо в суд.
Статья 26. Переоформление и отмена допуска к государственной тайне.
Переоформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется: в случае истечения срока действия допуска к государственной тайне при необходимости дальнейшей работы с секретной информацией; в случае потребности повышения гражданину формы допуска при необходимости работы с секретной информацией высшей степени секретности; в случае необходимости проведения дополнительной проверки, связанной с возможным возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. Отмена ранее предоставленного допуска к государственной тайне возможна в случае возникновения или выявления обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, а также после прекращения гражданином деятельности, в связи с которой ему был предоставлен допуск, утраты гражданства Украины или признания его недееспособным. По просьбе гражданина его допуск к государственной тайне отменяется в течение трех дней со времени обращения по поводу отмены допуска. Решение о переоформлении либо отмене допуска принимается должностными лицами, уполномоченными принимать решение о его предоставлении. Это решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном частью второй статьи 25 настоящего Закона. Гражданин, которому отменен допуск к государственной тайне, если исполнение трудовых либо служебных обязанностей требует доступа к государственной тайне, а перемещение на другое рабочее место либо другую должность невозможно, может быть в предусмотренном законодательством порядке переведен на другую работу или службу, не связанную с государственной тайной, либо уволен. Порядок предоставления, переоформления и отмены гражданам допуска к государственной тайне устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Статья 27. Доступ граждан к государственной тайне.
Доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины, которым предоставлен допуск к государственной тайне и которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной либо научно-исследовательской деятельности или обучения. Решения о предоставлении доступа к конкретной секретной информации и ее материальным носителям принимают в форме приказа либо письменного распоряжения руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, в которых выполняются работы, связанные с государственной тайной, или хранятся материальные носители секретной информации. Отказ предоставить гражданину Украины доступ к конкретной секретной информации и ее материальным носителям возможен лишь в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и может быть обжалован в порядке, установленном частью второй статьи 25 настоящего Закона. Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины, Председателю Верховного Суда Украины, Председателю Конституционного Суда Украины, Генеральному прокурору Украины, Председателю Службы безопасности Украины доступ к государственной тайне всех степеней секретности предоставляется по должности после взятия ими письменного обязательства по сохранению государственной тайны. Иностранцам и лицам без гражданства доступ к государственной тайне предоставляется в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Статья 28. Обязанности гражданина по сохранению государственной тайны.
Гражданин, которому предоставлен допуск к государственной тайне, обязан: не допускать разглашения каким-либо способом государственной тайны, которая ему доверена или стала известной в связи с исполнением служебных обязанностей; не принимать участия в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом; не содействовать иностранным государствам, иностранным организациям либо их представителям, а также отдельным иностранцам и лицам без гражданства в осуществлении деятельности, которая причиняет ущерб интересам национальной безопасности Украины; выполнять требования режима секретности; уведомлять должностных лиц, предоставивших ему допуск к государственной тайне, и соответствующие режимно-секретные органы о возникновении обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, или иных обстоятельств, препятствующих сохранению доверенной ему государственной тайны, а также о своем выезде из Украины; соблюдать иные требования законодательства о государственной тайне.
Статья 29. Ограничение прав в связи с допуском и доступом к государственной тайне.
Гражданин, которому был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне в порядке, установленном законодательством, и который реально был ознакомлен с ней, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место проживания в иностранное государство до рассекречивания соответствующей информации, но не более чем на пять лет со времени прекращения деятельности, связанной с государственной тайной. Не ограничивается выезд в государства, с которыми Украина имеет международные договоры, предусматривающие такой выезд и согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. На гражданина также распространяются ограничения свободы информационной деятельности, вытекающие из настоящего Закона.
Статья 30. Компенсация гражданам в связи с выполнением работ, предусматривающих доступ к государственной тайне.
В случае когда по условиям своей профессиональной деятельности гражданин постоянно работает со сведениями, составляющими государственную тайну, ему должна предоставляться соответствующая компенсация за работу в условиях режимных ограничений, виды, размеры и порядок предоставления которой устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 31. Ограничения на обнародование секретной информации.
При подготовке материалов для опубликования, распространения в печати и других средствах массовой информации или перемещения их через государственную границу органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане в целях охраны секретной информации обязаны руководствоваться Законом Украины "Об информации"( 2657-12 ), настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами о государственной тайне. Контроль за соблюдением законодательства о государственной тайне в целях предупреждения ее распространения в печати и других средствах массовой информации осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам информационной политики.
Статья 32. Ограничения по передаче государственной тайны иностранному государству или международной организации.
Секретная информация до отмены решения об отнесении ее к государственной тайне и материальные носители такой информации до их рассекречивания могут быть переданы иностранному государству или международной организации лишь на основании международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или письменного мотивированного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Статья 33. Ограничения, связанные с государственной тайной, в отношении пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, а также размещения и перемещения принадлежащих им объектов и технических средств.
Ограничения, связанные с государственной тайной, в отношении пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, а также размещения и перемещения принадлежащих им объектов и технических средств, определяются соответствующим законодательством.
Статья 34. Особенности осуществления органами государственной власти их функций в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной.
Органы государственной власти, в том числе правоохранительные, контрольно-ревизионные и суды, в целях охраны государственной тайны должны по согласованию со Службой безопасности Украины устанавливать порядок осуществления своих функций в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с государственной тайной, вправе отказать в выполнении запроса о предоставлении секретной информации либо других подобных требований указанным в части первой настоящей статьи органам государственной власти, если последние не установили такой порядок или не соблюдают его. О мотивах такого отказа одновременно уведомляется Служба безопасности Украины, которая в течение месяца обязана принять решение о его обоснованности.
Статья 35. Техническая и криптографическая защита секретной информации.
Техническая и криптографическая защита секретной информации осуществляется в порядке, установленном Президентом Украины.
Статья 36. Оперативно-розыскные меры по охране государственной тайны.
Оперативно-розыскные меры по охране государственной тайны осуществляются в соответствии с Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ).

 Раздел 5. Контроль за обеспечением охраны государственной тайны и надзор за соблюдением законодательства о государственной тайне.
Статья 37. Контроль за обеспечением охраны государственной тайны.
Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны осуществлять постоянный контроль за обеспечением охраны государственной тайны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, размещающие заказ у подрядчиков, обязаны контролировать состояние охраны государственной тайны, которая была передана подрядчикам в связи с выполнением заказа. Органы государственной власти, которым решением государственного эксперта по вопросам тайн было предоставлено право решать вопросы о доступе органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций к конкретной секретной информации, обязаны контролировать состояние охраны государственной тайны во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые выполняют работы, связанные с соответствующей государственной тайной, или хранят материальные носители указанной секретной информации. Контроль за соблюдением законодательства о государственной тайне в системе Службы безопасности Украины осуществляется в соответствии с Законом Украины "О Службе безопасности Украины" ( 2229-12 ). Служба безопасности Украины имеет право контролировать состояние охраны государственной тайны во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в связи с осуществлением этих полномочий получать бесплатно от них информацию по вопросам обеспечения охраны государственной тайны. Заключения Службы безопасности Украины, изложенные в актах официальных проверок по результатам контроля состояния охраны государственной тайны, являются обязательными для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности.
Статья 38. Надзор за соблюдением законодательства о государственной тайне.
Надзор за соблюдением законодательства о государственной тайне осуществляется в порядке, определенном законом. Допуск и доступ должностных лиц, осуществляющих надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся в соответствии с настоящим Законом.

 Раздел 6. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.    
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.
Должностные лица и граждане, виновные в:
    разглашении государственной тайны;
    утрате документов и иных материальных носителей секретной информации;
    несоблюдении установленного законодательством порядка передачи государственной тайны другому государству или международной организации; засекречивании информации, указанной в частях третьей и четвертой статьи 8 настоящего Закона;
    умышленном не отнесении к государственной тайне информации, разглашение которой может причинить ущерб интересам национальной безопасности Украины, а также необоснованном занижении степени секретности или необоснованном рассекречивании секретной информации;
    необоснованном засекречивании информации; предоставлении грифа секретности материальным носителям конфиденциальной или иной секретной информации, не составляющей государственной тайны, или не предоставлении грифа секретности материальным носителям информации, составляющей государственную тайну, а также необоснованной отмене либо понижении грифа секретности материальных носителей секретной информации; нарушении установленного законодательством порядка предоставления допуска и доступа к государственной тайне;
    нарушении установленного законодательством режима секретности и неисполнении обязанностей по сохранению государственной тайны;
    непринятии мер по обеспечению охраны государственной тайны и не обеспечении контроля за охраной государственной тайны;
    осуществлении деятельности, связанной с государственной тайной, без получения в установленном порядке специального разрешения на осуществление такой деятельности, а также размещении государственных заказов на выполнение работ, доведении мобилизационных задач, связанных с государственной тайной, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, которым не предоставлено специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной;
    несоблюдении требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны при осуществлении международного сотрудничества, приеме иностранных делегаций, групп, отдельных иностранцев и лиц без гражданства и проведении работы с ними;
    невыполнении норм и требований технической защиты секретной информации, вследствие чего возникает реальная угроза нарушения целостности этой информации или просачивания ее по техническим каналам, - несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно закону.

Президент Украины Л. КРАВЧУК.
г. Киев, 21 января 1994 года № 3855-ХII