Проверка тИЦ и PR
Top Panel


Закон Украины "О концессиях"

Закон Украины "О концессиях"
Настоящий Закон определяет понятия и правовые основы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также условия и порядок ее осуществления в целях повышения эффективности использования государственного и коммунального имущества и обеспечения потребностей граждан Украины в товарах (работах, услугах).

 

Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Определение терминов.
Для целей настоящего Закона термины употребляются в следующем значении:
    концессия — предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска;
    договор концессии (концессионный договор) — договор, в соответствии с которым уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (концессиедатель) предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) право создать (построить) объект концессии либо существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) в соответствии с настоящим Законом в целях удовлетворения общественных потребностей;
    концессионер — субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с настоящим Законом на основании договора получил концессию;
    концессиедатель — орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный, соответственно, Кабинетом Министров Украины либо органами местного самоуправления на заключение концессионного договора;
    претендент — физическое или юридическое лицо (субъект предпринимательской деятельности), резидент или нерезидент, который подал заявку на участие в концессионном конкурсе;
    концессионные платежи — плата, обусловленная в концессионном договоре, вносимая концессионером за право создания (строительства) и (или) управления (эксплуатации) объектов, предоставляемых в концессию;
    концессионный конкурс — процедура, установленная настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами, согласно которой определенный претендент признается победителем в концессионном конкурсе.
Статья 2. Принципы концессионной деятельности.
Основными принципами деятельности, связанной с предоставлением и получением концессии (далее — концессионной деятельности), являются:
    законность осуществления концессионной деятельности;
    государственное регулирование концессионной деятельности и контроль за ее осуществлением;
    осуществление концессионной деятельности на основании концессионного договора;
    выбор концессионеров преимущественно на конкурсной основе;
    учет особенностей предоставления объекта в концессию в отдельных сферах хозяйственной деятельности;
    комплексное использование объекта концессии;
    взаимовыгода сторон в концессионном договоре;
    государственные гарантии капиталовложений концессионера;
    платное использование объекта концессии;
    обеспечение законных прав и интересов потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых концессионером;
    стабильность условий концессионных договоров;
    распределение рисков между сторонами концессионного договора;
    участие государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии, имеющих социальное значение.
Статья 3. Объекты, которые могут предоставляться в концессию.
1. Объекты, которые могут предоставляться в концессию, определяются в соответствии с настоящим Законом.
2. В концессию могут предоставляться объекты права государственной или коммунальной собственности, используемые для осуществления деятельности в следующих сферах хозяйственной деятельности (кроме видов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством могут осуществляться исключительно государственными предприятиями и объединениями):
    водоснабжение, отвод и очистка сточных вод;
    оказание услуг городским общественным транспортом;
    сбор и утилизация мусора;
    оказание услуг, связанных со снабжением потребителей теплом;
    строительство и эксплуатация автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства, иных дорожных сооружений;
    строительство и эксплуатация путей сообщения;
    строительство и эксплуатация грузовых и пассажирских портов;
    строительство и эксплуатация аэропортов;
    оказание телекоммуникационных услуг, в том числе с использованием телесетей;
    оказание почтовых услуг;
    транспортировка и распределение природного газа;
    производство и (или) транспортировка электроэнергии;
    общественное питание;
    строительство жилых домов;
    оказание услуг в жилищно-эксплуатационной сфере;
    использование объектов социально-культурного назначения (за исключением расположенных в рекреационных зонах);
    создание коммунальных служб парковки автомобилей;
    оказание ритуальных услуг;
    строительство и эксплуатация гостиниц, туристических комплексов, кемпингов и других соответствующих объектов туристической индустрии.
(Часть 2 ст. 3 дополнена новым абз. Законом Украины от 24.10.2002 г. № 209-IV с изм., внес. Законами Украины от 08.09.2005 г. № 2857-IV; 31.05.2005 г. № 2596-IV)
3. Исключительно на пленарных заседаниях соответствующие местные советы могут принять решение о дополнительном перечне сфер хозяйственной деятельности, для осуществления деятельности в которых объекты права коммунальной собственности могут предоставляться в концессию.
4. Объектами права государственной или коммунальной собственности, которые предоставляются в концессию, являются:
    имущество предприятий, являющихся целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное оказание услуг в сферах деятельности, определенных частями второй и третьей настоящей статьи;
    объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, которые могут быть достроены с целью их использования для оказания услуг по удовлетворению общественных потребностей в сферах деятельности, определенных частями второй и третьей настоящей статьи;
    специально построенные объекты в соответствии с условиями концессионного договора для удовлетворения общественных потребностей в сферах деятельности, определенных частями второй и третьей настоящей статьи.
Концессия может предоставляться на отдельные виды предпринимательской деятельности в сферах хозяйственной деятельности, определенных частями второй и третьей настоящей статьи.
5. Если для осуществления концессионной деятельности необходимы земельные участки, они предоставляются в пользование концессионеру на условиях аренды на срок действия концессионного договора, в соответствии с положениями Земельного кодекса Украины.
6. Объекты права государственной или коммунальной собственности, предоставленные в концессию, не подлежат приватизации в течение действия концессионного договора.
Статья 4. Ограничение концессионной деятельности.
Передача концессионером своих имущественных прав, вытекающих из концессионного договора или объектов концессии, полностью или частично, третьим лицам возможна лишь при условии дачи на это согласия концессиедателя, если иное не установлено специальным законом о концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Статья 5. Правовые основы концессионной деятельности.
1. Отношения по предоставлению в концессию объектов права государственной или коммунальной собственности регулируются концессионным договором, настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами Украины.
2. Специальными законами могут определяться особенности осуществления концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
3. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

 

Раздел 2. Проведение концессионного конкурса.   
Статья 6. Порядок принятия решения о предоставлении концессии.
1. Предложения по перечню конкретных объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию, вносятся соответствующими центральными органами исполнительной власти. Утверждение пообъектного перечня осуществляется Кабинетом Министров Украины.
2. Утверждение перечня объектов права коммунальной собственности, которые могут предоставляться в концессию, осуществляется исключительно на пленарных заседаниях соответствующих советов.
3. Решение о предоставлении концессии на объект права государственной собственности по результатам концессионного конкурса принимает Кабинет Министров Украины или уполномоченный им орган исполнительной власти.
4. Решение о предоставлении концессии на объект права коммунальной собственности по результатам концессионного конкурса принимает уполномоченный орган местного самоуправления.
5. Концессия на объекты права государственной собственности предоставляется с учетом общегосударственных интересов «и максимального обеспечения интересов потребителей товаров (работ, услуг).
6. Концессия на объекты права коммунальной собственности предоставляется с учетом интересов региона, территориальной громады в обеспечении потребителей товарами (работами, услугами), проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
7. В случае, когда после объявления концессионного конкурса на участие в указанном конкурсе подал заявку только один претендент, концессионный договор может быть заключен уполномоченным органом с этим претендентом путем согласования с ним существенных условий договора.
Статья 7. Основные принципы проведения концессионного конкурса.
1. Организация и проведение концессионного конкурса осуществляются концессиедателем.
2. Концессиедатель:
    утверждает условия концессионного конкурса;
    создает конкурсную комиссию, утверждает ее состав и порядок работы;
    готовит конкурсную документацию;
    объявляет концессионный конкурс;
    определяет размер регистрационного взноса;
    письменно подтверждает поступление заявок на участие в концессионном конкурсе;
    обеспечивает претендентов необходимой информацией (документами) для подготовки предложений для участия в концессионном конкурсе;
    принимает решение о допущении (недопущении) претендентов к участию в концессионном конкурсе с обоснованием причины отказа;
    уведомляет претендентов о допущении (недопущении) к участию в концессионном конкурсе.
Основанием для недопущения претендента к участию в концессионном конкурсе может быть непредставление в заявке на участие в конкурсе необходимой информации, предоставление ее в неполном объеме или предоставление неправдивой информации.
3. Для регистрации претендентов как участников концессионного конкурса ими уплачивается регистрационный взнос в размере от одного до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, если иное не установлено специальным законом о концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности. Регистрационный взнос уплачивается путем безналичного перечисления на соответствующий текущий счет. Указанные средства используются на подготовку процедуры концессионного конкурса и возврату не подлежат.
(Часть 3 ст. 7 с изж., внес. Законом Украины от 10.01.2002 г. № 2921-III)
4. Заявки, документы и материалы, поданные претендентами, рассматриваются в течение сорока пяти дней с последнего дня подачи заявки.
При рассмотрении заявок, документов и материалов претенденты вправе вносить изменения в предложения о выполнении условий концессионного конкурса с целью их усовершенствования или снять свою заявку с рассмотрения. Изменения предложений о выполнении условий концессионного конкурса вносятся не позднее чем за десять дней до истечения срока рассмотрения заявок.
(Часть 4 ст. 7 с изм., внес. Законом Украины от 03.02.2004 г. № 1414-IV)
5. Заявка на участие в концессионном конкурсе, полученная концессиедателем по истечении срока подачи, не рассматривается и возвращается претенденту за его счет.
6. Конкурсная комиссия рассматривает поданные претендентами, допущенными к участию в концессионном конкурсе, заявки, документы и материалы с предложениями об условиях концессии, определяет их соответствие условиям конкурса, готовит заключения об определении лучших условий осуществления концессии, предложенных участниками конкурса.
7. Победителем концессионного конкурса признается претендент, предложивший лучшие условия осуществления концессии, в соответствии с условиями концессионного конкурса.
8. На основании заключений конкурсной комиссии концессиедатель принимает решение о победителе концессионного конкурса.
9. Уведомление об определении победителя концессионного конкурса должно быть направлено победителю конкурса не позднее пяти дней со дня принятия решения.
10. С победителем концессионного конкурса заключается концессионный договор после согласования всех его условий.
11. Порядок создания конкурсной комиссии и проведения концессионного конкурса определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 8. Объявление концессионного конкурса.
1. Информация об объявлении концессионного конкурса по предоставлению новых концессий или возобновлению концессий, срок действия которых истек, публикуется в газетах «Урядовий кур'ер» и «Голос Украины» или в соответствующем печатном издании органа местного самоуправления.
2. Информация об объявлении концессионного конкурса должна содержать сведения об:
    органе, который предоставляет концессию;
    объекте концессии (наименование, характеристики и т.п.);
    размере регистрационного взноса;
    сроке, на который предоставляется концессия;
    сроке, до которого подаются заявки на участие в концессионном конкурсе;
    сроке, в течение которого объявляются результаты концессионного конкурса;
    уполномоченном органе, в который следует обращаться для получения дополнительной информации.
3. Концессиедатель или уполномоченный им орган по обращении претендента представляет дополнительную информацию об условиях концессионной деятельности по:
    условиям предоставления земельного участка, если он необходим для концессионной деятельности;
    объему работ, которые должны быть профинансированы (выполнены) концессионером;
    объему товаров (работ, услуг), изготовление (выполнение, оказание) которых гарантирует концессионер;
    объему сведений о концессионере;
    основным обязанностям концессионера;
    финансовым и другим гарантиям концессиедателя;
    особым требованиям по вопросам охраны окружающей природной среды и охраны труда.
Концессиедатель или уполномоченный им орган представляет также другую информацию, необходимую претенденту для участия в концессионном конкурсе.
4. Заявки на участие в концессионном конкурсе подаются в течение шестидесяти дней со дня объявления конкурса, а в случае предоставления концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог — в течение ста двадцати дней со дня объявления конкурса.
5. Заявка на участие в концессионном конкурсе должна содержать сведения о:
    полном наименовании претендента;
    предложениях о выполнении условий концессионного конкурса;
    данных, подтверждающих возможность претендента обеспечить надлежащее финансирование своей концессионной деятельности;
    наличии опыта и возможности технологического и организационного обеспечения такой деятельности.
6. Споры, связанные с проведением концессионного конкурса, разрешаются в судебном порядке.
(Ст. 8 с изм., внес. Законом Украины от 03.02.2004 г. № 1414-IV)

 

Раздел 3. Концессионный договор.   
Статья 9. Заключение и срок действия концессионного договора.
1. Концессионный договор заключается на срок, определенный в договоре, который должен быть не менее 10 лет и не более 50 лет.
2. Концессионный договор считается заключенным со дня достижения договоренности по всем существенным условиям и подписания сторонами текста договора.
3. Срок действия концессионного договора может быть изменен с согласия сторон в пределах сроков, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
4. Кабинетом Министров Украины могут быть утверждены типовые концессионные договоры для осуществления определенных видов концессионной деятельности.
Статья 10. Существенные условия договора концессии.
1. Существенными условиями договора концессии являются:
стороны договора;
    виды деятельности, работы, услуги, осуществляемые по условиям договора;
    объект концессии (состав и стоимость имущества или технические и финансовые условия создания объекта концессии);
    условия предоставления земельного участка, если он необходим для осуществления концессионной деятельности;
    перечень видов деятельности, осуществление которых подлежит лицензированию;
    условия установления, изменения цен (тарифов) на изготовленные (предоставленные) концессионером товары (работы, услуги);
    срок действия договора концессии, условия найма, использования труда работников — граждан Украины;
    условия использования отечественных сырья, материалов;
    условия и объемы улучшения объекта концессии и порядок компенсации указанных улучшений;
    условия, размер и порядок внесения концессионных платежей;
    порядок использования амортизационных отчислений;
    восстановление объекта концессии и условия его возврата;
    ответственность за выполнение сторонами обязательств;
    страхование концессионером объектов концессии, взятых в концессию;
    порядок продления и прекращения действия договора;
    порядок разрешения споров между сторонами.
2. С согласия сторон в концессионном договоре могут быть предусмотрены и иные условия, в том числе предусмотренные специальными законами о концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
3. Если для осуществления концессионной деятельности необходим земельный участок, договор аренды земельного участка прилагается к концессионному договору.
4. Условия концессионного договора являются действующими на весь срок действия договора, в том числе в случаях, когда после его заключения законодательными актами установлены правила, ухудшающие положение концессионера.
5. Реорганизация концессионера — юридического лица — не является основанием для изменения условий или расторжения концессионного договора.
(Ст. 10 с изм.,  внес. Законом Украины от 03.02.2004 г. № 1414-IV)
Статья 11. Лицензирование.
Если концессионер осуществляет предпринимательскую деятельность, которая, согласно законодательству Украины, подлежит лицензированию, обязательность получения концессионером в установленном порядке соответствующей лицензии включается в существенные условия концессионного договора.
Статья 12. Концессионные платежи.
1. Концессионный платеж вносится концессионером в соответствии с условиями концессионного договора, независимо от результатов хозяйственной деятельности.
В случае предоставления концессии на объект незавершенного строительства или на создание (строительство) нового объекта концессионные платежи вносятся со времени получения концессионером дохода от эксплуатации объекта концессии, но не позднее, чем через шесть месяцев после ввода объекта в эксплуатацию, определенного условиями концессионного договора.
2. Концессионные платежи зачисляются, соответственно, в Государственный бюджет Украины или местный бюджет.
3. Методика расчета и предельные размеры концессионных платежей определяются Кабинетом Министров Украины.
4. Концессионерам убыточных и низкорентабельных объектов концессии, имеющих важное социальное значение, концессиедатель может предоставлять льготы по концессионным платежам, а также предусматривать в договоре предоставление дотаций, компенсаций и льгот. Порядок определения таких объектов, а также условия предоставления дотаций, компенсаций и льгот устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
(Ст. 12 с доп.,  внес. Законом Украины от 03.02.2004 г. № 1414-IV)
Статья 13. Ответственность сторон за невыполнение обязательств по концессионному договору.
1. За невыполнение или за ненадлежащее выполнение условий концессионного договора, в том числе за изменение или расторжение договора в одностороннем порядке, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, стороны несут ответственность, установленную законами Украины и концессионным договором.
2. В случае признания концессионера банкротом он отвечает по своим долговым обязательствам имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, в соответствии с законодательством Украины.
Статья 14. Регистрация концессионных договоров.
1. В случае, если объектом концессии является объект права государственной собственности, орган, уполномоченный заключить концессионный договор в установленном Кабинетом Министров Украины порядке, уведомляет о заключении такого договора Фонд государственного имущества Украины, который ведет реестр концессионных договоров. Порядок ведения такого реестра определяется Кабинетом Министров Украины.
2. В случае, если объектом концессии является объект права коммунальной собственности, орган, уполномоченный заключить концессионный договор в установленном Кабинетом Министров Украины порядке, регистрирует такой договор в исполнительном органе соответствующего совета и уведомляет Фонд государственного имущества Украины о заключении такого концессионного договора. Порядок ведения учета концессионных договоров, заключенных органами местного самоуправления, определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 15. Прекращение действия концессионного договора.
1. Действие концессионного договора прекращается при:
    истечении срока, на который он был заключен;
    ликвидации концессионера по решению суда, в том числе в связи
    с признанием его банкротом; гибели объекта концессии.
2. Концессионный договор может быть расторгнут по согласованию сторон. По требованию одной из сторон концессионный договор может быть расторгнут по решению суда при невыполнении сторонами своих обязательств и по другим основаниям, предусмотренным законами Украины.
3. При расторжении концессионного договора, истечении срока его действия, ликвидации концессионера в связи с признанием его банкротом концессионер обязан возвратить концессиедателю объект концессии на условиях, указанных в концессионном договоре. Если концессионер допустил ухудшение состояния объекта концессии или его гибель, он должен возместить концессиедателю убытки, если не докажет, что ухудшение или гибель объекта произошли не по его вине.
4. Концессионный договор может быть признан судом недействительным в соответствии с гражданским законодательством.
5. При улучшении имущества, полученного в концессию, которое осуществлено за счет средств концессионера, либо создании концессионером имущества во исполнение условий концессионного договора концессиедатель обязан возместить концессионеру расходы, понесенные в связи с указанными улучшениями, или стоимость созданного имущества в части, которая не была компенсирована концессионером в результате концессионной деятельности в соответствии с условиями концессионного договора.
(С изм., внес. Законом Украины от 15.05.2003 г. № 762-IV)
Статья 16. Решение споров, возникающих из концессионного договора.
1. Споры, возникающие из концессионных договоров, рассматриваются в соответствии с законодательством Украины судом.
2. Споры, возникающие из концессионных договоров при участии нерезидентов, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством, и могут рассматриваться международным арбитражным судом по месту, обусловленному в договоре.
3. При нарушении условий концессионного договора стороны имеют право требовать расторжения концессионного договора в порядке, установленном законодательством Украины.
(С изм., внес. Законом Украины от 15.05.2003 г. № 762-IV)

 

Раздел 4. Основные права и обязаности сторон концессионного договора.   
Статья 17. Права и обязанности концессиедателя.
1. Концессиедатель имеет право:
    осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного договора;
    предоставлять исключительное право на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии;
    требовать досрочного расторжения концессионного договора при нарушении концессионером его условий;
    требовать от концессионера возмещения убытков в случае ухудшения состояния объекта концессии, которое произошло по вине концессионера.
2. Концессиедатель обязан:
    передать концессионеру объект концессии в состоянии и сроки, предусмотренные концессионным договором;
    предоставить концессионеру своевременно и в полном объеме предусмотренные концессионным договором документы, подтверждающие право концессионера на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии;
    требовать отчет об использовании амортизационных отчислений;
    хранить коммерческую тайну концессионера;
    не вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера;
    если для осуществления концессионной деятельности необходим земельный участок, обеспечить его предоставление в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
3. Концессиедатель имеет также другие права и обязанности, предусмотренные концессионным договором и законодательством Украины.
Статья 18. Права и обязанности концессионера.
1. Концессионер имеет право:
    осуществлять предпринимательскую деятельность на основе создания (строительства) и (или) управления (эксплуатации) объекта концессии;
    на исключительное право на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии, если это предусмотрено условиями концессионного договора;
    требовать расторжения концессионного договора при нарушении концессиедателем условий договора и возмещения убытков, причиненных невыполнением условий договора;
    на продление срока действия концессионного договора при выполнении его условий;
    получать плату за произведенные товары (работы, услуги) согласно условиям концессионного договора;
    использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, полученных в концессию;
    на контрактной основе привлекать к выполнению специальных работ на объекте концессии третьих лиц. При этом концессионер несет ответственность за выполнение такими лицами условий концессионного договора и законодательства Украины.
2. Концессионер обязан:
    выполнять условия концессионного договора;
    заключать в соответствии с законодательством трудовые договоры (контракты), как правило, с работниками — гражданами Украины;
    использовать на объекте концессии технологии, материалы, технику отечественного производства, если иное не предусмотрено условиями договора;
    содержать объект концессии в надлежащем техническом состоянии;
    по истечении срока, на который был заключен концессионный договор, передать объект концессии в надлежащем техническом состоянии концессиедателю в соответствии с условиями договора.
3. Концессионер имеет также другие права и обязанности, предусмотренные концессионным договором и законодательством Украины.
Статья 19. Организационно-правовые формы деятельности концессионера.
1. Концессионер осуществляет свою деятельность в любой организационно-правовой форме.
2. Порядок создания юридических лиц для осуществления концессионной деятельности, их реорганизации и ликвидации и условия выполнения ими концессионных договоров определяются законодательством Украины.
Статья 20. Правовой режим имущества, предоставляемого в концессию или создаваемого в связи с выполнением условий концессионного договора.
1. Передача объектов в концессию не обусловливает переход права собственности на этот объект к концессионеру и не прекращает права государственной или коммунальной собственности на эти объекты. Имущество, созданное во исполнение условий концессионного договора, является объектом права государственной или коммунальной собственности.
Имущество, приобретенное концессионером во исполнение условий концессионного договора, принадлежит ему на праве собственности и может переходить в собственность государства или территориальной громады по истечении срока действия концессионного договора в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Законом и концессионным договором.
2. Концессионеру принадлежит право собственности на прибыль, полученную от управления (эксплуатации) объекта концессии, а также на продукцию, полученную в результате выполнения условий концессионного договора.
3. Амортизационные отчисления, начисленные на основные фонды, полученные в концессию или созданные в связи с выполнением условий концессионного договора, остаются в распоряжении концессионера и используются исключительно на восстановление основных фондов, полученных в концессию или созданных в связи с выполнением условий концессионного договора.
Концессионер имеет право в соответствии с условиями концессионного договора за счет собственных средств осуществлять реконструкцию, техническое переоснащение, улучшение имущества, полученного в концессию.
Право собственности на улучшенное, реконструированное, технически переоснащенное имущество остается, соответственно, за государством или территориальной громадой.
Концессионер вправе на адекватное и эффективное возмещение расходов, произведенных в связи с улучшением имущества, полученного в концессию, за счет полученной прибыли, если иное не предусмотрено концессионным договором.
Статья 21. Защита права концессионера на имущество, полученное им в концессию.
1. Положение законодательства о защите права собственности распространяется на концессионера в отношении защиты его права на имущество, полученное (созданное) им в соответствии с условиями концессионного договора.
2. Концессионер может требовать возврата имущества, полученного им в соответствии с условиями концессионного договора, из чужого незаконного владения, устранения препятствии в пользовании им, возмещения ущерба, причиненного имуществу гражданами, юридическими лицами, концессиедателем.
Статья 22. Риск случайной гибели или повреждения объекта концессии.
1.  Риск случайной гибели или повреждения объекта концессии несет концессиедатель, если иное не установлено концессионным договором.
2.  Имущество, полученное концессионером или созданное в соответствии с условиями концессионного договора, страхуется концессионером в пользу того участника концессионного договора, который несет риск случайной гибели или повреждения объекта концессии.
Статья 23. Прекращение деятельности государственного или коммунального предприятия, имущество которого предоставлено в концессию.
1. Прекращение деятельности государственного или коммунального предприятия, имущество которого передается в концессию, осуществляется путем его ликвидации.
2. Право полного хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за государственным или коммунальным предприятием и передаваемое в концессию, прекращается.
3. Работникам государственного или коммунального предприятия, прекратившего свою деятельность, обеспечиваются социально-правовые гарантии, предусмотренные законодательством Украины для работников, которые высвобождаются в связи с изменениями в организации производства и труда.
4. Концессиедатель обязан при заключении концессионного договора предусмотреть в условиях договора максимальное использование в концессионной деятельности работников — граждан Украины, в том числе и уволенных в связи с ликвидацией государственного или коммунального предприятия, имущество которого предоставлено в концессию.
Статья 24. Передача объекта концессии.
1. Передача объекта в концессию осуществляется в сроки и на условиях, определенных в концессионном договоре.
2. Имущество, полученное в концессию, включается в баланс концессионера — юридического лица, с указанием, что это имущество получено в концессию.
3. Если концессиедатель в сроки и на условиях, определенных в концессионном договоре, не передаст объект концессии, концессионер вправе требовать от концессиедателя передачи объекта концессии и возмещения убытков, причиненных задержкой передачи, или требовать расторжения концессионного договора и возмещения убытков, причиненных ему невыполнением концессионного договора.

 

Раздел 5. Учет, отчетность и налогообложение концессионной деятельности.

Статья 25. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность.
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность относительно концессионной деятельности ведутся в соответствии с законодательством Украины.
Статья 26. Порядок уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора при ввозе материальных ценностей в связи с концессионным договором.
Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор при ввозе материальных ценностей в связи с выполнением условий концессионного договора взимаются в соответствии с законодательством Украины разработать и утвердить типовые концессионные договоры.

 

 Раздел 6. Заключительные положения.

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Законы Украины и иные нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок после опубликования настоящего Закона:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
разработать нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом;
обеспечить принятие министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, а также пересмотр и отмену их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
4. Внести изменения в следующие законы Украины:
    статью 22 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 19, ст. 80) изложить в следующей редакции:
    Статья 22. Концессионные договоры.
    Предоставление иностранным инвесторам права на проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности и передающихся в концессию, происходит на основании соответствующего законодательства Украины путем заключения концессионного договора»;
    в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине»;
    (Ведомости Верховной Рады Украины.— 1997.— № 24.— Ст. 170; 1998— № 48.— Ст. 292)
    пункт 30 части первой статьи 26 после слова «недействительным» дополнить словами «о предоставлении в концессию объектов права коммунальной собственности»;
    подпункт 4 пункта «а» статьи 29 после слов «этих программ» дополнить словами «подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений об определении сфер хозяйственной деятельности и перечня объектов, которые могут предоставляться в концессию»;
    пункт 19 части первой статьи 43 после слова «аренду» дополнить словом «концессию».