Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы"

Закон Украины "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы"
Граждане Украины в соответствии с Конституцией Украины имеют право создавать в установленном настоящим Законом порядке общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и прекращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств (далее — общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы).
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут быть созданы на основе общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции и Государственной пограничной службе Украины, ассоциации общественных формирований и т. п.

 

 Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Основы участия граждан в охране общественного порядка и государственной границы.
Граждане Украины в соответствии с Конституцией Украины имеют право создавать в установленном настоящим Законом порядке общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и прекращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств (далее — общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы).
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут быть созданы на основе общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции и Государственной пограничной службе Украины, ассоциации общественных формирований и т. п.


Статья 2. Правовая основа деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Правовой основой деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются Конституция Украины, настоящий Закон, другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и государственной границы, борьбы с преступностью и административными правонарушениями, а также положения (уставы) этих формирований.


Статья 3. Основы организации и деятельности общественных формирований.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются и действуют во взаимодействии с правоохранительными органами, Государственной пограничной службой Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, следуя принципам гуманизма, законности, гласности, добровольности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, равноправия членов этих формирований.
Координацию деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляют, соответственно, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.
Повседневная (оперативная) деятельность таких формирований организуется, направляется и контролируется соответствующими органами внутренних дел, подразделениями Государственной пограничной службы Украины.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы не имеют права заниматься предпринимательской или иной деятельностью с целью получения прибыли.
Использование общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Украины для выполнения задач, не предусмотренных настоящим Законом, запрещается.
 
 Раздел 2. Основы создания общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
    
Статья 4. Порядок создания общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются на добровольных началах по месту работы, обучения или проживания граждан.
Решение о создании общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы принимается на собраниях (конференциях) граждан. На собрание могут быть приглашены представители трудовых коллективов, учебных заведений, правоохранительных органов, подразделений Государственной пограничной службы Украины и общественности. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются в составе не менее 10 человек.
Местные государственные администрации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы оказывают всевозможную помощь и поддержку в создании общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.


Статья 5. Положение (устав) общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
Общественное формирование по охране общественного порядка и государственной границы действует на основе положения (устава) о нем.
Положение (устав) общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы должно содержать:
    название, цель, задачу общественного формирования и его юридический адрес;
    сведения о структуре формирования и территории, в пределах которой оно будет осуществлять свою деятельность;
    определение порядка создания и деятельности руководящих и исполнительных органов (штабов, координационных советов, правлений), их полномочий;
    условия и порядок принятия граждан в общественное формирование и выбытия из него;
    уставные права и обязанности членов общественного формирования;
    источники поступления, порядок использования средств и иного имущества общественного формирования;
    порядок возмещения расходов на использование частного автомототранспорта или в случае причинения убытков имуществу члена общественного формирования при исполнении им своих обязанностей;
    порядок внесения изменений и дополнений в положение (устав);
    порядок прекращения деятельности общественного формирования и решение вопросов, связанных с его ликвидацией.
В положении (уставе) могут быть предусмотрены иные нормы, касающиеся особенностей создания и деятельности общественного формирования.
Положение (устав) согласовывается с руководством соответствующего территориального органа внутренних дел, подразделения Государственной пограничной службы Украины, а также исполнительного органа совета, на территории которого будет действовать это общественное формирование.


Статья 6. Регистрация положения (устава) общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Для регистрации общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы его учредители представляют в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского, районного в городе совета по месту его деятельности решение о его создании, поддержанное соответствующим органом внутренних дел или подразделением Государственной пограничной службы Украины, согласованное с этими органами положение (устав), информацию о составе руководящего органа, а также список членов формирования.
В случае, если деятельность указанного общественного формирования распространяется на территорию двух и более административно-территориальных единиц, необходимые документы предоставляются для регистрации в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, на территории которого будет находиться руководящий орган такого формирования.
Регистрационный сбор указанными формированиями не уплачивается. Регистрационные документы, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются соответствующим исполнительным органом сельского, поселкового, городского, районного в городе совета в месячный срок со дня их поступления. В случае необходимости орган, осуществляющий регистрацию, проводит проверку сведений, указанных в предоставленных ему документах. Решение о регистрации или отказе в ней сообщается учредителю письменно в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
При рассмотрении вопроса о регистрации имеют право присутствовать представители указанного общественного формирования.
О намерении внести изменения в уставные документы после их регистрации общественное формирование извещает регистрирующий орган не позднее чем за 5 суток до проведения собрания (конференции) общественного формирования, на котором должен рассматриваться вопрос о внесении таких изменений.
Об изменениях, внесенных в уставные документы после регистрации, общественное формирование извещает регистрирующий орган в 5-дневный срок.
Перерегистрация общественных формирований осуществляется в порядке, установленном для их регистрации. После регистрации общественное формирование приобретает статус юридического лица.


Статья 7. Отказ в регистрации.
В регистрации общественному формированию по охране общественного порядка и государственной границы может быть отказано, если его уставные документы противоречат действующему законодательству.
Решение об отказе в регистрации должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано в установленном порядке в суд.


Статья 8. Прекращение деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Деятельность общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы может быть прекращена путем принудительного роспуска или самороспуска в соответствии с законом.
В случае нарушения общественным формированием требований действующего законодательства относительно его деятельности по заявлению регистрирующего органа или прокурора, его деятельность может быть запрещена по решению суда в установленном законом порядке.
Суд рассматривает заявление регистрирующего органа или прокурора о запрещении деятельности общественного формирования и принимает соответствующее решение в срок до 30 дней с момента поступления заявления в суд.

 

 Раздел 3. Основные задачи, права и обязанности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы и их членов.

 

Статья 9. Основные задачи общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Основными задачами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются:
1) в сфере охраны общественного порядка:
    оказание помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, предупреждении административных проступков и преступлений;
    информирование органов и подразделений внутренних дел о совершенных или готовящихся преступлениях, местах концентрации преступных группировок;
    содействие органам внутренних дел в выявлении и раскрытии преступлений, розыске лиц, их совершивших, защите интересов государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан от преступных посягательств; участие в обеспечении безопасности дорожного движения и борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних;
2) в сфере охраны государственной границы:
    оказание помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении и задержании лиц, нарушивших или пытающихся нарушить государственную границу либо осуществляющих иную противоправную деятельность на границе;
    содействие военнослужащим Государственной пограничной службы Украины в охране государственной границы, исключительной (морской) экономической зоны Украины, а также осуществление контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, осуществление совместно с ними пропуска граждан к местам отдыха и работы;
    оказание помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении условий и причин, которые могут привести к преступной деятельности на границе, и принятие мер по их устранению;
    участие в наблюдении за местами работы и отдыха вблизи границы и за пограничными инженерными сооружениями;
    участие в мероприятиях Государственной пограничной службы Украины по профилактике нарушений или попыток нарушения государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу, незаконного перемещения через государственную границу грузов, предметов, материалов и другого имущества;
3) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций:
    оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений;
    участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядка в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.


Статья 10. Права общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Для выполнения задач, определенных в настоящем Законе, общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы и их члены имеют право:
1) принимать участие в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы вместе с работниками милиции, военнослужащими Государственной пограничной службы Украины, а в сельской местности — самостоятельно путем выполнения конкретных поручений руководителя соответствующего органа внутренних дел или подразделения Государственной пограничной службы Украины;
2) принимать совместно с работниками милиции меры по пресечению административных правонарушений и преступлений;
3) представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях;
4) взаимодействовать с другими органами общественной самодеятельности, принимающими участие в мероприятиях, направленных на:
ведение индивидуально-профилактической работы с лицами, склонными к совершению административных правонарушений и преступлений;
оказание помощи в борьбе с преступлениями в сфере экономики, налогового законодательства, а также пьянством, наркоманией, нарушениями правил торговли и в сфере благоустройства территории городов, других населенных пунктов;
охрану природы и памятников истории и культуры;
обеспечение безопасности дорожного движения;
5) вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности предложения по предупреждению административных правонарушений и преступлений, возникновения причин и условий, которые благоприятствуют их совершению; 6) поддерживать связи с соответствующими общественными организациями других стран с целью обмена опытом работы.


Статья 11. Формы и методы работы общественных формировании по охране общественного порядка и государственной границы.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы осуществляют свою деятельность под контролем органов внутренних дел, подразделений Государственной пограничной службы Украины путем:
1) совместного с работниками органов внутренних дел, пограничниками патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, железнодорожных вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, в местах компактного проживания граждан, расположения предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, а также в местах возможного появления нарушителей границы в пределах района, контролируемого Государственной пограничной службой Украины, пограничной полосы; участия в обеспечении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, согласованных в случаях, предусмотренных законом, с исполнительными органами местного самоуправления;
2) проведения совместно с пограничниками осмотра на маршрутах возможного движения нарушителей государственной границы, мест их укрытия, транспортных средств, смежной с государственной границей местности с целью установления причин и условий пребывания неизвестных лиц;
3) участия в мероприятиях правоохранительных органов, направленных на борьбу с отдельными видами правонарушений.


Статья 12. Членство в общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы.
Членами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы могут быть граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста, изъявившие желание принимать участие в укреплении правопорядка и в охране государственной границы и способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять на добровольных началах взятые на себя обязательства.
Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы могут принимать участие в обеспечении правопорядка и охране государственной границы по месту регистрации этих объединений и лишь после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в органах внутренних дел, подразделениях Государственной пограничной службы Украины и получения в органе местного самоуправления удостоверения члена общественного формирования и нарукавной повязки, образцы которых утверждаются Кабинетом Министров Украины. Подготовка членов указанных общественных формирований осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы.
Не могут быть членами указанных общественных формирований лица, нарушающие общественный порядок, лица, судимость с которых не снята или не погашена в установленном законом порядке, и ранее осужденные за умышленные преступления, больные хроническим алкоголизмом и наркоманией, признанные в судебном порядке недееспособными или ограничено дееспособными, и другие лица в случаях, предусмотренных законами Украины.
(Ст. 12 с изм., внес. Законом Украины от 03.04.2003 г. // Вед. ВР Украины— 2003— № 27.— Ст. 209)


Статья 13. Обязанности и права членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы обязаны:
    принимать активное участие в охране общественного порядка и государственной границы, пресечении административных правонарушений и преступлений и предотвращении их;
    при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы иметь личное удостоверение члена общественного формирования и нарукавную повязку;
    доставлять в милицию, в подразделения Государственной пограничной службы Украины, штаб общественного формирования по охране общественного порядка или общественный пункт охраны порядка, помещение исполнительного органа поселкового, сельского совета лиц, совершивших административное правонарушение, с целью его пресечения, если исчерпаны другие меры воздействия, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении в случае невозможности составить его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;
    оказывать в пределах предоставленных им прав помощь народным депутатам Украины, представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления в их законной деятельности, если в этом им оказывается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей.
Кроме того, члены общественных формирований, принимающие участие в охране государственной границы, обязаны знать:
    местность, точное прохождение границ, номера и место размещения пограничных знаков на участке заставы;
    режим государственной границы и пограничный режим, действующее законодательство по этим вопросам;
    образцы документов на право въезда и пребывания граждан Украины и других лиц в районах, контролируемых Пограничными войсками Украины в пограничной полосе.
Члены общественных формирований при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы после обязательного предъявления удостоверения члена общественного формирования имеют право:
    требовать от граждан соблюдения правопорядка, пресечения административных правонарушений и преступлений, соблюдения режима государственной границы, в том числе на территориях, сопредельных с Государственной границей, где пограничная полоса не определена;
    при подозрении в совершении административных правонарушений и преступлений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;
    совместно с работниками органов внутренних дел и военнослужащими Государственной пограничной службы Украины задерживать и доставлять в орган внутренних дел, подразделения Государственной пограничной службы Украины, штаб общественного формирования по охране общественного порядка или общественный пункт охраны порядка лиц, проявивших злостное неподчинение законным требованиям члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы и не выполняющих требования о прекращении административного правонарушения;
    составлять протоколы об административных правонарушениях;
    входить в клубы, кинотеатры, стадионы, другие общественные места и помещения с согласия собственника либо уполномоченного им органа для преследования скрывающегося правонарушителя или пресечения административных правонарушений либо преступлений;
    при участии совместно с пограничниками в поиске нарушителей границы с согласия граждан или собственника предприятия, учреждения, организации либо уполномоченного им органа и в присутствии их представителей входить в любое время суток в жилые помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать транспортные средства;
    в неотложных случаях использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам (с их согласия), кроме транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения, для доставки в лечебные учреждения лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в срочной медицинской помощи;
    в случае нарушения водителями Правил дорожного движения, создания реальной угрозы жизни или здоровью граждан принимать меры по пресечению этого правонарушения, осуществлять проверку документов у водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также не допускать лиц, не имеющих документов или находящихся в состоянии опьянения, к дальнейшему управлению транспортными средствами;
    при исполнении обязанностей члена общественного формирования использовать по собственному желанию свой или другой частный автомототранспорт с согласия собственника или лица, во владении которого он находится. Возмещение расходов за его использование в таких случаях может осуществляться за счет средств общественного формирования в порядке, определенном его положением (уставом);
    вести работу среди населения по разъяснению действующего законодательства о государственной границе Украины, системе режимных мер в пограничной полосе и контролируемом пограничном районе;
    применять в установленном порядке меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны.

 

 Раздел 4. Применение мер физического воздействия и специальных средств.
    
Статья 14. Условия и порядок применения мер физического воздействия и специальных средств.
Члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы при совместном с работниками органов внутренних дел, пограничниками выполнении возложенных на них задач по охране общественного порядка и государственной границы имеют право применить меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Порядок приобретения, выдачи общественным формированиям по охране общественного порядка и государственной границы этих специальных средств и их хранения определяется Министерством внутренних дел Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы.
О намерении применить силу и специальные средства лица предупреждаются (если позволяют обстоятельства). Без предупреждения физическая сила и специальные средства могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью члена общественного формирования, другого гражданина, работника милиции, военнослужащего Государственной пограничной службы Украины.
Не разрешается применение мер физического воздействия и специальных средств к женщинам с явными признаками беременности, лицам преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетним, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, членов общественных формирований, работников милиции, военнослужащих Государственной пограничной службы Украины, или вооруженного нападения либо вооруженного сопротивления.
При невозможности избежать применения мер физического воздействия или специальных средств члены общественных формирований не могут превышать меру, необходимую для пресечения правонарушения, а также обязаны свести к минимуму возможность причинения вреда здоровью правонарушителя и других граждан. В случае причинения такого вреда члены общественных формирований обеспечивают оказание помощи потерпевшим в кратчайший срок.
О ранении или смерти правонарушителя, произошедших вследствие применения мер физического воздействия и специальных средств, члены общественных формирований должны немедленно известить соответствующие органы внутренних дел и прокуратуры, подразделения Государственной пограничной службы Украины.
Превышение полномочий с применением силы, а также специальных средств влечет ответственность согласно закону.
Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, имеющие разрешение органа внутренних дел на приобретение, хранение и применение специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, имеют право при исполнении своих обязанностей совместно с работниками органов внутренних дел или пограничниками применять собственные или выданные этими объединениями специальные средства:
    для самозащиты и защиты граждан от нападения и иных действий, создающих угрозу их жизни или здоровью;
    для пресечения групповых нарушений общественного порядка и государственной границы;
    для отражения нападения на здания, помещения государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, транспортные средства, а также граждан и их личную собственность;
    для задержания и доставки в орган внутренних дел, подразделение Государственной пограничной службы Украины, общественный пункт охраны порядка лиц, которые совершили административные правонарушения или преступления, продолжают причинять вред окружающим гражданам или оказывают сопротивление;
    для пресечения в случае необходимости сопротивления работникам милиции и военнослужащим Государственной пограничной службы Украины, другим лицам, исполняющим служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и государственной границы и борьбе с преступностью.
Членам общественного формирования запрещается при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы использовать холодное и огнестрельное оружие, в том числе охотничье, которое, согласно действующему законодательству, находится в их личном пользовании.
(Ст. 14 с изм., внес. Законом Украины от 03.04.2003 г. // Вед. ВР Украины— 2003— № 27— Ст. 209)

 

 Раздел 5. Государство и деятельность общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
    
Статья 15. Обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, руководители предприятий, учреждений, организаций в пределах своей компетенции, а также граждане содействуют общественным формированиям в охране общественного порядка и государственной границы.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации в установленном порядке рассматривают предложения общественных формирований по улучшению состояния общественного порядка и охраны государственной границы и принимают в пределах своей компетенции соответствующие меры.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления совместно с органами внутренних дел, подразделе ниями Государственной пограничной службы Украины организуют деятельность общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы путем привлече-ния их членов к проведению патрулирования и других совместных мероприятий, проведения инструктажей и оперативного предоставления соответствующей информации, кроме тайной, привлечения их членов к правовому обучению и ознакомлению с формами и методами борьбы с правонарушениями.


Статья 16. Координация деятельности общественных формирований.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции совместно с органами внутренних дел и подразделениями Государственной пограничной службы Украины осуществляют координацию и контроль за деятельностью общественных формирований, заслушивают сообщения и отчеты руководителей указанных формирований.
Для реализации целей и задач этих общественных формирований местные государственные администрации и органы местного самоуправления имеют право вводить за счет средств местного бюджета должности инструктора по вопросам работы с этими формированиями, начальника отряда народной дружины предприятия, учреждения, организации.
Руководство деятельностью общественных формирований осуществляют штабы, координационные советы и правления, формирующиеся на выборной основе.


Статья 17. Правовые гарантии и социальная защита членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Законом гарантируется защита жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества члена общественного формирования и членов его семьи от преступных посягательств и других противоправных действий.
Злостное неподчинение члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также его оскорбление и иные действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность согласно закону.
В случае гибели членов общественного формирования при выполнении ими возложенных на них задач по охране общественного порядка и государственной границы членам семьи погибшего или лицам, состоящим на его иждивении, за счет средств, выделяемых на финансирование деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, в порядке, определенном настоящим Законом, выплачивается единовременное пособие в размере не менее пятилетнего среднего заработка погибшего по основному месту работы, а также в соответствии с действующим законодательством назначается пенсия в связи с потерей кормильца.
В случае увечья, причиненного члену общественного формирования, или установления инвалидности, наступившей вследствие исполнения им обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, в порядке, определенном настоящим Законом, ему выплачивается единовременное пособие в размере от трехлетнего до пятилетнего среднего заработка (в зависимости от степени потери трудоспособности) и назначается пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством. Средства, израсходованные в связи с этим на лечение члена общественного формирования, взыскиваются с виновного лица в установленном порядке.
За членами общественных формирований, пострадавшими от преступного действия, за исключением случая причинения такого вреда при превышении ими пределов необходимой обороны, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата на весь период до восстановления трудоспособности или признания их в установленном порядке инвалидами.
Единовременные пособия члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или членам его семьи, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, а также убытки, причиненные его имуществу либо имуществу членов его семьи в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, могут быть, соответственно, выплачены или компенсированы в полном объеме за счет средств соответствующего местного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в установленном законом порядке.
Члены указанных общественных формирований могут быть застрахованы за счет средств соответствующих местных бюджетов на случай гибели или смерти на сумму десятилетнего среднего заработка по основному месту работы, а в случае ранения, контузии, травм или увечья, заболевания или инвалидности, произошедших в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, — в размере от годовой до пятилетней средней заработной платы в зависимости от степени потери трудоспособности.
(Часть 8 ст. 17 Закона исключена Законом Украины от 26.12.2002 г. // Вед. ВР Украины. — 2003. — № 13. — Ст. 90)


Статья 18. Меры поощрения и взыскания в отношении членов общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
За активное участие в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы поощряются органами внутренних дел, подразделениями Государственной пограничной службы Украины, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления путем объявления благодарности или выдачи ценного подарка либо денежного вознаграждения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации по представлении руководящих органов общественных формирований могут предоставлять членам этих объединений льготные путевки в санаторий или дом отдыха, дополнительно оплачиваемый отпуск сроком до 5 дней и иные виды поощрения и льготы, определенные собранием трудового коллектива, за счет собственных средств. По представлении руководящих органов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы члены этих формирований, принимающие наиболее активное участие в охране общественного порядка, имеют преимущественное право на поступление в учебные заведения системы Министерства внутренних дел Украины, Государственной пограничной службы Украины, принятие на службу в органы внутренних дел или Государственную пограничную службу Украины.
За особые заслуги при исполнении своего общественного долга и проявление при этом мужества и героизма члены общественного формирования награждаются в установленном порядке государственными наградами.
В указанном порядке могут поощряться другие граждане Украины, оказывающие активную помощь органам внутренних дел и подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выполнении возложенных на них задач.
К членам общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, недобросовестно относящимся к исполнению своих обязанностей, могут применяться по решению общего собрания или руководящего исполнительного органа этого объединения взыскания в виде предупреждения, выговора, исключения из членов общественного формирования.
 
  Раздел 6. Обеспечение деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
    
Статья 19. Обеспечение деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Органы местного самоуправления и местные государственные администрации имеют право решать вопросы по обеспечению деятельности общественных формирований, предоставлять им служебные помещения, необходимый инвентарь и средства связи.
Служебные помещения предоставляются общественным формированиям в месячный срок после их регистрации.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут пользоваться на договорных началах имуществом предприятий, учреждений, организаций и других собственников, в том числе транспортными средствами, инвентарем и средствами связи.
Органы внутренних дел, подразделения Государственной пограничной службы Украины в случае необходимости могут предоставлять на договорных началах общественным формированиям на период их дежурства или проведения целевых мероприятий мобильные радиотехнические и специальные средства, другие предметы экипировки нарядов.
 
  Раздел 7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы.
    
Статья 20. Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.
Органы, которые проводят регистрацию указанных общественных формирований, осуществляют контроль за соблюдением ими требований положения (устава). Представители этих органов имеют право наблюдать за проведением общественными формированиями мероприятий, требовать необходимые документы, получать объяснения.
Контроль за источниками и размерами поступлений средств в эти общественные формирования осуществляется в соответствии с законом.
В случае нарушения финансовой дисциплины со стороны общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы оно несет ответственность согласно закону.


Статья 21. Надзор за соблюдением и применением аконов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы.
Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

 

 Раздел 8. Заключительные положения.
    
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в месячный срок после вступления в силу настоящего Закона:
    утвердить типовое положение (устав) об общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы;
    представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
    привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;
    обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти Украины их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.