Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе Украины"

Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе Украины"
Закон о государственной контрольно-ревизионной службе Украины - настоящий Закон определяет статус государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности.

 

Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Структура государственной контрольно-ревизионной службы.
Государственная контрольно-ревизионная служба сострит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.
Статья 2. Главные задачи государственной контрольно-ревизионной службы.
Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного финансового контроля над использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и прочих активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, получающих (получавших в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или использующих (использовавших в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество (далее — подконтрольные учреждения), выполнением местных бюджетов, разработкой предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем. Государственный финансовый контроль реализуется государственной контрольно-ревизионной службой путем проведения государственного финансового аудита, проверки государственных закупок и инспектирования. (Часть вторая статьи 2 в редакции Закона № 424- V от 01.12.2006) Государственный финансовый аудит является разновидностью государственного финансового контроля и заключается в проверке и анализе фактического положения дел относительно законного и эффективного использования государственных или коммунальных средств и имущества, прочих активов государства, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля. Результаты государственного финансового аудита и их оценка излагаются в отчете.
Проверка государственных закупок состоит в документальном и фактическом анализе соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках и проводится органами государственной контрольно-ревизионной службы на всех стадиях государственных закупок. Результаты проверки государственных закупок излагаются в акте. (Статья 2 дополнена частью в соответствии с Законом № 424- V от 01.12.2006)
Инспектирование осуществляется в форме ревизии и заключается в документальной и фактической проверке определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного учреждения, которая должна обеспечивать выявление имеющихся фактов нарушения законодательства, установление виновных в их допущении должностных и материально-ответственных лиц. Результаты ревизии излагаются в акте.
Порядок проведения государственной контрольно-ревизионной службой государственного финансового аудита и инспектирования устанавливается Кабинетом Министров Украины.
В подконтрольных учреждениях, относительно которых за соответствующий период их финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с настоящим Законом проведен государственный финансовый аудит, инспектирование по инициативе органов государственной контрольно-ревизионной службы не проводится. Порядок проведения проверок государственных закупок определяется в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
(Статья 2 дополнена частью в соответствии с Законом № 424-V от 01.12.2006)
Контроль за соблюдением законодательства относительно закупок осуществляется как в порядке проведения проверки государственных закупок, так и во время государственного финансового аудита и инспектирования.
(Статья 2 дополнена частью в соответствии с Законом № 424-V от 01.12.2006)
Государственный финансовый аудит проводится также Счетной палатой в порядке и способом, определенных законом.
(Текст статьи 2 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IVom 15.12.2005)
Статья 3. Законодательство, которым руководствуется государственная контрольно-ревизионная служба.
Государственная контрольно-ревизионная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, настоящим Законом, другими законодательными актами, актами Президента и Кабинета Министров Украины.
Статья 4. Подчиненность государственной контрольно-ревизионной службы и координация ее деятельности с другими контролирующими органами.
Государственная контрольно-ревизионная служба действует при Министерстве финансов Украины и подчинена Министерству финансов Украины. Контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются Главному контрольно-ревизионному управлению Украины. В состав областных контрольно-ревизионных управлений входят контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах.
Государственная контрольно-ревизионная служба координирует свою деятельность с местными Советами народных депутатов и органами исполнительной власти, финансовыми органами, государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.
Статья 5. Назначение работников государственной контрольно-ревизионной службы.
Головное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместитель Министра финансов Украины, начальник управления, который назначается Кабинетом Министров Украины по представлению Министра финансов Украины.
Контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют начальники, которые назначаются начальником Главного контрольно-ревизионного управления Украины по согласованию с Советом Министров Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Начальники контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначают и освобождают руководителей контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.
Статья 6. Финансирование государственной контрольно-ревизионной службы.
Расходы на содержание государственной контрольно-ревизионной службы определяются Кабинетом Министров Украины и финансируются из государственного бюджета.
Статья 7. Статус государственной контрольно-ревизионной службы.
 Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе является юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы, текущие и вкладные (депозитные) счета в банках, печати с изображением Государственного герба Украины и со своим наименованием.
(Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2921-III от 10.01.2002)
Контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах как структурные подразделения контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе имеют печати и соответствующие бланки.
В отдельных случаях Главное контрольно-ревизионное управление Украины имеет право решать вопросы о предоставлении права юридического лица отдельным контрольно-ревизионным подразделениям в районах, городах и районах в городах.
Положение о государственной контрольно-ревизионной службе утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Раздел 2. Основные функции государственной контрольно-ревизионной службы.
Статья 8. Основные функции Главного контрольно-ревизионного управления Украины и контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе выполняют следующие функции:
1)    организуют работу контрольно-ревизионных подразделений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению государственного финансового контроля, обобщают результаты ревизий и проверок в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;
(Пункт 1 статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IVom 15.12.2005)
2)    проводят в подконтрольных учреждениях ревизии финансово-хозяйственной деятельности, использования и сохранения финансовых ресурсов, необоротных и прочих активов, правильности определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, состояния и достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
(Пункт 2 статьи 2 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IVom 15.12.2005)
3)    осуществляют государственный финансовый аудит выполнения государственных (бюджетных) программ, деятельности бюджетных учреждений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также других субъектов хозяйствования, получающих (получавших в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или использующих (использовавших в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество.
(Пункт 3 статьи 8 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IVom 15.12.2005)
(Пункт 4 части первой статьи 8 исключен на основании Закона № 2322-17от 12.01.2005)
5) осуществляют контроль над устранением недостатков и нарушений, выявленных во время проведения государственного финансового контроля;
(Пункт 5 статьи 8 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
6)    разрабатывают нормативно-правовые акты и методические документы по вопросам своей деятельности;
(Пункт 6 статьи 8 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
7)    осуществляют методологическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделений, обобщают опыт проведения государственного финансового контроля и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения по совершенствованию государственного финансового контроля.
(Пункт 7 статьи 8 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
8)    проводит проверки государственных закупок и осуществляет прочие функции в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, робот услуг за государственные средства».
(Часть первая статьи 8 дополнена пунктом 8 в соответствии с Законом № 3205-IV от 5.12.2005; в редакции Закона № 424-V от 01.12.2006)
(Часть вторая статьи 8 исключена на основании Закона № 107-V1 от 28.12.2007)
Органы контрольно-ревизионной службы рассматривают письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по финансовым вопросам. Обращения, в которых сообщается о кражах, растратах, недостачах, прочих серьезных правонарушениях, немедленно пересылаются правоохранительным органам для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9. Функции контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.
Контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах выполняют функции, определенные статьей 8 настоящего Закона (за исключением пунктов 1 и 7).

 

Раздел 3. Права, обязанности и ответственность государственной контрольно-ревизионной службы.
Статья 10. Права государственной контрольно-ревизионной службы.
Главному контрольно-ревизионному управлению Украины, контрольно-ревизионным управлениям в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионным подразделениям (отделам, группам) в районах, городах и районах в городах предоставляется право:
1) проверять в подконтрольных учреждениях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.д.);
(Пункт 1 статьи 10с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IVom 15.12.2005)
2) беспрепятственного доступа при проведении ревизий на склады, хранилища, производственные помещения, принадлежащие подконтрольным учреждениям, для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией, приостанавливать бюджетные ассигнования, приостанавливать операции с бюджетными средствами в случаях, предусмотренных законом;
(Пункт 2 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2922-III от 10.01.2002; в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 3202-IVom 15.12.2005, № 3541-IVom 15.03.2006г.)
3) привлекать на договорных основах квалифицированных специалистов соответствующих министерств, государственных комитетов, других органов государственной исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных закупок сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эту цель средств;
4) требовать от руководителей подконтрольных ревизируемых учреждений проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций — обратиться в суд относительно принуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей указанных предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится проверка, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины;
при проведении ревизий изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о злоупотреблениях, а на основании решения суда— изымать до окончания ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи, которая скрепляется подписями представителя органа государственной контрольно-ревизионной службы и руководителя соответствующего предприятия, соответствующего учреждения, организации, и оставлением копий таких документов таким предприятиям, учреждениям, организациям;
(Пункт 4 статьи 10 в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
5) получать от Национального банка Украины и его учреждений, банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах ревизируемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности — справки и копии документов об операциях и расчетах с ревизируемыми предприятиями, учреждениями, организациями. Получение от банков информации, составляющей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;
(Пункт 5 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2922-III от 10.01.2002)
6) получать от должностных и материально ответственных лиц ревизируемых объектов письменные пояснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий;
7) предъявлять руководителям и другим должностным лицам подконтрольных ревизируемых учреждений требования по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам хранения и использования государственной собственности и финансов, изымать в судебном порядке в бюджет выявленные ревизиями скрытые и заниженные валютные и иные платежи, ставить перед соответствующими органами вопросы о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и займы используются с нарушением действующего законодательства;
(Пункт 7 статьи 10 в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
8) в судебном порядке взыскивать в доход государства средства, полученные подконтрольными учреждениями по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства;
(Пункт 8 статьи 10 в редакции Закону № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
9) налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений административные взыскания;
(Пункт 9 статьи 10 в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-1V от 15.12.2005)
10) обращаться в суд в интересах государства, если подконтрольным учреждением не обеспечено выполнение требований по устранению выявленных ревизией нарушений законодательства по вопросам хранения и использования активов;
(Пункт 10 статьи 10 изложен в новой редакции в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
(Пункт 11 статьи 10 исключен на основании Закона № 107-VI от 28.12.2007)
12) проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные проверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отображения в учете подконтрольного учреждения.
(Статья 10 дополнена пунктом 12 в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
(Статья 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3202-IV om 15.12.2005)
Статья 11. Проведение ревизий органами государственной контрольно-ревизионной службы.
Плановой выездной ревизией считается ревизия в подконтрольных учреждениях, предусмотренная в плане работы органа государственной контрольно-ревизионной службы и проводимая по местонахождению такого юридического лица или по месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная ревизия.
(Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
Плановая выездная ревизия проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных учреждений по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной контрольно-ревизионной службы не чаще одного раза в календарный год.
Право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений предоставляется только в том случае, когда им не позднее чем за десять дней до дня проведения указанной ревизии направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения. Проведение плановых выездных ревизий осуществляется органами государственной контрольно-ревизионной службы одновременно с другими органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей). Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), определяется Кабинетом Министров Украины. Внеплановой выездной ревизией считается ревизия, не предусмотренная в планах работы органа государственной контрольно-ревизионной службы и проводимая при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
(Пункт 1 части 5 статьи 11 исключен в соответствии с Законом №3202-IVom 15.12.2005)
2)    подконтрольным учреждением подана в установленном порядке жалоба о нарушении законодательства должностным лицом органа государственной контрольно-ревизионной службы при проведении плановой или внеплановой выездной ревизии, в которой содержится требование о полной или частичной отмене результатов соответствующей ревизии;
3)    в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с подконтрольным учреждением, если подконтрольное учреждение не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной контрольно-ревизионной службы в течение десяти рабочих дней со дня получения зап-роса;
4)    проводится реорганизация (ликвидация) подконтрольного учреждения;
5)    в случае поступления поручения о проведении ревизий в подконтрольных учреждениях от Кабинета Министров Украины, органов прокуратуры, государственной налоговой службы, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, в котором содержатся факты, свидетельствующие о нарушении подконтрольными учреждениями законов Украины, проверка соблюдения которых отнесена законом к компетенции органов государственной контрольно-ревизионной службы;
6)    в случае, когда вышестоящий орган государственной контрольно-ревизионной службы в порядке контроля над достоверностью заключений нижестоящего органа государственной контрольно-ревизионной службы осуществил проверку актов ревизии, составленных нижестоящим органом государственной контрольно-ревизионной службы, и выявил их не соответствие требованиям законов. Внеплановая выездная ревизия в этом случае может инициироваться вышестоящим органом государственной контрольно-ревизионной службы только в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной контрольно-ревизионной службы, проводивших плановую или внеплановую выездную ревизию указанного подконтрольного учреждения, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело.
Внеплановая выездная ревизия может осуществляться только при наличии оснований для ее проведения на основании решения суда. Внеплановая ревизия подконтрольного учреждения не может проводиться чаще одного раза в квартал.
(Часть шестая статьи 11 дополнена в соответствии с Законом № 3202-17 от 15.12.2005)
Встречные сверки, проводимые органами государственной контрольно-ревизионной службы, не являются контрольными мерами и проводятся в случае возникновения необходимости в их проведении на основании направления, выписанного руководителем органа (подразделения) государственной контрольно-ревизионной службы.
(Статья 11 дополнена новой частью в соответствии с Законом №3202-IVот 15.12.2005)
Внеплановые выездные ревизии субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, не отнесенных настоящим Законом к подконтрольным учреждениям, проводятся органами государственной контрольно-ревизионной службы по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя для обеспечения расследования уголовного дела.
Орган государственной контрольно-ревизионной службы, прокурор или следователь, инициирующий проведение внеплановой выездной ревизии, подает в суд письменное обоснование оснований такой ревизии и даты ее начала и окончания, документы, свидетельствующие в соответствии с частями пятой и седьмой данной статьи о возникновении оснований для проведения такой ревизии, а также по требованию суда — другие сведения.
Решение об изъятии оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, арест средств на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях может приниматься только судом.
(Часть девятая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3541-IV от 15.03.2006)
Продолжительность плановой выездной ревизии не должна превышать 30 рабочих дней.
(Часть десятая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
Продолжительность внеплановой выездной ревизии не должна превышать 15 рабочих дней.
(Часть одиннадцатая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
Продление сроков проведения плановой или внеплановой выездной ревизии возможно только по решению суда на срок, не превышающий 15 рабочих дней для плановой выездной ревизии и 5 рабочих дней для внеплановой выездной ревизии.
(Часть двенадцатая статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-17 от 15.12.2005)
Ограничения в основаниях проведения ревизий, определенные настоящим Законом, не распространяются на ревизии, проводимые по обращению подконтрольных учреждений, или на ревизии, проводимые после возбуждения уголовного дела против должностных лиц ревизируемых подконтрольных учреждений в соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством.
Должностные лица органа государственной контрольно-ревизионной службы вправе приступить к проведению ревизии при наличии оснований для их проведения, определенных настоящим и другими законами Украины, и при условии предоставления должностным лицам подконтрольных учреждений, другим субъектом хозяйственной деятельности под расписку:
1) направления на ревизию, в котором определяются дата его выдачи, название органа государственной контрольно-ревизионной службы, цель, вид, основания, дата ее начала и дата окончания ревизии, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной контрольно-ревизионной службы, которые будут проводить ревизию. Направление на ревизию является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной контрольно-ревизионной службы, скрепленной печатью органа государственной контрольно-ревизионной службы;
2) копии решения суда о разрешении на проведение внеплановой выездной ревизии, в котором указываются основания проведения такой ревизии, дата ее начала и дата окончания, а в случае проведения ревизии в отношении субъектов хозяйственной деятельности, не отнесенных настоящим Законом к подконтрольным учреждениям, — также номер, дата и основание возбуждения уголовного дела, орган, возбудивший уголовное дело.
Непредоставление таких документов должностным лицом подконтрольных учреждений и прочих субъектов хозяйственной деятельности или их предоставление с нарушением требований, установленных частью четырнадцатой данной статьи, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной контрольно-ревизионной службы к проведению ревизии.
Проведение ревизий органами государственной контрольно-ревизионной службы не должно нарушать нормальный режим работы подконтрольных учреждений и других субъектов хозяйственной деятельности.
Встречные сверки, проводимые органами государственной контрольно-ревизионной службы, не являются контрольными мероприятиями и проводятся в случае возникновения потребности в их проведении на основании направления, выписанного руководителем органа (подразделения) государственной контрольно-ревизионной службы.
(Статья 11 дополнена частью в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
(Статья 11 в редакции Закона № 2322-17 от 12.01.2005 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-17 от 15.12.2005)
(Статья 11-1 исключена на основании Закона № 107-VI от 28.12.2007)
Статья 12. Обязанности и ответственность должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.
Должностные лица государственных контрольно-ревизионных служб обязаны строго соблюдать Конституцию Украины, законы Украины, права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций, которые охраняются законом. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных контрольно-ревизионных служб своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Работники государственной контрольно-ревизионной службы обязаны в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий, а также соб-щать о выявленных злоупотреблениях и нарушениях государственным органам и органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
При изъятии документов в связи с их подделкой или выявленными злоупотреблениями работник государственной контрольно-ревизионной службы обязан немедленно уведомить об этом правоохранительные органы. Изъятые документы хранятся до окончания ревизии. После этого они возвращаются соответствующему предприятию, учреждению или организации, если правоохранительными органами не принято решение о выемке этих документов.
Работники государственной контрольно-ревизионной службы должны обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайны.
(Статья 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-IV от 15.12.2005)
Статья 13. Рассмотрение жалоб на действия должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.
Действия или бездействие должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы могут быть обжалованы в судебном или административном порядке. Жалобы на действия должностных лиц в районах, городах, районах в городах и должностных лиц контрольно-ревизионных управлений рассматриваются и решаются начальниками этих управлений. Жалобы на действия должностных лиц Главного контрольно-ревизионного управления Украины и начальников контрольно-ревизионных управлений Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя рассматриваются и решаются начальником Главного контрольно-ревизионного управления Украины.
(Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2322-IV от 12.01.2005)
Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются руководителями соответствующих органов государственной контрольно-ревизионной службы не позднее чем в месячный срок с момента их поступления. В случае несогласия юридических и физических лиц с этими решениями, они могут быть обжалованы в судебном порядке.
(Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 762-1V от 15.05.2003; в редакции Закону № 2322-17 от 12.01.2005)
Подача жалобы не приостанавливает обжалованного действия должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.
 
Раздел 4. Правоая защита должностынх лиц государственной контрольно-ревизионной службы. 
Статья 14. Взаимоотношения государственной контрольно-ревизионной службы с правоохранительными органами.
(Часть первая статьи 14 исключена в соответствии с Законом №3202-17 от 15.12.2005)
(Часть вторая статьи 14 исключена в соответствии Законом №2322-17 от 12.01.2005)
(Часть третья статьи 14 исключена в соответствии Законом № 2322-17от 12.01.2005)
Работники правоохранительных органов обязаны содействовать должностным лицам государственной контрольно-ревизионной службы в выполнении их обязанностей. В случае недопущения работников государственной контрольно-ревизионной службы на территорию предприятия, учреждения, организации, отказа в предоставлении документов для ревизии или проверки и любого другого противоправного действия органы милиции по просьбе этих лиц обязаны немедленно принять соответствующие меры для прекращения такого противодействия, обеспечить нормальное проведение ревизии, охрану работников контрольно-ревизионной службы, проверяемых документов и материалов, а также принять меры для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
(Статья 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3202-17 от 15.12.2005)
Статья 15. Правовое положение должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.
Должностные лица государственной контрольно-ревизионной службы являются представителями органов государственной исполнительной власти. Законные требования должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы являются обязательными к исполнению должностными лицами ревизируемых объектов.
Работник государственной контрольно-ревизионной службы при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется действующим законодательством и выполняет указания своих руководителей. Никто другой, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не вправе вмешиваться в деятельность должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы.
Вмешательство в деятельность работника государственной контрольно-ревизионной службы влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательными актами.
(Статья 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3202-17 от 15.12.2005)
Статья 16. Правовая защита должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы.
Должностное лицо государственной контрольно-ревизионной службы при выполнении своих должностных обязанностей находится под защитой закона.
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы и членов его семьи от преступных посягательств и других противоправных действий.
Увольнение должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы с должности в связи с совершением преступления при выполнении своих обязанностей допускается только после вынесения в отношении его обвинительного приговора суда, вступившего в силу.
Статья 17. Государственное страхование и возмещение причиненного ущерба в случае гибели или увечья должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы.
В случае гибели должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы в связи с выполнением служебных обязанностей семье погибшего или его иждивенцам выплачивается одноразовая помощь в размере десятилетнего денежного содержания погибшего по последней занимаемой им должности за счет государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
В случае причинения должностному лицу государственной контрольно-ревизионной службы телесных повреждений в связи с выполнением им служебных обязанностей, препятствующих в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается одноразовая помощь в размере пятилетнего денежного содержания по последней занимаемой им должности за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц и в установленном порядке назначается пенсия по инвалидности.
В случае причинения должностному лицу государственной контрольно-ревизионной службы телесных повреждений в связи с выполнением им служебных обязанностей, не препятствующих в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается одноразовая помощь в размере годового денежного содержания за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Убытки, причиненные имуществу должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы или членов его семьи в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в полном объеме за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Годовое денежное содержание должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы, принимаемое для исчисления размера одноразовой помощи, включает все виды денежных выплат, получаемых должностным лицом за время работы в государственной контрольно-ревизионной службы за год, предшествовавший году гибели или повреждения здоровья.
Суммы одноразовой помощи и возмещения имущественных убытков налогообложению не подлежат.
Все должностные лица государственной контрольно-ревизионной службы подлежат государственному обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета на случай гибели или смерти на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности, а в случае ранения, контузии, травм или увечья, заболевания или инвалидности, случившихся в связи с выполнением служебных обязанностей, в размере от шестимесячного до пятилетнего денежного содержания по последней должности в зависимости от степени потери трудоспособности.
Порядок и условия страхования должностного лица государственной контрольно-ревизионной службы устанавливаются Кабинетом Министров Украины.