Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "Об отходах"

Закон Украины "Об отходах"

Этот Закон определяет правовые, организационные и экономические принципы деятельности, связанной с предотвращением или уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением, а также с отвлечением негативного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Украины.
 
С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины т 7 марта 2002 года N 3073-III, от 23 декабря 2004 года N 2290-IV.

(В тексте Закона слова "Министерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины" во всех падежах заменено словами "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами" в соответствующих падежах согласно с Законом Украины от 7 марта 2002 года N 3073-III)


Раздел 1. Общие положения.
    
Статья 1. Определение основных сроков.
В этом Законе нижеприведенные основные термины употребляются в таком значении:
    отходы - какие-нибудь вещества, материалы и предметы, что образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют последующего использования по месту образования или выявления и которых их владелец должен лишиться путем утилизации или удаления;
    (абзац второй статьи 1 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
    опасные отходы - отходы, которые имеют такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые нуждаются в специальных методах и средствах обращения с ними;
    (абзац третий статьи 1 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
    производитель отходов - физическое или юридическое лицо, деятельность которой приводит к образованию отходов;
    обращение с отходами - действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбор, перевозку, хранение, обработку, утилизацию, удаление, обезвреживание и захоронение, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления;
    сбор отходов - деятельность, связанная с исключением, накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включая сортировку отходов с целью последующей утилизации или удаления;
    хранение отходов - временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления);
    обработка (переработка) отходов - осуществление каких-нибудь технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, перевозки, утилизации или удаления;
    перевозка отходов - транспортировка отходов от мест их образования или хранения к местам или объектам обработки, утилизации или удаления;
    трансграничная перевозка отходов - транспортировка отходов из территории, и/или через территорию Украины, на территорию или через территорию другого государства;
    утилизация отходов - использование отходов как вторичных материальных или энергетических ресурсов;
    удаление отходов - осуществление операций с отходами, что не приводят к их утилизации;
    обезвреживание отходов - уменьшение или устранение небезопасности отходов путем механической, физико-химической или биологической обработки;
    захоронение отходов - окончательное размещение отходов при их удалении в специально отведенных местах или на объектах таким образом, чтобы долгосрочное вредное влияние отходов на окружающую природную среду и здоровье человека не превышало установленных нормативов;
    объекты обращения с отходами - места или объекты, которые используются для сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов;
    специально отведенные места или объекты - места или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и тому подобное), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществления других операций с отходами;
    (абзац шестнадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
    Государственный классификатор отходов - систематизированный перечень кодов и названий отходов, предназначенный для использования в государственной статистике с целью предоставления разносторонней и обоснованной информации об образовании, накопления, обработки (переделывание), обезвреживания и удаления отходов;
    операции обращения с отходами - сбор, перевозка, хранение, обработка (переделывание), утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение отходов;
    (статья 1 дополнена абзацем согласно сЗаконом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
    размещение отходов - хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах;
    (статья 1 дополнена абзацем согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
    отходы как вторичное сырье - отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки;
    (статья 1 дополнена абзацем согласно сЗаконом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
    сбор и заготовка отходов как вторичного сырья - деятельность, связанная с сбором, куплей, принятием, хранением, обработкой (переработкой), перевозкой, реализацией и снабжением таких отходов перерабатывающим предприятиям на утилизацию, а также предоставление услуг в этой сфере.
    (статья 1 дополнена абзацем согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)

Статья 2. Законодательство об отходах.
Законодательство об отходах состоит из законов Украины "Об охране окружающей природной среды", "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", "Об обращении с радиоактивными отходами", "О металлоломе", Кодекса Украины о недрах, этого Закона и других правовых нормативно актов.
(статья 2 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)

Статья 3. Задание законодательства об отходах.
Основными заданиями законодательства об отходах являются:
а) определение основных принципов государственной политики в сфере обращения с отходами;
б) правовое регулирование отношений относительно деятельности в сфере обращения с отходами;
в) определение основных условий, требований и правил относительно экологически безопасного обращения с отходами, а также системы мероприятий, связанных с организационно экономическим стимулированием ресурсозбереження;
г) обеспечение минимального образования отходов, расширения их использования в хозяйственной деятельности, предотвращение вредного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье человека.

Статья 4. Сфера действия Закона.
Этот Закон регулирует отношения, связанные с образованием, сбором и заготовкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, которые образуются в Украине, перевозятся через ее территорию, вывозятся из нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, которые ввозятся в Украину как вторичное сырье.
(часть первая статьи 4 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Особенности регулирования отношений относительно обращения с неулавливаемыми газообразными веществами, которые выбрасываются непосредственно в воздух, веществами, которые смахивают со стоковыми водами в водные объекты (кроме тех, которые аккумулируются и подлежат вывозу в специально отведенные места складирования), радиоактивными отходами и веществами, загрязненными ими, розкривними породами горнодобывающих предприятий, которые по технологии обратного отвалообразования используются для закладки произведенного пространства, металлоломом, включая побочные продукты от производства и обработки черных и цветных металлов и их сплавов (шлаки, шламы и другое), а также вторичными материальными или энергетическими ресурсами и другими отходами определяются соответствующими законами.
(часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III, в редакции Закона Украины от 23.12.2004 р. N 2290-IV)

Статья 5. Основные принципы и направления государственной политики в сфере обращения с отходами.
Основными принципами государственной политики в сфере обращения с отходами является приоритетная защита окружающей природной среды и здоровья человека от негативного влияния отходов, обеспечения расчетливого использования сырьевых материально и энергетических ресурсов, научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества относительно образования и использования отходов с целью обеспечения его устойчивого развития.
К основным направлениям государственной политики относительно реализации отмеченных принципов принадлежит:
а) обеспечение полного сбора и своевременного обезвреживания и удаления отходов, а также соблюдение правил экологической безопасности при обращении с ними;
б) сведение к минимуму образования отходов и уменьшения их небезопасности;
в) обеспечение комплексного использования материально сырьевых ресурсов;
г) содействие максимально возможной утилизации отходов путем прямого повторного или альтернативного использования ресурсно-ценных отходов;
д) обеспечение безопасного удаления отходов, которые не подлежат утилизации, путем разработки соответствующих технологий, экологически безопасных методов и средств обращения с отходами;
е) организация контроля за местами или объектами размещения отходов для предотвращения вредного влияния их на окружающую природную среду и здоровье человека;
є) осуществление комплекса научно-технических и маркетинговых исследований для выявления и определения ресурсной ценности отходов с целью их эффективного использования;
ж) содействие созданию объектов обращения с отходами;
з) обеспечение социальной защиты работников, занятых в сфере обращения с отходами;
и) обязательный учет отходов на основе их классификации и паспортизации.

Статья 6. Стандартизация в сфере обращения с отходами.
Стандартизации подлежат понятия и сроки, которые используются в сфере обращения с отходами, требования к классификации отходов и их паспортизации, способы определения состава отходов и их опасности, методы контроля за состоянием накопителей, требования относительно безопасного обращения с отходами, которые обеспечивают предотвращение негативного влияния их на окружающую природную среду и здоровье человека, а также требования относительно отходов как вторичного сырья.

Статья 7. Нормирование в сфере обращения с отходами.
В сфере обращения с отходами устанавливаются такие нормативы:

    предельные показатели образования отходов в технологических процессах;
    удельные показатели образования отходов, использования и потерь сырья в технологических процессах;
    другие нормативы, предусмотренные законодательством.

Нормативы в сфере обращения с отходами, разрабатываются соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами.


Раздел 2. Отношения права собственности на отходы.

Статья 8. Отходы как объект права собственности.
Отходы являются объектом права собственности.
Право собственности на отходы может переходить от одного лица к другой в порядке, предусмотренном законом.

Статья 9. Субъекты права собственности на отходы.
Субъектами права собственности на отходы являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, территориальные общества, Автономная Республика Крым и государство.
Территориальные общества являются владельцами отходов, что образуются на объектах коммунальной собственности или находятся на их территории и не имеют владельца или владелец которых неизвестен (бесхозяйственные отходы).
Государство является владельцем отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или находятся на территории Украины и не имеют владельца или владелец которых неизвестен (кроме отходов, отмеченных в части второй этой статьи), а также в других случаях, предусмотренных законом. От имени государства управления отходами, которые являются государственной собственностью, осуществляется Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом.
Субъекты права собственности владеют, пользуются и распоряжаются отходами в границах, определенных законом.

Статья 10. Переход права собственности на отходы в процессе приватизации государственных предприятий.
В случае приватизации государственных предприятий, в результате деятельности которых накоплены определенные объемы отходов, право собственности на отходы и обязанность относительно возмещения причиненного отходами вреда здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц и окружающей природной среде переходит к новым владельцам, если другое не предусмотрено в соответствии с законом условиями приватизации этих предприятий.
(часть первая статьи 10 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Условиями приватизации может быть предусмотрена солидарная ответственность предыдущего владельца и владельца приватизированного предприятия.

Статья 11. Переход права собственности на отходы в результате изменения владельца или пользователя земельного участка.
При изменении владельца или пользователя земельного участка, на которой размещенные отходы, вопрос о праве собственности на отходы решается отдельно, в соответствии с законом.

Статья 12. Бесхозяйственные отходы и особенности управления ими.
Отходы, что не имеют владельца или владелец которых неизвестен, считаются бесхозяйственными. Порядок выявления и учета бесхозяйственных отходов определяется Кабинетом Министров Украины.
Определение режима использования бесхозяйственных отходов возлагается на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, если другое не предусмотрено законом.
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ведут учет бесхозяйственных отходов и несут ответственность за комплексное использование таких отходов, сдерживание условий обращения с ними и предотвращение негативного влияния их на окружающую природную среду и здоровье людей.
(часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Владельцы или пользователи земельных участков, на которых выявлены отходы, что не принадлежат им, обязанные сообщить о них соответствующий местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые обязаны принять меры к определению владельца отходов, класса их опасности, учета и принять решение относительно обращения с ними.


Раздел 3. Субъекты в сфере обращения с отходами, их права и обязанности.
    
Статья 13. Субъекты в сфере обращения с отходами.
Субъектами в сфере обращения с отходами являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, а также предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, деятельность которых связана с обращением с отходами.

Статья 14. Права граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства в сфере обращения с отходами.
Граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства в сфере обращения с отходами имеют право на:
а) безопасные для их жизни и здоровья условия при осуществлении операций относительно обращения с отходами;
б) получение в установленном порядке полной и достоверной информации о безопасности объектов обращения с отходами как тех, что эксплуатируются, так и тех, строительство которых планируется;
в) посещение в установленном порядке специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;
г) участие в обсуждении вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением и эксплуатацией объектов обращения с отходами;
д) экологическое страхование в соответствии с законодательством Украины;
е) возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об отходах.

Статья 15. Обязанности граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства в сфере обращения с отходами.
Граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства обязаны:
а) придерживаться требований этого Закона и других правовых нормативно актов в сфере обращения с отходами;
б) вносить в установленном порядке плату за пользование услугами предприятий, учреждений и организаций, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой, обезвреживанием, удалением и захоронением отходов;
в) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством, относительно предотвращения загрязнения окружающей природной среды отходами.

Статья 16. Права предприятий, учреждений и организаций в сфере обращения с отходами.
Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности в сфере обращения с отходами имеют право на:
а) получение в установленном порядке информации о технологиях утилизации отходов, строительство и эксплуатацию объектов обращения с отходами;
б) хранение отходов в специально отведенных местах или объектах в соответствии с санитарными нормами и правилами содержания территорий;
в) внесение предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов обращения с отходами;
г) получение в установленном порядке льгот в случае участия в создании объектов обращения с отходами;
д) участие в разработке местных, региональных и общегосударственной программ обращения с отходами.

Статья 17. Обязанности субъектов хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами.
(название статьи 17 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны:
(абзац первый статьи 17 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
а) предотвращать образование и уменьшать объемы образования отходов;
б) обеспечивать принятие и утилизацию использованных паковочных материалов и тары, в которых находилась продукция этих предприятий, учреждений и организаций - субъектов хозяйственной деятельности, или заключать соглашения с соответствующими организациями на их сбор и утилизацию;
(пункт "б" статьи 17 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
в) определять состав и свойства отходов, которые образуются, а также по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами степень их небезопасности для окружающей природной среды и здоровья человека;
г) на основе материально сырьевых балансов производства выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, перевозятся, хранятся, обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются и удаляются, и подавать относительно них статистическую отчетность в установленном порядке;
д) обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчу отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, что отвечает требованиям экологической безопасности;
(пункт "д" статьи 17 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
е) принимать участие в строительстве объектов обращения с отходами;
є) осуществлять организационные, научно-технические и технологические мероприятия для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим потребителям или предприятиям, учреждениям и организациям, которые занимаются сбором, обработкой и утилизацией отходов, а также обеспечивать за собственный счет экологически обоснованное удаление тех отходов, которые не подлежат утилизации;
ж) не допускать смешивания отходов, если это не предусмотрено существующей технологией и осложняет обращение с отходами или не доказанно, что такое действие отвечает требованиям повышения экологической безопасности;
з) не допускать хранения и удаления отходов в несанкционированных местах или объектах;
и) осуществлять контроль за состоянием мест или объектов размещения собственных отходов;
і) своевременно в установленном порядке вносить плату за размещение отходов;
ї) предоставлять местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, специально уполномоченным органам исполнительной власти в сфере обращения с отходами информацию об отходах и связанной с ними деятельности, в том числе о случаях несанкционированного попадания отходов в окружающую природную среду и принятые относительно этого меры;
й) назначать ответственных лиц в сфере обращения с отходами;
к) обеспечивать разработку в установленном порядке и выполнение планов организации работы в сфере обращения с отходами;
л) возмещать вред, причиненный окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, предприятиям, учреждениям и организациям в результате нарушения установленных правил обращения с отходами, в соответствии с законодательством Украины;
м) обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации и проведение аттестации специалистов в сфере обращения с отходами;
н) иметь лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами и/или на право осуществления деятельности, связанной с сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья, и/или разрешение на трансграничную перевозку опасных отходов;
(статья 17 дополнена новым пунктом "н" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
о) иметь согласованный со специально уполномоченными органами исполнительной власти план действий на случай возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с обращением с опасными отходами;
(статья 17 дополнена пунктом "о" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
п) предусматривать при заключении соглашений на поставку в Украину товарной продукции утилизацию или вывоз из Украины использованных паковочных материалов и тары;
(статья 17 дополнена пунктом "п" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
р) при планировании строительства или реконструкции объекта обращения с отходами иметь разрешение на строительство или реконструкцию такого объекта в соответствии с законодательством о градостроении;
(статья 17 дополнена пунктом "р" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
с) иметь разрешение на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами;
(статья 17 дополнена пунктом "с" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III, в связи с этим пункт "н" считать пунктом "т")
т) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством, относительно предотвращения загрязнения окружающей природной среды отходами.


Раздел 4. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами.
    
Статья 18. Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере обращения с отходами.
К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере обращения с отходами принадлежит:
а) реализация государственной политики в сфере обращения с отходами;
б) обеспечение разработки и выполнение общегосударственных и межгосударственных программ обращения с отходами и внедрения малоотходних энергосберегающих та ресурсосберегающих технологий;
(пункт "б" части первой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
в) обеспечения организационно экономических основ в сфере обращения с отходами, внедрения малоотходних, безотходных технологий, стимулирования раздельного сбора и утилизации отходов;
(пункт "в" части первой статьи 18 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
г) координация работы министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами;
д) утверждение порядка предоставления разрешений и установления условий сбора отходов;
е) утверждение перечня опасных отходов;
є) утверждение перечня отходов, трансграничная перевозка и удаление которых подлежит государственной регуляции и организация контроля за их перевозкой и удалением;
ж) утверждение перечня отдельных видов отходов как вторичного сырья;
(пункт "ж" части первой статьи 18 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
з) утверждение перечня операций, связанных с утилизацией и удалением отходов;
и) обеспечение создания в Украине объектов для захоронения опасных отходов, которые не подлежат обезвреживанию и утилизации;
і) определение порядка учета образования, утилизации и удаления отходов;
ї) организация подготовки специалистов в сфере обращения с отходами;
й) обеспечение участия Украины в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;
к) установление квот на ввоз в Украину для утилизации отходов как вторичного сырья;
(часть первая статьи 18 дополнена пунктом "к" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
л) установления порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов;
(часть первая статьи 18 дополнена пунктом "л"  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
м) определение органа лицензирования таких видов хозяйственной деятельности:
операции в сфере обращения с опасными отходами;
сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья;
(часть первая статьи 18 дополнена пунктом "м" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
н) установление порядка выдачи разрешения на трансграничную перевозку опасных отходов;
(часть первая статьи 18 дополнена пунктом "н"  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
о) установления порядка ввоза, вывоза и транзита через территорию Украины отдельных видов отходов.
(часть первая статьи 18 дополнена пунктом "о" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Кабинет Министров Украины может осуществлять и другие полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законами Украины.

Статья 19. Полномочие Автономной Республики Крым в сфере обращения с отходами.
До полномочий Автономной Республики Крым в сфере обращения с отходами принадлежит:
а) выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других центральных органов исполнительной власти;
б) участие в формировании государственной политики в сфере обращения с отходами;
в) осуществление мероприятий в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Украины;
г) обеспечение выполнения на территории Автономной Республики Крым общегосударственных программ и программ обращения с отходами;
д) утверждение и обеспечение выполнения программ Автономной Республики Крым относительно обращения с отходами;
е) координация и содействие разработке местных программ обращения с отходами;
є) контроль за выполнением на территории Автономной Республики Крым общегосударственных программ и программ Автономной Республики Крым обращения с отходами;
ж) контроль за соблюдением законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами на территории Автономной Республики Крым.
Законами Украины к полномочиям Автономной Республики Крым могут быть отнесены и другие полномочия в сфере обращения с отходами.

Статья 20. Полномочия местных государственных администраций в сфере обращения с отходами.
До полномочий местных государственных администраций в сфере обращения с отходами принадлежит:
а) выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других центральных органов исполнительной власти;
б) участие в разработке общегосударственных программ рационального использования отходов и употребления необходимых мер для внедрения малоотходних и энергосберегающих технологий;
в) организация разработки и осуществление региональных и местных программ обращения с отходами, а также обеспечение реализации общегосударственных программ;
г) координация и содействие развитию предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами;
д) осуществление контроля за использованием отходов с учетом их ресурсной ценности и требований безопасности для здоровья людей и окружающей природной среды;
е) осуществление контроля за деятельностью объектов обращения с отходами;
є) взаимодействие с органами местного самоуправления;
ж) разработка схем санитарной очистки населенных пунктов;
з) организация и содействие созданию специализированных предприятий всех форм собственности для сбора, обработки, утилизации и удалению отходов, а также для изготовления, монтажа и сервисного обслуживания соответствующего оборудования;
и) привлечения и объединения на договорных основах средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, местного бюджета и внебюджетных фондов для финансирования строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов обращения с отходами, а также для изучения возможности утилизации отходов, их маркетинга и тому подобное;
і) составление и ведение реестра объектов образования, обработки и утилизации отходов и реестра мест удаления отходов;
ї) организация ведения учета образования, обработки, обезвреживания, утилизации и удаления отходов, их паспортизации;
й) организация сбора и удаление бытовых и других отходов, в том числе отходов мелких производителей, создания полигонов для их захоронения, а также осуществления раздельного сбора полезных компонентов этих отходов;
(пункт "й" части первой статьи 20 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
к) утверждения по предоставлению органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на образование и размещение отходов для предприятий, учреждений и организаций - субъектов хозяйственной деятельности;
(пункт "к" части первой статьи 20 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
л) определение в установленном законом порядке размера платежей за размещение отходов;
м) пункт "м" исключен
(согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III, в связи с этим пункты "н" и "о" считать пунктами "м" и "н")
м) обеспечение ликвидации несанкционированных и неконтролированных свалок отходов самостоятельно или по решению уполномоченных на то органов;
(пункт "м" части первой статьи 20 в редакции  Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
н) содействие разъяснению законодательства об отходах среди населения, создания необходимых условий для стимулирования привлечения населения к сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичному сырью;
(пункт "н" части первой статьи 20 в редакции  Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
о) остановка действия разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами в случае нарушения норм и правил охраны окружающей природной среды;
(часть первая статьи 20 дополнена пунктом "о"  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
п) осуществление контроля за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законом;
(часть первая статьи 20 дополнена пунктом "п"  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
р) предоставление разрешений на строительство или реконструкцию объекта обращения с отходами на соответствующей территории в порядке, определенном законом;
(часть первая статьи 20 дополнена пунктом "р" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
с) предоставление разрешений на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на соответствующей территории в порядке, определенном законом.
(часть первая статьи 20 дополнена пунктом "с" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Во время подготовки проектов местных бюджетов местные государственные администрации вносят предложения относительно привлечения средств, необходимых для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами.

Статья 21. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами.
Органы местного самоуправления в сфере обращения с отходами обеспечивают:
а) выполнение требований законодательства об отходах;
б) разработку и утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов;
в) организацию сбора и удаление бытовых отходов, в том числе отходов мелких производителей, создание полигонов для их захоронения, а также организацию раздельного сбора полезных компонентов этих отходов;
г) утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением;
д) употребление мероприятий для стимулирования субъектов ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами;
е) решение вопросов относительно размещения на своей территории объектов обращения с отходами;
є) координацию деятельности субъектов предпринимательской деятельности, что находятся на их территории, в пределах компетенции;
ж) определение в установленном законом порядке размера платежей за размещение отходов;
з) осуществление контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на своей территории;
и) ликвидацию несанкционированных и неконтролированных свалок отходов;
і) содействие разъяснению законодательства об отходах среди населения, создания необходимых условий для стимулирования привлечения населения к сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья;
(пункт "і" части первой статьи 21 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
ї) осуществление других полномочий в соответствии с законами Украины;
й) предоставления разрешения на отведение на территории села, поселка, города мест или объектов для хранения и захоронения отходов, сфера экологического влияния функционирования которых согласно с действующими нормативами включает соответствующую административно-территориальную единицу;
(часть первая статьи 21 дополнена пунктом "й"  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
к) предоставления разрешений на строительство или реконструкцию объекта обращения с отходами на соответствующей территории поселки или города в порядке, определенном законом;
(часть первая статьи 21 дополнена пунктом "к" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
л) предоставления разрешений на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на соответствующей территории поселки или города в порядке, определенном законом;
(часть первая статьи 21 дополнена пунктом "л" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
м) осуществление контроля за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законом.
(часть первая статьи 21 дополнена пунктом "м"  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Органы местного самоуправления принимают решение об отводе земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами.

Статья 22. Специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
Специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами и его органы на местах, государственная санитарно- эпидемиологическая служба Украины, другие органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Статья 23. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами в сфере обращения с отходами.
К компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами и его органов на местах в сфере обращения с отходами принадлежит:
а) координация работы других специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами и контроля за соблюдением требований экологической безопасности;
б) осуществление государственного контроля за соблюдением требований экологической безопасности;
в) проведения в установленном законодательством порядке государственной экологической экспертизы научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений, других специально отведенных мест или объектов относительно соблюдения требований законодательства и нормативов во время образования, обработки, утилизации и удаления отходов;
г) внесение предложений Кабинета Министров Украины относительно установления нормативов платы за размещение отходов, утверждения общегосударственных нормативов обращения с отходами;
д) осуществление контроля за ведением субъектами предпринимательской деятельности первичного учета образования, сбор, обработка, утилизации и удаления отходов и их паспортизацией;
е) создания информационно-аналитических систем и банков данных об объемах образования и обращения с отходами;
є) установление в соответствии с законом порядка осуществления операций в сфере обращения с отходами;
ж) выдача в соответствии с законом разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами;
(пункт "ж" части первой статьи 23 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
з) выдача разрешений на трансграничную перевозку опасных отходов;
(пункт "з" части первой статьи 23 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
и) согласование проектов лимитов на образование и размещение отходов;
і) согласование мест размещения объектов обращения с отходами;
ї) осуществление контроля за составлением и ведением реестра объектов образования отходов и реестра мест удаления отходов;
й) участие в разработке и согласовании нормативных документов, которые регулируют вопрос обращения с отходами;
к) разработка предложений относительно размещения объектов для обращения с опасными отходами и их перевозки по территории Украины;
л) заключение в предусмотренном законом порядке межведомственных международных договоров Украины относительно сотрудничества в сфере обращения с отходами и контроля за трансграничной перевозкой отходов;
м) обеспечение обмена информацией с соответствующими органами власти других государств и международными организациями в сфере обращения с отходами;
н) утверждение перечня опасных свойств отходов по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины;
(часть первая статьи 23 дополнена пунктом "н" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
о) осуществление функций компетентного органа исполнительной власти, который обеспечивает выполнение положений Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением.
(часть первая статьи 23 дополнена пунктом "о" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами, его органы на местах осуществляют и другие функции, предусмотренные этим Законом.

Статья 24. Компетенция государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины в сфере обращения с отходами.
К компетенции государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины в сфере обращения с отходами принадлежит:
а) осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов во время образования, сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов, а также обеспечения в стандартах, нормах и правилах и других нормативных документах относительно обращения с отходами требований безопасности для здоровья человека;
б) определение приоритетных мероприятий по здравоохранению человека от негативного влияния отходов;
в) проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектно-сметной документации с целью определения мест расположения и технико-экономического обоснования проектов строительства, расширения, реконструкции объектов обращения с отходами;
г) выдача выводов государственной санитарно-гигиенической экспертизы относительно объектов обращения с отходами;
д) установление санитарно-гигиенических требований к продукции, что производится из отходов и выдача гигиенического сертификата на нее;
е) методическое обеспечение и осуществление контроля при определении уровня небезопасности отходов;
є) другие функции, предусмотренные законами Украины.

Статья 25. Компетенция других специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
Компетенция других специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами определяется законами Украины.


Раздел 5. Государственный учет, мониторинг и информирование в сфере обращения с отходами.

Статья 26. Государственный учет и паспортизация отходов.
Государственному учету и паспортизации подлежат в обязательном порядке все отходы, которые образуются на территории Украины и на которые распространяется действие этого Закона.
Государственный учет и паспортизация отходов осуществляются в порядке, что устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Система и формы отчетности, порядок предоставления и использование соответствующей информации об отходах, а также порядок пересмотра их номенклатуры разрабатываются на основе государственного классификатора отходов и утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики по предоставлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами и других заинтересованных центральных органов исполнительной власти.

Статья 27. Ведение реестра объектов образования, обработка и утилизации отходов.
С целью обеспечения сбора, обработки, сохранения и анализа информации об объектах образования, обработки и утилизации отходов ведется их реестр, в котором определяются номенклатура, объемы образования, количественные и качественные характеристики отходов, информация об обращении с ними и мероприятия по уменьшению объемов образования отходов и уровня их опасности.
Реестр объектов образования, обработка и утилизации отходов ведется на основании отчетных данных производителей отходов, сведений специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
Порядок ведения реестра объектов образования, обработка и утилизации отходов определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 28. Ведение реестра мест удаления отходов.
С целью полного учета и описания функционирующих, закрытых и законсервированных мест удаления отходов, их качественного и количественного состава, а также осуществления контроля за влиянием отходов на окружающую природную среду и здоровье человека ведется реестр мест удаления отходов.
(часть первая статьи 28 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Реестр мест удаления отходов ведется на основании соответствующих паспортов, отчетных данных производителей отходов, сведений специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Данные реестра подлежат ежегодному уточнению.
Порядок ведения реестра мест удаления отходов определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 29. Мониторинг мест образования, хранение и удаление отходов.
С целью определения и прогнозирования влияния отходов на окружающую природную среду, своевременного выявления негативных последствий, их отвлечения и преодоления производители отходов, их владельцы, а также специально уполномоченные органы исполнительной власти в отрасли охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности осуществляют мониторинг мест образования, хранения и удаления отходов.
Мониторинг мест образования, хранение и удаление отходов является составляющей единственной системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Статья 30. Информирование о влиянии отходов и мест или объектов их хранения и удаления на состояние окружающей природной среды и здоровья человека.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины, их органы на местах и другие специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами обеспечивают заинтересованные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждан и их объединения информацией о расположении мест или объектов хранения и удаления отходов, их влияние на состояние окружающей естественной среды и здоровья человека.


Раздел 6. Мероприятия и требования по предотвращению или уменьшению образования отходов и экологически безопасного обращения с ними.
    
Статья 31. Мероприятия по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов.
С целью предотвращения или уменьшения объемов образования отходов и стимулирования внедрения малоотходних технологий Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют:
а) разработка и внедрение научно обоснованных нормативов образования отходов на единицу продукции (сырья и энергии), выполнение работ и предоставление услуг, которые регламентируют их количественный и качественный состав, в соответствии с передовыми технологическими достижениями;
б) периодический пересмотр установленных нормативов образования отходов, направленный на уменьшение их объемов, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и экономических возможностей;
в) установление на основе утвержденных нормативов (удельных показателей объемов образования отходов) лимитов на образование отходов;
г) разработка системы обращения с импортными паковочными материалами и тарой;
д) разработка общих требований относительно обращения с бытовыми отходами;
е) разработка системы информационного, научно методического обеспечения производителей отходов сведениями о технологических и других возможностях уменьшения объемов образования и утилизации отходов;
є) внедрения в соответствии с законом санкций за превышение лимитов на объемы образования и размещения отходов.
Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов устанавливает Кабинет Министров Украины.

Статья 32. Мероприятия по ограничению и предотвращению негативного влияния отходов.
С целью ограничения и предотвращения негативного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье человека запрещается:
а) вести какую-нибудь хозяйственную деятельность, связанную с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на объемы образования и размещения отходов;
(пункт "а" части первой статьи 32 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
б) использовать результаты научных исследований, внедрять в практику изобретения, применять новую технику, импортное оборудование, технологии и системы, если они не предусматривают предотвращение или минимизацию объемов образования отходов на всех стадиях технологического процесса, их утилизацию и безопасное удаление;
в) определять места размещения предприятий, установок, полигонов, комплексов, хранилищ и других объектов обращения с отходами, проектировать и строить региональные и межрегиональные комплексы обработки, обезвреживания, утилизации и удаления отходов, если они не отвечают экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
(пункт "в" части первой статьи 32 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
г) принимать решение о размещении и развитии городов и других населенных пунктов без определения технических и других мероприятий по созданию условий для утилизации или удаления бытовых отходов;
д) вводить в действие новые и реконструированные предприятия и другие объекты, не обеспеченные оборудованием и технологиями для безопасного обращения с отходами, и в случае отсутствия данных, необходимых для оценки их влияния на окружающую природную среду и здоровье человека, согласно с установленным порядком;
е) передавать или продавать опасные отходы гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, если они не обеспечивают утилизации или удаления этих отходов экологически безопасным способом;
є) привлекать детей и подростков к организованному сбору отходов (как вторичного сырья), опасных для здоровья;
ж) нарушать сроки переработки отходов, ввезенных в Украину в соответствии с установленными квотами условиями;
(пункт "ж" части первой статьи 32 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
з) нарушать установленные квоты на ввоз в Украину отходов как вторичного сырья;
(часть первая статьи 32 дополнена пунктом "з" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
и) ввоз в Украину отходов с целью их хранения или захоронения.
(часть первая статьи 32 дополнена пунктом "и" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Законодательством Украины могут предусматриваться и другие специальные мероприятия по ограничению и предотвращению негативного влияния отходов на окружающую природную среду и здоровье человека.

Статья 33. Требования относительно хранения и удаления отходов.
Хранение и удаление отходов осуществляются в соответствии с требованиями экологической безопасности и способами, что обеспечивают максимальное использование отходов или передачу их другим потребителям (за исключением захоронения).
На каждое место или объект хранения или удаления отходов складывается специальный паспорт, в котором отмечаются наименование и код отходов (согласно с государственным классификатором отходов), их количественный и качественный состав, происхождение, а также технические характеристики мест или объектов хранения или удаления и ведомости о методах контроля и безопасной эксплуатации этих мест или объектов.
Удаление отходов осуществляется в соответствии с установленными законодательством требованиями экологической безопасности с обязательным обеспечением возможности утилизации или захоронения остаточных продуктов по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины.
(часть третья статьи 33 в редакции  Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Хранение и удаление отходов осуществляются в местах, определенных органами местного самоуправления с учетом требований земельного и природоохранного законодательства, при наличии специальных разрешений, в которых определенные объемы отходов в соответствии с установленными лимитами и условием их хранения.
Определены для хранения и удаления отходов места или объекты должны использоваться лишь для заявленных на получение разрешения отходов.
Запрещается смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология.
Запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов в подземных горизонтах, на территории городов и других населенных пунктов, на территориях заповедного естественно фонда, на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, что может создавать опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях за результатами специальных исследований с соблюдением стандартов, норм и правил, предусмотренных законодательством Украины.

Статья 34. Требования относительно обращения с опасными отходами.
Все опасные отходы за степенью их вредного влияния на окружающую природную среду и на жизнь и здоровье человека в соответствии с перечнем опасных свойств разделяются на классы и подлежат учету.
Соответствующий класс отходов определяется производителем отходов в соответствии с нормативно правовыми актами, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины.
Субъект хозяйственной деятельности, в собственности или в пользовании которого есть хотя бы один объект обращения с опасными отходами, обязан:

    обеспечить предотвращение загрязнения ими окружающей природной среды, а в случае возникновения такого загрязнения - ликвидировать загрязнение и его последствия для окружающей природной среды и здоровья человека;
    принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничение и ликвидацию их последствий и защиту людей и окружающей природной среды от их влияния;
    сообщать об аварии, что произошла на отмеченном объекте, и о мероприятиях, употребленных для ликвидации ее последствий, органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и населении;
    обеспечивать эксплуатацию отмеченных объектов и перевозку опасных отходов с сдерживанием требований природоохранного законодательства;
    иметь лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами;
    идентифицировать объекты обращения с опасными отходами в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
    иметь план локализации и ликвидации аварии на объекте;
    иметь декларацию безопасности;
    предоставлять информацию о таких объектах в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности".

В случае нарушения субъектом хозяйственной деятельности лицензионных условий обращения с опасными отходами лицензия аннулируется в установленном законом порядке.
К обращению с опасными отходами допускаются лица, которые имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными веществами, и не имеют медицинских противопоказаний. Допуск работников к работе обеспечивается соответствующим должностным лицом предприятия, учреждения, организации.
Перевозка опасных отходов позволяется лишь при наличии их паспорта и лицензии на обращение с ними и в порядке, определенном законодательством о перевозке опасных грузов.
Перевозка опасных отходов осуществляется при условии обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за убытки, которые могут быть нанесены им во время перевозки, в соответствии с законом.
Размещение опасных отходов разрешается лишь в специально оборудованных местах и осуществляется в соответствии с лицензионными условиями относительно обращения с опасными отходами. Осуществление других видов деятельности, не связанной с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их размещения, запрещается.
Хранение опасных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций - субъектов хозяйственной деятельности осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Предприятия, учреждения и организации - субъекты хозяйственной деятельности, на территории которых хранятся опасные отходы, относятся в соответствии с законом к объектам повышенной опасности.
Ответственность субъекта хозяйственной деятельности, в собственности или в пользовании которого есть хотя бы один объект обращения с опасными отходами, за вред, который может быть причинена авариями на таких объектах жизни, здоровью, имуществу физических и/или юридических лиц, подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом.
(статья 34 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)

Статья 35. Порядок осуществления деятельности, связанной с сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья.
Деятельность, связанная с сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья и обеспечением ими перерабатывающих предприятий, осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законом.
Основанием для выдачи лицензии на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья является наличие у специализированных предприятий производственных и складских помещений, прессового, грузоподъемного и аналитического оборудования, квалифицированного персонала.
Общие требования к материально-технической базе для сбора и заготовки отходов как вторичного сырья, обеспечения противопожарной и экологической безопасности устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
Операции обращения с отдельными видами отходов как вторичного сырья в части принятие и закупки их у населения специализированные предприятия осуществляют через свои приемные пункты (стационарные или передвижные).
Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья утверждается Кабинетом Министров Украины.
(статья 35 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)

Статья 36. Статья 36 исключена.
(согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)

Статья 37. Контроль и присмотр в сфере обращения с отходами.
Государственный контроль и присмотр в сфере обращения с отходами осуществляют специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами, другие специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
Первичный производственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют в пределах своей компетенции производители отходов.
Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют общественные инспекторы из охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством.
Надзор за соблюдением законов в сфере обращения с отходами осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчинены ему органы прокуратуры в пределах полномочий, предусмотренных законом.


Раздел 7. Экономическое обеспечение мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.

Статья 38. Организационно-экономические мероприятия по обеспечению утилизации отходов и уменьшения объемов их образования.
Организационно-экономические мероприятия по обеспечению утилизации отходов и уменьшения объемов их образования предусматривают:
а) лимитация объемов образования и размещения отходов;
б) установление нормативов платы и размера платежей за размещение отходов с дифференциацией платежей в зависимости от уровня опасности отходов и ценности территории;
в) предоставления субъектам предпринимательской деятельности, которые будут утилизировать, уменьшают объемы образования отходов и внедряют в производство малоотходные технологии, в соответствии с законодательством налоговых, кредитных и других льгот;
г) предоставление в установленном законодательством порядке налоговых, кредитных и других льгот субъектам предпринимательской деятельности, которые сдают отходы как вторичное сырье и занимаются сбором и заготовкой таких отходов;
д) определения приоритетов относительно финансирования за государственным контрактом предприятий, которые внедряют малоотходные технологии, обрабатывают и будут утилизировать отходы;
е) пересмотр перечня отходов, относительно которых с учетом государственных интересов должен устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, заготовки и использования;
є) целевое финансирование научно-исследовательских работ из конкретных проблем утилизации отходов и уменьшения их образования;
ж) предоставление возможности оставлять часть средств от платежей за размещение отходов на финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшения объемов их образования в соответствии с обоснованными инвестиционными проектами и программами;
з) создания фондов для целевого финансирования мероприятий по утилизации отходов за счет добровольных взносов производителей отходов, их владельцев, отечественных и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, отдельных граждан, экологического страхования и тому подобное.
Законодательством Украины могут устанавливаться и другие организационно экономические мероприятия по обеспечению утилизации отходов и уменьшения объемов их образования.

Статья 39. Плата за размещение отходов.
За размещение отходов из субъектов предпринимательской деятельности стягивается плата.
Размер платы устанавливается на основе нормативов, которые рассчитываются на единицу объема образованных отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории на которой они размещены. За сверхлимитное размещение отходов плата стягивается в повышенном размере.
Полученные средства засчитываются в соответствующие фонды охраны окружающей природной среды согласно с законом.
Нормативы платы за размещение отходов определяет Кабинет Министров Украины.
Плата за размещение отходов на территориях предприятий, учреждений и организаций - субъектов хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность из сбора и заготовки таких отходов и предоставляют услуги в этой сфере, не платится.
(статья 39 дополнена частью пятой согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)

Статья 40. Стимулирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.
С целью стимулирования мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования субъектам хозяйственной деятельности, которые внедряют технологии, направленные на уменьшение объемов образования отходов, будут утилизировать отходы в процессе производства продукции (выполнение работ, предоставления услуг), осуществляют их сбор и заготовку, строительство предприятий и цехов, а также организуют производство оборудования для утилизации отходов, принимают паевое участие в финансировании мероприятий по утилизации отходов и уменьшения объемов их образования, могут предоставляться в соответствии с законом Украины:
(абзац первый части первой статьи 40 с изменениями, внесенными  согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
а) льготы относительно налогообложения прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;
б) приоритетное государственное кредитование;
в) специальные государственные субсидии на уменьшение процентов за банковские кредиты, связанные с инвестициями, которые направляются на утилизацию отходов и изготовления соответствующего оборудования;
г) дотации из Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов для перевозки отходов (вторичного сырья) или полуфабрикатов, полученных из этих отходов;
д) информация относительно технологических возможностей утилизации отходов;
е) дотации из фондов охраны окружающей природной среды и других источников;
є) льготы относительно пополнения оборотных средств предприятий, учреждений и организаций - субъектов хозяйственной деятельности, что осуществляют сбор и заготовку, обработку (переделывание) и утилизацию отходов как вторичного сырья, при условии целевого использования этих средств для приобретения и переработки таких отходов.
(часть первая статьи 40 дополнена пунктом "є" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут определять в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия, связанные со стимулированием утилизации отходов и уменьшением объемов их образования.

Статья 41. Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.
Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования осуществляется за счет средств производителей отходов и их владельцев. Для финансирования этих мер могут привлекаться средства местных бюджетов, фондов охраны окружающей природной среды, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также средства Государственного бюджета Украины, предусмотренные на проведение мероприятий, которые включаются в Государственную программу социального и экономического развития Украины.


Раздел 8. Правонарушение в сфере обращения с отходами и ответственность за них.
    
Статья 42. Правонарушение в сфере обращения с отходами.
Лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или криминальную ответственности за:
а) нарушение установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямого или опосредствованного вредного влияния на здоровье человека и экономических убытков;
б) самовольное размещение или удаление отходов;
(пункт "б" части первой статьи 42 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
в) нарушения порядка ввоза в Украину, вывоза и транзита через ее территорию отходов как вторичного сырья;
(пункт "в" части первой статьи 42 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
г) невыполнение распоряжений и предписаний органов, которые осуществляют государственный контроль и надзор за операциями обращения с отходами и за местами их удаления;
д) укрывательство, перекручивание или отказ от предоставления полной и достоверной информации за запросами должностных лиц и граждан и их объединений относительно безопасности образования отходов и обращения с ними, в том числе об их аварийных сбросах и соответствующих последствиях;
е) укрывательство превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов;
є) смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в отрасли охраны окружающей природной среды;
ж) нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля за операциями обращения с отходами;
з) нарушение сроков представления и порядка отчетности относительно образования, использование, обезвреживание и удаление отходов;
и) невыполнение требований относительно обращения с отходами (во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления и захоронения), что привело к негативным экологическим, санитарно эпидемическим последствиям или нанесло материальный или моральный вред;
і) передачу отходов с нарушением установленных правил на хранение, обработку или удаление предприятиям или организациям, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение этих операций;
ї) нарушения установленных правил и режима эксплуатации установок и производств из обработки и утилизации отходов, а также полигонов для хранения или захоронения промышленных, бытовых и других отходов (сміттєзвалищ, шламохранилищ, золоотвалов и тому подобное);
й) производство продукции из отходов или с их использованием без соответствующей технической нормативно и технологической документации, согласованной в установленном порядке;
к) несоблюдение условий ввоза отходов как вторичного сырья на территорию Украины;
(пункт "к" части первой статьи 42 в редакции Закона Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
л) несвоевременное внесение платежей за размещение отходов;
м) нарушение требований безопасной перевозки опасных отходов.
(часть первая статьи 42 дополнена пунктом "м" согласно с Законом Украины от 07.03.2002 р. N 3073-III)
Законами Украины может быть установлен ответственность и за другие правонарушения законодательства об отходах.

Статья 43. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об отходах.
Предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения законодательства об отходах, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.

Статья 44. Решение споров в сфере обращения с отходами.
Споры, которые возникают в сфере обращения с отходами, решаются судом в установленном законодательством порядке.
Международными договорами Украины может быть предусмотрен другой порядок рассмотрения споров относительно трансграничной перевозки отходов.


Раздел 9. Мкждународное сотрудничество в сфере обращения с отходами.    
Статья 45. Участие Украины в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами.
Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами в соответствии с нормами международного права.
Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила чем те, что предусмотрены этим Законом, то применяются правила международного договора.

 Раздел 10. Конечные положения.
    
1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликовывания.
2. До приведения законов Украины, других нормативно правовых актов в соответствие с этим Законом они применяются в части, что не противоречит этому Закону.
3. Кабинета Министров Украины на протяжении шести месяцев со дня вступления в силу этим Законом:

    подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с Законом Украины "Об отходах";
    в соответствии с компетенцией обеспечить принятие нормативно правовых актов, предусмотренных этим Законом;
    привести свои правовые нормативно акты в соответствие с этим Законом;
    обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины их правовых нормативно актов, которые противоречат этому Закону.

Президент Украины
Л. КУЧМА
г. Киев
5 марта 1998 года
N 187/98-ВР

 

Закон Украины "Об отходах"