Проверка тИЦ и PR
Top Panel


Закон Украины "Об самоорганизации населения"

Закон Украины "Об самоорганизации населения"
Построение гражданского общества предполагает всемерную активизацию местной инициативы, участие членов территориальных громад в разрешении тех проблем, которые им по силам. Разве обязательно ждать, что кто-то со стороны наведет порядок в наших дворах и улицах, высадит цветы и кустарники, благоустроит скверы, восстановит разбитые кем-то скамейки?

Система местного самоуправления не может считаться завершенной, если самоуправление отсутствует на низовом уровне, наиболее приближенном к населению, т. е. на уровне дома, улицы, квартала, микрорайона, маленького села или поселка. Образованием повсеместно домовых, уличных, квартальных, сельских, поселковых комитетов, комитетов микрорайонов можно восполнить это недостающее звено. Такие органы самоорганизации населения выражают интересы части жителей, проживающих на соответствующей территории в границах села, поселка, города. Это не общественные организации и не объединения совладельцев многоквартирных домов, которые действуют на основе иной законодательной базы. Деятельность органов самоорганизации населения строится в соответствии с Законом Украины «Об органах самоорганизации населения», вступившем в силу в июле 2001 года.

 

Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Цель Закона.
Настоящий Закон определяет правовой статус, порядок организации и деятельности органов самоорганизации населения.
Статья 2. Основные термины, использованные в настоящем Законе.
Основные термины, использованные в настоящем Законе, имеют следующее значение:
органы самоорганизации населения — представительные органы, создаваемые жителями, которые на законных основаниях проживают на территории села, поселка, города или их частей, для решения задач, предусмотренных настоящим Законом;
собственные полномочия органа самоорганизации населения — полномочия, предоставленные в соответствии с Конституцией и законами Украины сельским, поселковым, городским или районным в городе (в случае его создания) советом органу самоорганизации населения при его образовании;
делегированные полномочия органа самоорганизации населения — полномочия сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, которыми он дополнительно наделяет орган самоорганизации населения.
Статья 3. Понятие органа самоорганизации населения.
1. Орган самоорганизации населения является одной из форм участия членов территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах в решении отдельных вопросов местного значения.
2. Органами самоорганизации населения являются домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, комитеты районов в городах, сельские, поселковые комитеты.
3. Основными задачами органов самоорганизации населения являются:
    создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения в пределах Конституции и законов Украины;
    удовлетворение социальных, культурных, бытовых и иных потребностей жителей путем содействия в оказании им соответствующих услуг;
    участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории, других местных программ.
Статья 4. Законодательство об органах самоорганизации населения.
1. Органы самоорганизации населения действуют на основании Конституции Украины, настоящего и других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти (а в Автономной Республике Крым — также нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и решений Совета министров Автономной Республики Крым), решений соответствующих органов местного самоуправления, решений местного референдума, уставов территориальных громад, распоряжений сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе (в случае его создания) совета, изданных в пределах своих полномочий, положений об органах самоорганизации населения, решений собрания (конференции) жителей по месту жительства, их избравших.
2. Орган самоорганизации населения, образованный с разрешения районного в городе совета, руководствуется в своей деятельности также решениями городского совета и его исполнительного органа.
Статья 5. Принципы организации и деятельности органа самоорганизации населения.
Организация и деятельность органа самоорганизации населения основываются на принципах:
    законности;
    гласности;
    добровольности относительно взятия отдельных полномочий сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета;
    территориальности;
    выборности;
    подотчетности, подконтрольности и ответственности перед соответствующими советами;
    подотчетности, подконтрольности и ответственности перед жителями, избравшими орган самоорганизации населения;
    финансовой и организационной самостоятельности.
Статья 6. Право жителей избирать и быть избранными в орган самоорганизации населения.
1. Избирать и быть избранными в орган самоорганизации населения в порядке, определенном настоящим Законом, могут жители, на законных основаниях проживающие на соответствующей территории.
2. Запрещаются какие-либо ограничения права жителей, проживающих на соответствующей территории, на участие в соответствующем органе самоорганизации населения в зависимости от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, языковых или других признаков.
Статья 7. Территория, в пределах которой действует орган самоорганизации населения.
1. Орган самоорганизации населения создается по территориальному признаку.
2. Территорией, в пределах которой действует орган самоорганизации населения, может быть часть территории села, поселка, города, района в городе, в пределах которой проживают жители, избравшие этот орган.
3. Территория, в пределах которой действует орган самоорганизации населения, определяется решением совета, давшим разрешение на создание:
    сельского, поселкового комитета — в пределах территории села, поселка, если его пределы не совпадают с пределами деятельности сельского, поселкового совета;
    уличного, квартального комитета — в пределах территории квартала, нескольких, одной или части улицы с прилегающими переулками в местах индивидуальной застройки;
    комитета микрорайона — в пределах территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуатационной организации в городах;
    домового комитета — в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных кооперативов;
    комитета района в городе — в пределах одного или нескольких районов в городе, если его границы не совпадают с границами деятельности районного в городе совета.

 

Раздел 2. Порядок создания органов самоорганизации населения.   
Статья 8. Порядок инициирования создания органа самоорганизации населения.
1. С инициативой о создании органа самоорганизации населения в сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет может обратиться собрание (конференция) жителей по месту жительства при условии, если в нем участвовало (было представлено) не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих право голоса.
На собрании (конференции) жителей по месту жительства избирается также инициативная группа, члены которой будут представлять интересы жителей — участников собрания (конференции) в соответствующем местном совете.
2. Решение собрания (конференции) принимается большинством голосов его участников.
3. Инициативная группа подает в сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет заявление о создании органа самоорганизации населения, протокол собрания (конференции) жителей по месту жительства об инициировании создания органа самоорганизации населения с указанием основных направлений деятельности создаваемого органа самоорганизации населения, а также список участников собрания (конференции) жителей по месту жительства с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, серии и номера паспорта и домашнего адреса каждого участника собрания (конференции) жителей.
Статья 9. Порядок предоставления разрешения на создание органа самоорганизации населения.
1. Разрешение на создание органа самоорганизации населения предоставляется сельским, поселковым, городским, районным в городе (в случае его создания) советом.
2. Вопрос о создании органа самоорганизации населения, внесенный на рассмотрение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, рассматривается на ближайшем заседании соответствующего совета при участии членов инициативной группы собрания (конференции) жителей по месту жительства.
В решении совета о предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения должны быть обязательно определены его название, основные направления деятельности, полномочия и условия их осуществления, территория, в пределах которой должен действовать орган самоорганизации населения.
3. Решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета о предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения доводится до сведения жителей в установленном порядке.
4. Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет может отказать в предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения, если инициирование создания органа самоорганизации населения было осуществлено с нарушением требований, установленных законом.
5. Решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета об отказе в предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Статья 10. Порядок избрания органа самоорганизации населения.
1. Орган самоорганизации населения избирается собранием (конференцией) жителей по месту жительства на основе общего, равного избирательного права путем тайного голосования жителей, на законных основаниях проживающих на соответствующей территории. Право голоса на выборах имеют жители, достигшие на день их проведения восемнадцати лет. Не имеют права голоса жители, признанные судом недееспособными. Общий состав органа самоорганизации населения определяется собранием (конференцией) жителей по месту жительства.
2. Организация проведения собрания (конференции) жителей по месту жительства, как правило, возлагается на исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета.
3. Орган самоорганизации населения избирается в составе руководителя, заместителя (заместителей) руководителя, секретаря, других членов. Избранными в состав органа самоорганизации населения считаются лица, получившие более половины голосов участников собрания (конференции) жителей по месту жительства.
4. Члены органа самоорганизации населения могут быть досрочно отозваны по решению собрания (конференции) жителей по месту жительства, образовавших данный орган.
5. Переизбрание органа самоорганизации населения, отзыв, избрание отдельных его членов вместо выбывших либо изменение количественного состава органа самоорганизации населения осуществляется собранием (конференцией) жителей по месту жительства в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 11. Срок полномочий органа самоорганизации населения.
Орган самоорганизации населения избирается на срок полномочий соответствующего совета, если иное не предусмотрено решением совета либо положением об органе самоорганизации населения.
Статья 12. Положение об органе самоорганизации населения.
1. Собрание (конференция) жителей на основании решения сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета о создании органов самоорганизации населения в соответствии с Конституцией и законами Украины, иными нормативно-правовыми актами, актами и решениями соответствующих органов местного самоуправления утверждает Положение об органе самоорганизации населения (далее — Положение).
2. В Положении указываются:
    название и юридический адрес органа самоорганизации населения;
    основные задачи и направления деятельности органа самоорганизации населения;
    права и обязанности членов органа самоорганизации населения;
    территория, в пределах которой действует орган самоорганизации населения;
    срок полномочий органа самоорганизации населения и порядок их досрочного прекращения;
    порядок использования средств и другого имущества, порядок отчетности;
    порядок прекращения деятельности органа самоорганизации населения;
    другие вопросы, связанные с деятельностью органа самоорганизации населения.
3. Контроль за соблюдением органом самоорганизации населения Положения о нем возлагается на совет и его исполнительный орган, осуществивший регистрацию органа самоорганизации населения.
Статья 13. Легализация органа самоорганизации населения.
1. Легализация органа самоорганизации населения является обязательной и осуществляется путем его регистрации или уведомления об учреждении.
В случае регистрации орган самоорганизации населения приобретает статус юридического лица.
2. Регистрация органа самоорганизации населения осуществляется исполнительным комитетом соответствующего совета (далее — регистрирующий орган).
3. Для регистрации органа самоорганизации населения уполномоченные собранием (конференцией) жителей по месту жительства
их представители подают в регистрирующий орган заявление.
К заявлению о регистрации органа самоорганизации населения прилагаются:
    копия решения соответствующего совета о предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения;
    протокол собрания (конференции) жителей по месту жительства с решениями об избрании членов органа самоорганизации населения и его персональном составе, об утверждении Положения, об избрании уполномоченных представителей для проведения регистрации органа самоорганизации населения;
    Положение, утвержденное собранием (конференцией) жителей по месту жительства, — в двух экземплярах;
    персональный состав членов органа самоорганизации населения с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, места жительства.
4. Заявление о регистрации органа самоорганизации населения рассматривается регистрирующим органом в месячный срок со дня представления всех необходимых документов в соответствии с требованиями настоящего Закона.
5. Регистрирующий орган может проводить проверку сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах.
6. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации или отказе в регистрации.
7. Основанием для отказа в регистрации является избрание органа самоорганизации населения с нарушением требований Конституции Украины, настоящего Закона, Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и иных нормативно-правовых актов.
8. О результатах рассмотрения заявления регистрирующий орган в 10-дневный срок со дня принятия решения о регистрации или об отказе в регистрации уведомляет уполномоченных собранием (конференцией) жителей по месту жительства их представителей.
9. Решение об отказе в регистрации органа самоорганизации населения может быть обжаловано в установленном законом порядке в суд.
10. В случае внесения изменений в Положение в регистрирующий орган предоставляются:
    заявление, подписанное руководителем органа самоорганизации населения;
    протокол собрания (конференции) жителей по месту жительства об утверждении изменений к Положению, текст изменений.
11. Органы самоорганизации населения могут легализировать свое учреждение путем письменного уведомления соответствующего исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета.
12. Исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета утверждает методические рекомендации порядка осуществления легализации органов самоорганизации населения, а также оказывает необходимую организационную и правовую помощь органам самоорганизации населения в проведении их легализации.

 

 Раздел 3. Полномочия органов самоорганизации населения.   
Статья 14. Собственные полномочия органа самоорганизации населения.
1. Органу самоорганизации населения в пределах территории его деятельности при его образовании могут предоставляться следующие полномочия:
    представлять совместно с депутатами интересы жителей дома, улицы, микрорайона, села, поселка, города в соответствующем местном совете и его органах, местных органах исполнительной власти;
    содействовать соблюдению Конституции и законов Украины, реализации актов Президента Украины и органов исполнительной власти, решений местных советов и их исполнительных органов, распоряжений сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе (в случае его создания) совета, решений, принятых местными референдумами;
    вносить в установленном порядке предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектам местных бюджетов;
    организовывать на добровольных началах участие населения в осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, проведению работ по благоустройству, озеленению и содержанию в надлежащем состоянии усадеб, дворов, улиц, площадей, парков, кладбищ, братских могил, оборудовании детских и спортивных площадок, комнат детского творчества, клубов по интересам и т. п.; с этой целью могут создаваться временные или постоянные бригады, использоваться иные формы привлечения населения;
    организовывать на добровольных началах участие населения в осуществлении мероприятий по охране памятников истории и культуры, ликвидации последствий стихийного бедствия, строительству и ремонту дорог, тротуаров, коммунальных сетей, объектов общего пользования с соблюдением установленного законодательством порядка проведения таких работ;
    осуществлять контроль за качеством оказываемых гражданам, проживающим в жилых домах на территории деятельности органа самоорганизации населения, жилищно-коммунальных услуг и за качеством проведенных в указанных жилых домах ремонтных работ;
    оказывать помощь учебным учреждениям, учреждениям и организациям культуры, физической культуры и спорта в проведении культурно-образовательной, спортивно-оздоровительной и воспитательной работы среди населения, развитии художественного творчества, физической культуры и спорта; содействовать сохранению культурного наследия, традиций народной культуры, охране памятников истории и культуры, внедрению в быт новых обрядов;
    организовывать помощь гражданам преклонного возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, а также одиноким гражданам, детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, вносить предложения по этим вопросам в органы местного самоуправления;
    оказывать необходимую помощь органам пожарного надзора в осуществлении противопожарных мероприятий, организовывать изучение населением правил пожарной безопасности, участвовать в осуществлении общественного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;
    содействовать в соответствии с законодательством правоохранительным органам в обеспечении ими охраны общественного порядка;
    рассматривать обращения граждан, вести прием граждан;
    вести учет граждан по возрасту, месту работы или учебы, проживающих в пределах территории деятельности органа самоорганизации населения;
    содействовать депутатам соответствующих местных советов в организации их встреч с избирателями, приема граждан и проведении другой работы в избирательных округах;
    информировать граждан о деятельности органа самоорганизации населения, организовывать обсуждения проектов его решений по важнейшим вопросам.
2. Орган самоорганизации населения приобретает собственные полномочия со дня легализации в порядке, установленном статьей 13 настоящего Закона.
3. Орган самоорганизации населения, как правило, не может быть лишен собственных полномочий до прекращения его деятельности в установленном законом порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.
4. Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет передает органу самоорганизации населения соответствующие средства, а также материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации указанных полномочий, осуществляет контроль за их исполнением.
Статья 15. Делегированные полномочия сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета.
1. Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет может дополнительно наделять частью своих полномочий орган самоорганизации населения с одновременной передачей ему дополнительных средств, а также материально-технических и других ресурсов, необходимых для осуществления этих полномочий, осуществляет контроль за их исполнением.
2. Сельский, поселковый, городской или районный в городе (в случае его создания) совет не может делегировать органу самоорганизации населения полномочия, отнесенные законами Украины к исключительной компетенции местного совета.
3. По решению сельского, поселкового, городского или районного в городе (в случае его создания) совета орган самоорганизации населения может быть досрочно лишен полномочий, делегированных ему этим советом.
4. Если решение совета о наделении органа самоорганизации населения полномочиями соответствующего совета не обеспечено финансами и имуществом, собрание (конференция) жителей по месту жительства, на котором избирался этот орган, может на этом основании обратиться в соответствующий совет об исключении такого полномочия из числа делегированных органу самоорганизации населения.

 

Раздел 4. Финансово-экономическая основа органа самоорганизации населения.
Статья 16. Финансовая основа органа самоорганизации населения.
1. Финансовой основой деятельности органа самоорганизации населения являются:
    средства соответствующего местного бюджета, предоставляемые ему сельским, поселковым, городским, районным в городе (в случае его создания) советом для осуществления доставленных органу самоорганизации населения полномочий;
    добровольные взносы физических и юридических лиц;
    иные поступления, не запрещенные законодательством.
2. Орган самоорганизации населения самостоятельно использует финансовые ресурсы, полученные из местного бюджета, на цели и в пределах, определенных соответствующим советом.
Статья 17. Материальная основа деятельности органа самоорганизации населения.
Материальной основой деятельности органа самоорганизации населения является имущество, переданное ему советом в оперативное управление. Орган самоорганизации населения для исполнения своих полномочий пользуется имуществом согласно его назначению.
 
Раздел 5. Органищация деятельности органа самоорганизации населения.  
Статья 18. Гласность работы и подотчетность органа самоорганизации населения.
1. Орган самоорганизации населения информирует население о своем местонахождении, времени работы и приеме граждан.
2. Орган самоорганизации населения не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности на собрании (конференции) жителей по месту жительства.
3. Граждане, проживающие на территории действия органа самоорганизации населения, имеют право знакомиться с его решениями, а также получать заверенные секретарем этого органа копии решений, принятых органом самоорганизации населения.
Статья 19. Организация работы органа самоорганизации населения.
1. Формой работы органа самоорганизации населения является заседание.
2. Заседания органа самоорганизации населения созываются его руководителем или заместителем руководителя по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3. Порядок внеочередного созыва заседания органа самоорганизации населения определяется Положением об этом органе.
4. Заседание органа самоорганизации населения является правомочным, если в нем участвует более половины его общего состава.
5. Для обеспечения работы орган самоорганизации населения может образовывать комиссии, рабочие группы, другие свои органы в порядке, определенном Положением об этом органе.
Статья 20. Решения органа самоорганизации населения.
1. Орган самоорганизации населения по вопросам, отнесенным к его полномочиям, может принимать решения организационно-распорядительного характера.
2. Решение органа самоорганизации населения считается принятым, если за него проголосовало более половины общего состава этого органа.
3. Решения органа самоорганизации населения, не отвечающие действующему законодательству или принятые по вопросам, не отнесенным к его полномочиям, приостанавливаются соответствующим сельским, поселковым, городским, районным в городе (в случае его создания) советом с одновременным обращением в суд об отмене такого решения.
Статья 21. Правовой статус членов органа самоорганизации населения.
1. Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах.
2. По решению собрания (конференции) жителей по месту жительства руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда за счет средств, переданных органу самоорганизации населения.
Статья 22. Полномочия руководителя органа самоорганизации населения.
1. Руководитель органа самоорганизации населения — лицо, которое избирается собранием (конференцией) жителей по месту жительства и возглавляет орган самоорганизации населения и наделено соответствующими полномочиями в осуществлении организационно-распорядительных функций в порядке, предусмотренном Положением об этом органе.
2. Руководитель органа самоорганизации населения:
    организует работу этого органа;
    созывает и проводит его заседания;
    организует выполнение решений органа самоорганизации населения;
    является распорядителем средств, подписывает решения и другие документы органа самоорганизации населения;
    представляет этот орган в отношениях с физическими и юридическими лицами;
    выполняет поручения органа самоорганизации населения;
    осуществляет иные полномочия, определенные настоящим и другими законами Украины, а также принятым в соответствии с ними положением.
3. В случае отсутствия руководителя органа самоорганизации населения или невозможности исполнения им своих обязанностей о другим причинам его полномочия исполняет заместитель рукоодителя или секретарь в порядке и пределах, предусмотренных положением.
Статья 23. Полномочия секретаря органа самоорганизации населения.
1. Секретарь органа самоорганизации населения:
    организует подготовку заседания органа самоорганизации населения и вопросов, выносимых на его рассмотрение;
    обеспечивает ведение делопроизводства;
    обеспечивает своевременное доведение до соответствующих предприятий, учреждений и организаций и физических лиц решений органа самоорганизации населения;
    контролирует выполнение решений органа самоорганизации населения;
    исполняет иные, предусмотренные Положением, обязанности.
2. В случае отсутствия руководителя органа самоорганизации населения и его заместителя или невозможности исполнения ими
своих обязанностей по другим причинам полномочия руководителя этого органа в порядке и пределах, предусмотренных Положением, исполняет секретарь.

 Раздел 6. Обеспечение реализации полномочий органов самоорганизации населения и законодательства Украины об органах самоорганизации населения.

Статья 24. Контроль за финансовой деятельностью органа самоорганизации населения.
Контроль за финансовой деятельностью органа самоорганизации населения в пределах своих полномочий осуществляют:
1) сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет и его исполнительные органы;
2) исполнительный комитет, осуществивший регистрацию органа самоорганизации населения;
3) собрание (конференция) жителей по месту жительства;
4) органы государственной власти.
Статья 25. Досрочное прекращение полномочий органа самоорганизации населения.
1. Полномочия органа самоорганизации населения могут быть досрочно прекращены в случае:
    невыполнения решений сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, его исполнительного комитета — по решению соответствующего сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, давшего разрешение на его создание;
    невыполнения решений собрания (конференции) жителей по месту жительства или неисполнения своих полномочий, а также самороспуска — по решению собрания (конференции) жителей по месту жительства;    
    нарушения Конституции и законов Украины, иных актов законодательства — по решению суда.
2. Орган самоорганизации населения прекращает свои полномочия также в случае перестройки или реорганизации домов, улиц, кварталов, микрорайонов, районов в городах, сел, поселков, в пределах которых он действует, если такая перестройка, реорганизация связана с отселением (переселением) жителей, принимавших участие в собрании (конференции), учредивших этот орган.
3. Досрочное прекращение полномочий органа самоорганизации населения влечет прекращение деятельности этого органа.

 

 Раздел 7. Гарантии деятельности и ответственность за нарушение законодательства об органах самоорганизации населения. 
Статья 27. Гарантии деятельности органа самоорганизации населения.
1. Органы местного самоуправления содействуют осуществлению органами самоорганизации населения их полномочий и координируют их деятельность.
2. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность органа самоорганизации населения, кроме случаев, предусмотренных законом.
Статья 26. Порядок прекращения деятельности органа самоорганизации населения.
1. Деятельность органа самоорганизации населения прекращается в соответствии с настоящим Законом и его Положением.
2. В случае прекращения деятельности органа самоорганизации населения финансовые ресурсы и имущество возвращаются соответствующему сельскому, поселковому, городскому, районному в городе (в случае его создания) совету, давшему согласие на образование указанного органа самоорганизации населения.
3. Члены органа самоорганизации населения имеют право принимать участие в заседаниях соответствующих местных советов и их исполнительных органов, касающихся их деятельности, а также при рассмотрении вопросов, инициированных органом самоорганизации населения, с правом совещательного голоса.
Статья 28. Ответственность органа самоорганизации населения и его должностных лиц за нарушение законодательства.
1. Решения, действия и бездействие органов самоорганизации населения и их членов могут быть обжалованы в соответствующий совет или в суд.
2. Принятие органом самоорганизации населения решений, противоречащих Конституции и законам Украины, актам законодательства, Положению об этом органе и другим решениям совета, его исполнительного органа, распоряжениям сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе (в случае его создания) совета, а также решениям собрания (конференции) жителей по месту жительства, местного референдума, может быть основанием для прекращения деятельности органа самоорганизации населения или лишения его полномочий.
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об органах самоорганизации населения.
Лица, виновные в нарушении законодательства об органах самоорганизации населения, несут ответственность согласно закону.

 

Раздел 8. Заключительные положения.   
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Сельским, поселковым, городским, районным в городе (в случае их создания) советам в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить перерегистрацию существующих органов самоорганизации населения в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Кабинету Министров Украины в четырехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
    подготовить предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;
    привести акты Кабинета Министров Украины в соответствие с настоящим Законом.
4. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
Указ Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 17 октября 1975 года «Об утверждении Положения об общественных поселковых, сельских, уличных, квартальных, участковых, домовых комитетах в Украинской ССР» (Ведомости Верховного Совета УССР, 1975 г., № 44, ст. 479);
Указ Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 7 января 1981 года «О внесении изменений и дополнений в Положение об общественных поселковых, сельских, уличных, квартальных, участковых, домовых комитетах в Украинской ССР» (Ведомости Верховного Совета УССР, 1981 г., № 3, ст. 36).