Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "О прокуратуре"

Закон Украины "О прокуратуре"
Прокуратура Украины — единая государственная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Украины надзор за соблюдением Конституции Украины и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Украины выполняет и иные функции, установленные государственными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются государственным законом «Закон Украины о прокуратуре». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не входит ни в одну из основных ветвей власти.

 

Раздел 1. Основные положения.

Статья 1. Прокурорский надзор за соблюдением законов в Украине.
Прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, Министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными Советами, их исполнительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
(Статья 1 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 3662-12 от 26.11.93, № 2663-III от 12.07.2001)
Статья 2. Генеральный прокурор Украины.
Генеральный прокурор Украины назначается на должность по согласованию с Верховной Радой Украины и освобождается с должности Президентом Украины. Генеральный прокурор Украины не менее одного раза в год информирует Верховную Раду Украины о состоянии законности. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности.
Генеральный прокурор Украины освобождается с должности также в случае:
окончания срока, на который он назначен;
невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
нарушения требований о несовместимости;
вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его;
прекращения его гражданства;
подачи заявления об освобождении с должности по собственному желанию.
Срок полномочий Генерального прокурора Украины и подчиненных ему прокуроров— пять лет.
(Статья 2 в редакции Закона № 2663-Ш от 12.07.2001)
Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры.
Полномочия прокуроров, организация, принципы и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией Украины, настоящим Законом, другими законодательными актами. Органы прокуратуры в установленном порядке в пределах своей компетенции решают вопросы, вытекающие из общепризнанных норм международного права, а также заключенных Украиной межгосударственных договоров.
Статья 4. Задачи прокурорского надзора за соблюдением законов.
Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, усиление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств:
1) закрепленных Конституцией Украины независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований;
2) гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
3) основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных Советов, органов самоорганизации населения.
(Статья 4 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2663-III от 12.07.2001)
Статья 5. Функции прокуратуры.
Прокуратура Украины составляет единую систему, на которую в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом возлагаются следующие функции:
1) поддержка государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не предусмотренных Конституцией Украины и настоящим Законом.
(Статья 5 в редакции Закона № 2663-Ш от 12.07.2001)
Статья 6. Принципы организации и деятельности прокуратуры Органы прокуратуры Украины:
1) составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;
2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины и действующих на территории республики законов, независимо от любых органов государственной власти, должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов;
3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на принципах их равенства перед законом, независимо от национального или социального происхождения, языка, образования, отношения к религии, политических убеждений, служебного или имущественного положения или прочих признаков;
4) принимают меры по ликвидации нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
5) действуют гласно, информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению;
Работники прокуратуры не могут принадлежать ни к каким политическим партиям или движениям.
Статья 7. Гарантии независимости прокуратуры в осуществлении полномочий.
Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, средств массовой информации, общественно-политических организаций (движений) и их представителей в деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законов или по расследованию действий, содержащих признаки преступления, запрещается.
Воздействие в любой форме на работника прокуратуры с целью препятствовать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерного решения влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
Обращения представителей власти, иных должностных лиц к прокурору по поводу конкретных дел и материалов, находящихся в производстве прокуратуры, не могут содержать никаких указаний или требований в отношении результатов их решения.
Никто не имеет права без разрешения прокурора или следователя разглашать данные проверок и предварительного следствия до их окончания.
Статья 8. Обязательность исполнения требований прокурора.
Требования прокурора, соответствующие действующему законодательству, являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и исполняются немедленно или в предусмотренные законом или определенные прокурором сроки.
Статистическая и прочая информация или их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.
Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Должностные лица, граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать пояснения по обстоятельствам, выясняемым прокурорской проверкой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин согласно постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции.
Статья 9. Участие в заседаниях органов государственной власти и управления.
Генеральный прокурор Украины, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов, Кабинета Министров Украины, коллегий Министерств и других центральных органов исполнительной власти.
Генеральный прокурор Украины, прокурор Автономной Республики Крым, их заместители имеют право принимать участие в заседаниях Верховного Совета Автономной Республики Крым и ее органов, Совета Министров Автономной Республики Крым, коллегий Министерств, комитетов и ведомств Автономной Республики Крым, а также местных Советов, их исполнительных комитетов, комиссий, других органов управления.
Прокуроры областей, городов Киева и Севастополя, районные, межрайонные, городские, транспортные и прочие приравненные к ним прокуроры, заместители и помощники прокуроров имеют право принимать участие в заседаниях Советов соответствующего уровня, их исполнительных комитетов, других органов местного самоуправления.
Прокуроры не могут входить в состав комиссий, комитетов и прочих коллегиальных органов, создаваемых Советами или их исполнительными органами.
(Статья 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 10. Координация деятельности по борьбе с преступностью.
Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов службы безопасности, органов налоговой милиции, органов таможенной службы, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в части первой данной статьи, прокурор созывает координационные советы, организует рабочие группы, требует статистическую и другую необхо-димую информацию, а также принимает участие в организации совещаний Координационного комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при Президенте Украины.
(Статья 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93. в редакции Закона №2663-111 от 12.07.2001)
Статья 10-1. Полномочия прокурора Автономной Республики Крым относительно правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым, Правительства и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, противоречащие Конституции и законам Украины.
Правовые акты Правительства и других органов исполнительной вла-сти Автономной Республики Крым, противоречащие Конституции и законам Украины, а также законам Автономной Республики Крым, принятым в пределах ее компетенции, могут быть опротестованы прокурором Автономной Республики Крым.
Протест вноситься в тот орган, который издал незаконный акт, а в случае отклонения протеста прокурор Автономной Республики Крым или его заместители обращаются с заявлением в Апелляционный суд Автономной Республики Крым в порядке, предусмотренном законодательством об отмене незаконного правового акта.
Прокурор Автономной Республики Крым может обратится в Верховный Совет Автономной Республики Крым с представлением о несоответствии Конституции и законам Украины правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым, ее Президиума и других органов Верховного Совета Автономной Республики Крым. Прокурор Автономной Республики Крым может вносить представление в Верховный Совет Автономной Республики Крым по вопросам, требующим толкования Закона.
(Закон дополнена статьей 10-1 в соответствии с, Законом № 103/95-ВР от 21.03.95)
Статья 11. Право безотлагательного приема.
Генеральный прокурор Украины имеет право быть неотложно принятым Председателем Верховной Рады Украины, Президентом Украины, Премьер-министром Украины.
Прокурор Автономной Республики Крым имеет право быть безотлагательно принятым Председателем Верховного Совета Автономной Республики Крым и Председателем Правительства Автономной Республики Крым.
Прокуроры областей, городов Киева и Севастополя, районные, городские и приравненные к ним прочие прокуроры имеют право быть безотлагательно принятыми руководителями, другими должностными лицами соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.
(Статья 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 12. Рассмотрение заявлений и жалоб.
Прокурор рассматривает заявления и жалобы об ущемлении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.
(Часть первая статьи 12 в редакции Закона № 3662-12 от 26.11.93)
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства относительно порядка рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
Прокурор проводит личный прием граждан.
Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суде.
После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины производство по таким жалобам в органах прокуратуры приостанавливается.

 

Раздел 2. Система, структура и организация деятельности органов прокуратуры.

Статья 13. Система органов прокуратуры.
Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные, прочие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры.
К органам военных прокуратур относятся военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских).
Штатная численность органов прокуратуры Украины в пределах фонда заработной платы утверждается Генеральным прокурором Украины.
(Статья 13 в редакции Закона № 3662-12 от 26.11.93)
Статья 14. Генеральная прокуратура Украины Генеральную прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который имеет первого заместителя и заместителей.
Структуру Генеральной прокуратуры Украины и Положение о ее структурных подразделениях утверждает Генеральный прокурор Украины.
В Генеральной прокуратуре Украины создается коллегия в составе Генерального прокурора Украины (председатель), его первого заместителя, заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается Верховной Радой Украины по представлению Генерального прокурора Украины. Генеральная прокуратура Украины совместно с Министерством внутренних дел Украины и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, по согласованию с Министерством статистики Украины, разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о преступности, раскрытии и расследовании преступлений.
(Статья 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3662-12 от 26.11.93)
Статья 15. Полномочия Генерального прокурора Украины по руководству органами прокуратуры.
Генеральный прокурор Украины:
1) направляет работу органов прокуратуры и осуществляет контроль их деятельностью;
2) назначает первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Украины, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, других работников Генеральной прокуратуры Украины;
3) утверждает структуру и штатную численность подчиненных органов прокуратуры, распределяет средства на их содержание;
4) назначает по согласованию с Верховным Советом Автономной Республики Крым прокурора Автономной Республики Крым;
5) назначает заместителей прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей, городов Киева и Севастополя, их заместителей, городских, районных, межрайонных, а также приравненных к ним других прокуроров;
6) в соответствии с законодательством определяет порядок приема, перемещения и увольнения прокуроров, следователей прокуратуры и других специалистов, за исключением лиц, назначение которых предусмотрено настоящим Законом;
7) в соответствии с законами Украины издает обязательные для всех органов прокуратуры приказы, распоряжения, утверждает положения и инструкции;
8) присваивает классные чины в соответствии с Положением о классных чинах работников прокуратуры. Вносит представление Президенту Украины о присвоении классных чинов государственного советника юстиции 1,2 и 3 классов.
Указания Генерального прокурора Украины по вопросам расследования является обязательными для исполнения всеми органами дознания предварительного следствия.
(Статья 15 с изменениями, внесёнными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 16. Прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, районные и городские прокуратуры.
Прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, городские, районные, межрайонные, районные в городах, а также другие прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.
Прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и другие прокуроры (на правах областных):
1) назначают на должности и увольняют работников, кроме тех, которых назначает Генеральный прокурор Украины;
2) по согласованию с Генеральным прокурором Украины вносят изменения в установленные штаты подчиненных им прокуратур в пределах утвержденной численности и фонда заработной платы.
В прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и других прокуратурах (на правах областных) создаются коллегии в составе прокурора (председатель), его заместителей, других руководящих работников.
Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Украины.
(Статья 16 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 17. Следователи прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре Украины, прокуратуре Автономной Республики Крым есть старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, прокуратурах областей, городов и других приравненных к ним прокуратурах могут быть следователи по особо важным делам и старшие следователи; в районных, межрайонных, городских — старшие следователи и следователи.
Следователи прокуратуры проводят предварительное следствие по делам о действиях, содержащих признаки преступления, отнесенных законом к их подследственности, а также по другим делам, переданным им прокурором.
(Статья 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 18. Коллегии органов прокуратуры.
Коллегии прокуратур являются совещательными органами и рассматривают наиболее важные вопросы, касающиеся соблюдения законности, состояния правопорядка, деятельности органов прокуратуры, выполнения приказов Генерального прокурора Украины, кадровые вопросы, заслушивают отчеты подчиненных прокуроров, начальников структурных подразделений и других работников прокуратуры.
На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения и пояснения руководителей Министерств, ведомств, органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений и организаций, их объединений, других должностных лиц по поводу нарушений законодательства.
Решения коллегий доводят до сведения работников органов прокуратуры. В случае разногласий между прокурором и коллегией он проводит в жизнь свое решение, но обязан доложить об этом Генеральному прокурору Украины. Члены коллегии могут сообщить свое личное мнение Генеральному прокурору Украины, что может быть основанием для рассмотрения этих разногласий на коллегии Генеральной прокуратуры Украины.
(Часть третья статьи 18 в редакции Закона № 2663-III от 12.07.2001)

 

Глава 1. Надзор за соблюдением и применением законов.

Статья 19. Предмет надзора за соблюдением и применением законов.
Предметом надзора за соблюдением и применением законов является:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав;
3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
(Часть вторая статьи 19 в редакции Закона № 3662-12 от 26.11.93)
Статья 20. Полномочия прокурора.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право:
1) беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без специальных пропусков, где такие введены; иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащим коммерческую тайну или конфиденциальную информацию. Письменно требовать предоставления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;
2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;
3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;
4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать них устных или письменных пояснений в отношении нарушений закона.
При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право:
1) опротестовывать акты Премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, Министерств и других центральных органов исполнительной власти, исполнительных органов местных Советов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решений и действий должностных лиц;
2) вносить представление или протест на решение местных Советов в зависимости от характера нарушений;
3) возбуждать в установленном законом порядке уголовные дела, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушений, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
4) выдавать предписания об устранении очевидных нарушений закона;
б) вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и условий, им содействовавших;
6) обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц.
(Статья 20 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 21. Протест прокурора.
Протест на акт, противоречащий закону, выносится прокурором, его заместителем в орган, его издавший, или в вышестоящий орган. В таком же порядке выносится протей на незаконные решения или действия должностного лица.
В протесте прокурор ставить вопрос об отмене акта или приведений его в соответствие с законом, а также прекращений незаконного действия должностного лица, восстановлений нарушенного права.
Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим Органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста в этот же срок уведомляется прокурор.
В случае отклонения протеста или уклонения От его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным. Заявление в суд может бьть подан в течении пятнадцати дней с момента получения уведомления об Отклонений протеста или окончания предусмотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.
Статья 22. Предписание прокурора.
Письменное предписание об устранении нарушений закона выносится прокурором, его заместителем органу или должностному лицу, допустившим нарушение, или вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочных устранить нарушения.
Письменное предписание выносится в случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору.
Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней, или в суд.
(Часть третья статьи 22 в редакции Закона № 2663-111 от 12.07.2001)
Статья 23. Представление прокурора.
Представление с требованиями об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствующих им условий выносится прокурором, его заместителем в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, наделенным полномочиями устранить нарушения закона, и подлежит неотложному рассмотрению. Не позднее месячного срока должны быть приняты соответствующие меры к устранению нарушений закона, причин и способствующих им условий, и о результатах сообщено прокурору.
Коллегиальный орган, которому внесено представление, сообщает о дне заседания прокурору, который вправе лично участвовать в его рассмотрении.
Статья 24. Постановление прокурора.
В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор, его заместитель, в зависимости от характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление о дисциплинарном производстве, производстве по административному правонарушению или о производстве уголовного дела в отношении этих лиц.
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или производства по административному правонарушению подлежит рассмотрению полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятидневный срок после его поступления, если иное не установлено законом.
Статья 25. Требования к документам прокурорского реагирования.
В протесте, представлении, предписании или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона нарушено, в чем состоит нарушение и что и в какой срок должностное лицо или орган должны принять к его устранению.
Статья 26. Решение вопросов, вытекающих из межгосударственных соглашений.
Генеральный прокурор Украины в соответствии с межгосударственными соглашениями о предоставлении правовой помощи решает вопрос о возбуждении и расследовании уголовных дел, проведении дознания, выдаче преступников или лиц, подозреваемых в совершении преступлений, направлении уведомлений о результатах уголовного преследования, а также другие предусмотренные такими соглашениями вопросы.
Статья 27. Санкция на задержание и выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства.
Прокурор при наличии предусмотренных законом оснований дает санкцию на задержание и выдворение в принудительном порядке иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Украины.
Право на дачу санкции в таких случаях принадлежит Генеральному прокурору Украины, заместителям Генерального прокурора Украины, прокурорам Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя.
(Статья 27 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 28. Гарантии и компенсации гражданам, которые вызываются в прокуратуру.
Лицам, которые вызываются в прокуратуру, выплачивается средняя заработная плата за время, затраченное в связи с вызовом, за счет государственного бюджета. Основанием для оплаты и отсутствия на роботе является повестка с соответствующей отметкой прокуратуры.
Выплата вознаграждения экспертам, переводчикам и прочим специалистам, а также расходов, связанным с их вызовом в прокуратуру, проводится за счет государственного бюджета. В таком же порядке возмещаются расходы обвиняемым, оправданным судом.

 

Глава 2. Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Статья 29. Предмет надзора.
Предметом надзора является соблюдение законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.
Надзор имеет своими задачами содействовать:
1) раскрытию преступлений, защите лица, его прав, свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств;
2) выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление;
3) предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности;
4) охране прав и законных интересов граждан, находящихся под следствием;
5) осуществлению мероприятий по предотвращению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Осуществляя надзор, прокурор принимает меры к согласованию действий правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
(Статья 29 дополнена частью третьей в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 30. Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие.
(Название статьи 30 в редакции Закона № 2663-Ш от 12.07.2001) Прокурор принимает меры к тому, чтобы органы дознания и предварительного следствия:
1) соблюдали предусмотренный законом порядок возбуждения уголовных дел, расследования действий, содержащих признаки преступления, проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения технических средств, прекращения и закрытия дел, а также соблюдали сроки проведения следствия и содержания под стражей;
2) при расследовании преступлений неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, выясняли обстоятельства, изобличающие или оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие или отягощающие его ответственность;
3) выявляли причинны совершения преступлений и условия, способствующие этому, принимали меры к их устранению.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия и дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством.
Прокурор имеет право в необходимых случаях поручать руководителям органов предварительного следствия, дознания, внутренних дел, национальной безопасности производство в подведомственных им подразделениях проверки с целью устранения нарушений закона и обеспечения полного раскрытия действий, содержащих признаки преступления.
(Статья 31 исключена на основании Закона № 2663-Ш от 12.07.2001)
Статья 32. Обязательность указаний прокурора.
Указания прокурора, его заместителя органам, которые проводят оперативно-розыскные действия, дознание и досудебное следствие в отношении возбуждения уголовных дел и проведения расследования, которые даются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, является обязательными для этих органов. (Статья 32 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2663-III от 12.07.2001)
Статья 33. Подача гражданского иска о возмещении причиненных преступлением убытков.
С целью защиты интересов государства, а также граждан, которые по состоянию здоровья и по другим уважительным причинам не могут защитить свои права, прокурор или его заместитель подает или поддерживает поданный потерпевшим гражданский иск о возмещении убытков, причиненных преступлением.

 

Глава 3. Поддержка государственного обвинения и представительство интересов гражданина или государства в суде.

Статья 34. Задачи прокурора в судебном процессе.
Прокурор, участвующий в рассмотрении дел в судах, соблюдая принцип независимости судей и подчинения из только закону, содействует выполнению закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и постановлению судебных решений, базирующихся на законе.
Статья 35. Полномочия прокурора.
Прокурор может вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита конституционных прав граждан, интересов государства и общества, и обязан своевременно принять предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили. Прокурор имеет равные права с другими участниками судебного заседания. Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном процессе, определяются настоящим Законом и процессуальным законодательством Украины.
(Статья 35 в редакции Закона № 3662-12 от 26.11.93)
Статья 36. Поддержка государственного обвинения в суде.
Прокурор участвует в судебном рассмотрении уголовных дел в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния. Поддерживая государственное обвинение, прокурор участвует в исследовании доказательств, представляет суду свои суждения относительно применения уголовного закона и меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств.
В случае, когда при рассмотрении дела прокурор придет к выводу, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения. Во время судебного рассмотрения до окончания судебного следствия прокурор вправе изменить предъявленные лицу обвинения.
(Статья 36 дополнена частью третьей в соответствии с Законом № 1130-IV от 11.07.2003)
Статья 36-1. Представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде.
Представительство прокуратурой интересов гражданина или государства в суде заключается в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и иных действий, направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом.
Основанием представительства в суде интересов гражданина является его неспособность вследствие физического или материального положения, преклонного возраста или прочих уважительных причин самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия, а интересов государства - наличие посягательства или угрозы посягательства на экономические, политические или прочие государственные интересы вследствие противоправных действий (бездеятельности) физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством.
Формами представительства являются:
обращение в суд с исками или заявлениями о защите прав и свобод другого лица, неопределенного круга лиц, прав юридических лиц, когда затрагиваются интересы государства, или о признании незаконными правовых актов, действий или решений органов и должностных лиц;
участие в рассмотрении судами дел;
внесение апелляционного, кассационного представления на судебные решения или заявления о их пересмотре по вновь выявленным обстоятельствам.
С целью решения вопроса наличия оснований для внесения кассационного представления в деле, рассмотренном без участия прокурора, прокурор имеет право знакомиться с материалами дела в суде, делать выписки из него, получать копии документов, находящихся в деле.
Прокурор самостоятельно определяет основания для представительства в судах, форму его осуществления и может осуществлять представительство на любой стадии судопроизводства в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
(Глава 3 дополнена статьей 36-1 в соответствии с Законом № 2663-III от 12.07.2001)
Статья 37. Апелляционное, кассационное представление прокурора.
Право внесения апелляционного, кассационного и отдельного представления на приговоры, решения, определения и постановления судов предоставляется прокурору и заместителю прокурора в пределах их компетенции, независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Помощники прокурора, прокуроры управлений и отделов могут вносить апелляционные, кассационные и отдельные представление только в делах, в рассмотрении которых они участвовали.
(Статья 37 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2663-III от 12.07.2001)
Статья 38. Исключена.
(Закон № 2663-111 от 12.07.2001)
Статья 39. Исключена.
(Закон № 2663-Ш от 12.07.2001)
Статья 40. Изменение апелляционного, кассационного и отдельного представления, отзыв дела из суда.
Апелляционное, кассационное и отдельное представление на приговор, решение, определение и постановление суда могут быть дополнены или изменены прокурором, который их внес, а также прокурором высшего уровня до начала рассмотрения дела судом.
Генеральный прокурор Украины, прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненные к ним прокуроры, их заместители имеют право отзывать из суда уголовное дело, по которому обвиняемый не отдан под суд.
(Статья 40 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 41. Исключена.
(Закон № 2663-Ш от 12.07.2001)
Статья 42. Участие Генерального прокурора Украиныю в заседаниях Пленума Верховного Суда Украины и Пленума высшего специализированного суда.
Генеральный прокурор Украины принимает участие в заседаниях Пленума Верховного Суда Украины и Пленума высшего специализированного суда.
(Статья 42 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3662-12 от 26.11.93, в редакции Закона № 762-IV от 15.05.2003)
Статья 43. Представление Генерального прокурора Украины в отношении разъяснений судам по вопросам применения законов.
Генеральный прокурор Украины имеет право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Украины представление в отношении разъяснений судам по вопросам применения законов при рассмотрении уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

 

Глава 4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Статья 44. Предмет надзора и полномочия прокурора.
Предметом надзора является соблюдение законности при нахождении лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в учреждениях исполнения наказаний, других учреждениях, исполняющих наказания или меры принудительного характера, которые назначаются судом, соблюдение установленного уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в таких учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей.
Прокурор, осуществляющий надзор, имеет право:
1) в любое время посещать места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения, в которых осужденные отбывают наказание, учреждения для принудительного лечения и перевоспитания, опрашивать находящихся там лиц, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены или к ним применены меры принудительного характера;
2) проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений, приостанавливать исполнение таких актов, опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству, требовать от должностных лиц пояснений по поводу допущенных нарушений;
3) прокурор обязан немедленно освободить лицо, незаконно находящееся в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ограничения или лишения свободы или в учреждении для исполнения мер принудительного характера.
Статья 45. Обязательность исполнения постановлений и указаний прокурораю.
Постановления и указания прокурора по соблюдению установленных законодательством порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и исполнения других наказаний, а также лиц, в отношении которых применены меры принудительного характера, являются обязательными и подлежат немедленному исполнению.

 

Раздел 3. Кадры органов прокуратуры.

Статья 46. Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
Прокурорами и следователями могут назначаться граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование, необходимые деловые и моральные качества. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком до одного года. Порядок стажировки определяется Генеральным прокурором Украины.
Лица, впервые назначенные на должности помощников прокуроров, прокуроров управлений, отделов, следователей прокуратуры, принимают «Присягу работника прокуратуры». Текст присяги утверждается Верховной Радой Украины. Процедура ее принятия определяется Генеральным прокурором Украины.
На должности прокуроров Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуроров назначаются лица в возрасте не младше 30 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее семи лет; на должности районных и городских прокуроров — в возрасте не моложе 25 лет со стажем работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее трех лет.
Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат аттестации один раз в пять лет.
Порядок аттестации определяется Генеральным прокурором Украины.
Совместительство службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, а также с каким бы то ни было предпринимательством не допускается, за исключением научной и педагогической деятельности.
Не могут быть приняты на должность прокурора или следователя прокуратуры лица, осужденные за совершение преступления, за исключением реабилитированных.
Статья 46-1. Кадры органов военной прокуратуры.
Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Украины из числа офицеров, проходящих воинскую службу или находящихся в запасе и имеющих высшее юридическое образование.
Военнослужащие военных прокуратур в своей деятельности руководствуются Законом Украины «О прокуратуре» и проходят службу в соответствии с Законом Украины «О военной обязанности и воинской службе» и другими законодательными актами Украины, которыми установлены правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское и прочие виды снабжения и обеспечения, предусмотренные законодательством для лиц офицерского состава Вооруженных Сил Украины. (Закон дополнен статьей 46-1 в соответствии с Законом № 3662-12 от 26.11.93)
Статья 47. Классные чины работников органов прокуратуры.
Прокурорам и следователям органов прокуратуры, работникам научно-учебных заведений прокуратуры присваиваются классные чины в зависимости от занимаемых должностей и стажа работы.
Порядок присвоения и лишения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры Украины, которое утверждается Верховной Радой Украины. Классные чины государственного советника юстиции Украины, государственного советника юстиции 1,2 и 3 классов присваиваются Президентом Украины, другие классные чины присваиваются Генеральным прокурором Украины.
Статья 48. Поощрения и ответственность прокуроров и следователей.
Прокуроры и следователи поощряются за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
Прокурорско-следовательские работники за продолжительную и безупречную службу могут быть награждены Генеральным прокурором Украины нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Украины» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Украины. Положение о награждении нагрудным знаком утверждается Генеральным прокурором Украины.
За нарушение закона, ненадлежащее выполнение служебных обязанностей или совершение позорного поступка прокуроры и следователи несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины, который утверждается Верховной Радой Украины.
Статья 49. Материальное и социальное обеспечение работников прокуратуры.
Заработная плата прокуроров и следователей прокуратуры состоит из должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет и должны обеспечивать достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, а так же закрепления квалифицированных кадров. Надбавки за выслугу лет устанавливаются также другим работникам прокуратуры (специалистам, служащим, рабочим). Размеры должностных окладов, надбавок за классные чины и выслугу лет утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Прокурорам и следователям прокуратуры предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Аттестованным работникам прокуратуры, имеющим стаж работы в органах прокуратуры свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
после 10 лет— 5 календарных дней,
после 15 лет — 10 календарных дней,
после 20 лет — 15 календарных дней.
Прокуроры и следователи имеют право бесплатно пользоваться по< служебному удостоверению на территории Украины всеми видами транс порта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); во время служебной командировки пользоваться правом бронирования мест: в гостиницах и на всех видах транспорта, а также внеочередного приоб-ретения проездных документов.
Прокуроры и следователи прокуратуры обеспечиваются жилой площадью местными органами власти в первоочередном порядке.
Льгота по 50-процентной скидке платы за занимаемое ими и членами их семей жилье, коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия) и пользование квартирным телефоном в пределах норм, установленных законодательством, предоставляется:
прокурорам и следователям прокуратуры при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
пенсионерам из числа прокуроров и следователей прокуратуры при условии, если среднемесячный доход семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Прокуроры и следователи прокуратуры, назначенные на работу в другую местность, в течение шести месяцев обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке. Они имеют также право на первоочередное устройство детей в дошкольные заведения и установку квартирного телефону.
Местные Советы могут продавать на льготных условиях жилые помещения работникам прокуратуры со скидкой до 50 процентов его стоимости.
Прокуроры Автономной Республики Крым, областей, городские, районные и приравненные к ним прокуроры, проработавшие в органах прокуратуры не менее 25 лет и достигшие пенсионного возраста или ставшие инвалидами во время работы, после увольнения из органов прокуратуры в случае переезда в одну из выбранных местностей, где они работали или проживали, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов благоустроенным жилым помещением в первоочередном порядке. Им предоставляется право внеочередного вступления в жилищно-строительные кооперативы или помощь в индивидуальном жилом строительстве.
(Статья 49 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 50. Меры правовой и социальной защиты работников органов прокуратуры.
Прокурор и следователь прокуратуры находятся под защитой закона.
Нанесение телесных повреждений, оскорбление, угроза в отношении работника прокуратуры или его близкого родственника, а также уничтожение их имущества, другие насильственные действия в связи с выполнением прокурором или следователем прокуратуры своих должностных обязанностей влекут по собой установленную законом ответственность. Такая же ответственность наступает в случае совершения указанных правонарушений в отношении пенсионера из числа работников прокуратуры или членов его семьи и близких родственников в связи с выполнением им должностных обязанностей в прошлом.
Убытки, причиненные уничтожением или повреждением имущества прокурору, следователю или пенсионеру из числа прокурорско-следовательс-ких работников, членам их семей и близким родственникам в связи с выполнением работником прокуратуры должностных обязанностей, возмещаются государством в полном размере за счет государственного бюджета.
Жизнь и здоровье работников прокуратуры подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности. Порядок и условия страхования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
В случае увечья или инвалидности, произошедших в связи с выполнением должностных обязанностей, прокурор, следователи прокуратуры получают компенсацию в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени потери трудоспособности, а в случае его гибели по указанной причине семье или иждивенцам погибшего выплачивается одноразовая помощь в размере десятилетнего денежного содержания, состоящего из должностного оклада и надбавки за класный чин по последней должности и назначается пенсия в связи с утратой кормильца в размере его месячного должностного оклада.
За семьей погибшего сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, существовавших на момент гибели работника. Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение огнестрельного оружия.
Статья 50-1. Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей.
Прокуроры и следователи со стажем работы не менее 20 лет, в том числе со стажем работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 10 лет, имеют право на пенсионное обеспечение за выслугу лет независимо от возраста. Пенсия назначается в размере 80 процентов от суммы их месячной (действующей) заработной платы, в которую включаются все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы, получаемой перед месяцем обращения за назначением пенсии. За каждый полный год работы свыше 10 лет на таких должностях пенсия увеличивается на 2 процента, но не более 90 процентов от суммы месячного (действующего) заработка.
Размер выплат (кроме должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления пенсии, определяется по выбору обратившегося за пенсией за последние 24 календарных месяцев работы, дающей право на данный вид пенсии, подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов в течение этого периода на данной работе.
Среднемесячная сумма указанных выплат за 24 и 60 календарных месяцев определяется путем деления общей суммы таких выплат за 24 календарные месяца работы подряд перед обращением за пенсией или за 60 календарных месяцев работы подряд соответственно на 24 или на 60. Корректировка указанных выплат проводится путем применения коэффициента общего повышения размеров должностного оклада, надбавок к нему за классный чин. Должностной оклад, надбавки за классный чин и выслугу лет при назначении пенсии учитываются в размерах, установленных на день освобождения с работы, дающей право на данный вид пенсии.
Работникам, не имеющим выслуги 20 лет, если стаж службы в органах прокуратуры составляет не менее 10 лет, после достижения мужчинами 55 лет при общем стаже работы 25 лет и более, женщинами — 50 лет при общем стаже работы 20 лет и более, пенсия назначается в размере, пропорциональном количеству полных лет работы на прокурорских должностях из расчета 80 процентов месячного заработка за 20 лет выслуги. За каждый год общего стажа свыше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин пенсия увеличивается на один процент месячного заработка, из которого она исчисляется.
К 20-летнему стажу работы, дающему право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время работы на прокурорских должностях, перечисленных в статье 56 настоящего Закона, в том числе в военной прокуратуре, стажерами в органах прокуратуры , следователями, судьями, на должностях начальствующего состава органов внутренних дел, офицерских должностях Службы безопасности Украины, должностях государственных служащих, которые занимают лица с высшим юридическим образованием, в научно-учебных заведениях Генеральной прокуратуры Украины работникам, которым присвоены классные чины, на выборных должностях в государственных органах, на должностях в других организациях, если работники, имеющие классные чины, были направлены туда, а потом возвратились в прокуратуру, срочная воинская служба, половина срока обучения в высших юридических учебных заведениях, частично оплачиваемый отпуск женщинам по уходу за ребенком до достижения им трех лет.
К пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с данной статьей, устанавливаются надбавки на содержание нетрудоспособных членов семьи и на уход за одиноким пенсионером в размерах и на условиях, предусмотренных статьей 21 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, которые непосредственно перед обращением за назначением такой пенсии работают в органах прокуратуры или в научно-учебных заведениях Генеральной прокуратуры Украины, а также лица, уволенные с прокурорско-следовательских должностей прокуратуры по состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников и в связи с избранием на выборные должности органов государственной власти или органы местного самоуправления.
Прокурорам и следователям, признанным инвалидами I или II группы, назначается пенсия по инвалидности в размерах, предусмотренных частью первой данной статьи, при наличии стажа работы в органах прокуратуры не менее 10 лет.
Прокурорам и следователям, имеющим одновременно право на разные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, в том числе на условиях, предусмотренных статьей 37 Закона Украины «О государственной службе». Военные прокуроры и следователи военных прокуратур при увольнении с воинской службы имеют право на получение пенсии в соответствии с данной статьей или на получение пенсии, установленной законом для военнослужащих.
Лица, уволенные с работы в порядке дисциплинарного взыскания с лишением классного чина или лишением классного чина по приговору суда, утрачивают право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Права на получение пенсии, предусмотренной данной статьей, лишаются также лица, уволенные с работы в связи с осуждением за умышленное преступление, совершенное с использованием своего служебного положения, или за совершение коррупционного деяния.
Пенсии за выслугу лет в соответствии с данной статьей назначаются органами Пенсионного фонда Украины и выплачиваются в части, не превышающей размера пенсии из солидарной системы, назначаемой в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», за счет средств Пенсионного фонда Украины. Часть пенсии, превышающая этот размер, выплачивается за счет средств Государственного бюджета Украины.
Исчисление (перерасчет) пенсий проводится по документам пенсионного дела и документам, дополнительно представленными пенсионерами, исходя из размера месячного заработка по соответствующей должности, с которой лицо вышло на пенсию, по состоянию на время обращения за назначением или перерасчетом.
За пенсионерами и членами их семей сохраняются льготы и гарантии социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом и другими законами. Пенсионеры и члены их семей, проживающие совместно с ними, имеют также право на медицинское обслуживание в тех медицинских учреждениях, в которых они находились на учете до выхода на пенсию работника прокуратуры.
Пенсия, назначенная в соответствии с данной статьей, выплачивается независимо от заработка (прибыли), получаемого после выхода на пенсию. Прокуроры и следователи прокуратуры, которым назначена пенсия за выслугу лет и работающим на прокурорско-следственных должностях, имеют право получать заработную плату в соответствии с законодательством. Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсиям, установленным законодательством) не может превышать десяти тысяч гривен в месяц.
Прокурорам и следователям в случае выхода на пенсию за выслугу лет или по инвалидности выплачивается денежное пособие без уплаты налога в размере месячного заработка, из которого исчислена пенсия, за каждый полный год работы прокурором, следователем прокуратуры или на должностях в научно-учебных заведениях прокуратуры.
Членам семей прокурора или следователя (родителям, жене, мужу, детям, не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, и учащимся — до окончания учебных заведений, но не дольше, чем до достижения ими 23-летнего возраста), находившимся на его содержании на момент смерти, назначается пенсия по утере кормильца, при наличии у него стажа работы в органах прокуратуры не менее 10 лет, в размере 60 процентов среднемесячного (действительного) заработка на одного члена семьи, 80 процентов — на двух и более членов семьи.
Назначенные работникам прокуратуры пенсии перерасчитываются в связи с повышением заработной платы соответствующих категорий прокурорско-следовательских работников. Перерасчет назначенных пенсий проводится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой изменение размера пенсии. Если при этом пенсионер получил право на повышение пенсии, разница в пенсии за прошедшее время может быть выплачена ему не более чем за 12 месяцев. Перерасчет пенсий проводится с учетом фактически получаемых работником выплат и условий оплаты труда, существовавших на день его увольнения с работы.
Положения данной статьи распространяются также на пенсионеров из числа работников прокуратуры, которым до вступления в силу настоящего Закона назначена пенсия по возрасту, выслуге лет или по инвалидности непосредственно с прокурорско-следовательских должностей и должностей в научно-учебных заведениях, независимо от времени выхода на пенсию, при условии наличия у них стажа работы, предусмотренного данной статьей.
На ветеранов войны, имеющих необходимый стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет, действие данной статьи распространяется независимо от того, с каких предприятий, учреждений или организаций они вышли на пенсию.
(Закон дополнен статьей 50-1 в соответствии с Законом № 3662-12 от 26.11.93, в редакции Закона № 2663-III от 12.07.2001)

 

Раздел 4. Другие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

Статья 51. Научно-учебные и другие заведения прокуратуры.
Генеральная прокуратура Украины может создавать ведомственные научно-учебные заведения для научных исследований, повышения квалификации прокурорских работников, издавать специальную литературу, иметь полиграфические предприятия.
При Генеральной прокуратуре Украины действует научно-методический совет для изучения предложений относительно улучшения организации и деятельности органов прокуратуры, а также реализации права Генерального прокурора Украины на законодательную инициативу.
Статья 52. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры.
Финансирование органов прокуратуры осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины.
Льготы, компенсации и гарантии, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований на содержание соответствующих бюджетных учреждений.
Смету расходов на содержание органов прокуратуры утверждает Генеральный прокурор Украины, и в пределах выделенных ассигнований он имеет право вносить у него изменения.
Местные Советы, их исполнительные органы обеспечивают расположенные на их территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями на условиях аренды.
Транспортными и материально-техническими средствами органы прокуратуры обеспечиваются за счет государственного бюджета Украины в централизованном порядке, определяемом Президентом Украины.
Денежное содержание прокуроров, следователей, служащих и прочих работников военных прокуратур осуществляется Министерством обороны Украины.
Обеспечение военных прокуратур служебными помещениями, их охраны, транспортом, средствами связи, прочим необходимым имуществом, а военнослужащих таких прокуратур — обмундированием осуществляется Министерством обороны Украины.
(Статья 52 дополнена частью шестой в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)
Статья 53. Форменная одежда работников прокуратуры.
Работники прокуратуры, которым присвоены классные чины, имеют единую форменную одежду с соответствующими знаками отличия, которые выдаются бесплатно.
Статья 54. Печать органов прокуратуры.
Генеральная прокуратура Украины и подчиненные ей прокуратуры являются юридическими лицами и имеют свою печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.
Статья 55. Удостоверение работника прокуратуры.
Прокуроры и следователи прокуратуры имеют служебное удостоверение. Положение о служебном удостоверении работника прокуратуры и его образец утверждает Кабинет Министров Украины.
(Статья 55 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2663-III от 12.07.2001)
Статья 56. Разъяснение понятия «прокурор».
Под понятием «прокурор» в статье 8, части четвертой статьи 9, частях первой, второй, третьей статьи 12, части первой статьи 20, статьях 34,35, 36,44,45, частях первой, четвертой и шестой статьи 46, части первой статьи 461, части первой статьи 47, статьях 48,49, 50, 50-1, части пятой статьи 52 и статье 55 настоящего Закона следует понимать: Генеральный прокурор Украины и его заместители, подчиненные прокуроры и их заместители, старшие помощники и помощники прокурора, начальники управлений и отделов, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
(Статья 56 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №3662-12 от 26.11.93)