Проверка тИЦ и PR
Top Panel


Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине"

Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине"
Государственной Налоговой Службе Украины (ГНСУ) - является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Украины о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Украины в пределах компетенции налоговых органов.
ГНСУ является уполномоченным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ГНСУ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, органами исполнительной власти субъектов Украины, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

 Раздел 1. Основные положения.
   
Статья 1. Система органов государственной налоговой службы.
К системе органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах (далее — органы государственной налоговой службы).
В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее — налоговая милиция).
Государственная налоговая администрация Украины, в зависимости от количества плательщиков налогов и иных местных условий, может создавать межрайонные (на два и более районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции.
В Государственной налоговой инспекции Украины и государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создаются коллегии. Численность и состав коллегии Государственной налоговой администрации Украины утверждается Кабинетом Министров Украины, а коллегий государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — Государственной налоговой администрацией Украины. Коллегии являются совещательными органами и рассматривают важнейшие направления деятельности соответствующих государственных налоговых администраций.
Структура Государственной налоговой администрации Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.
(Статья 1 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 2. Задачи органов государственной налоговой службы.
Задачами органов государственной налоговой службы являются: осуществление контроля над соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством (далее — налоги, иные платежи);
внесение в установленном порядке предложений по усовершенствованию налогового законодательства;
принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;
формирование и ведение Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах;
разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов;
предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство в делах об административных правонарушениях.
(Статья 2 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 3. Законодательство, которым руководствуются органы государственной налоговой службы.
Органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховного Совета Автономной Республики Крым и Совета Министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, изданными в пределах их полномочий.
(Статья 3 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 4. Подчиненность органов налоговой службы и их взаимодействие с другими органами.
Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти.
Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются Государственной налоговой инспекции Украины. Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции подчиняются соответствующим государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Органы государственной налоговой службы Украины координируют свою деятельность с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственными таможенной и контрольно-ревизионной службами, другими контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.
(Статья 4 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 5. Назначение руководителей органов государственной налоговой службы.
Государственную налоговую службу Украины возглавляет Председатель Государственной налоговой администрации Украины, которого назначает на должность и освобождает с должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Заместители Председателя Государственной налоговой администрации Украины назначаются на должность и освобождаются с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины. Количество заместителей Председателя Государственной налоговой администрации Украины определяется Кабинетом Министров Украины.
Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют председатели, которые назначаются на должность и освобождаются с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.
Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются с должности Председателем Государственной налоговой администрации Украины по представлению председателей соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Начальники управлений налоговой милиции назначаются Председателем Государственной налоговой администрации Украины.
(Статья 5 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 6. Финансирование органов государственной налоговой службы.
Расходы на содержание органов государственной налоговой службы определяются Кабинетом Министров Украины и финансируются из государственного бюджета.
(Часть вторая статьи 6 утратила силу на основании Закона № 783-XIVот 30.06.99)
Органы государственной налоговой службы направляют на развитие материально-технической базы 30 процентов доначисленных и взысканных по результатам документальных проверок сумм налогов, иных платежей и сборов, финансовых санкций (за вычетом сумм, возвращаемых плательщикам по их искам в органы государственной налоговой службы на основании решений суда или арбитражного суда и в других случаях, предусмотренных законодательством). Порядок использования указанных средств определяется Министерством финансов Украины.
(Статья 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 7. Статус органов государственной налоговой службы.
Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, соответствующие бланки, счета в учреждениях банков.
(Статья 7 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)

 Раздел 2. Функции органов государственной налоговой службы.
   
Статья 8. Функции Государственной налоговой администрации Украины.
Государственная налоговая администрация Украины осуществляет следующие функции:
1) выполняет непосредственно, а также организует работу государственных налоговых администраций и государственных налоговых инспекций, связанных с:
(Абзац первый пункта 1 статьи 8 в редакции Закона № 2322-1У от 12.01.2005)
Осуществлением контроля над своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), контроля над валютными операциями, контроля над соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке, а также контроля над наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензий на ведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов;
показателей и налогового законодательства на поступление налогов, иных платежей, разрабатывает предложения относительно их увеличения и уменьшения потерь бюджета;
15) обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу и организует работу, связанную с осуществлением контроля над наличием этих марок на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий при их транспортировке, хранении и реализации;
15') организует работу, связанную с осуществлением контроля над соблюдением субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю табачными изделиями, максимальных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких изделий;
(Статья 8 дополнена пунктом 15' в соответствии с Законом № 849-IV от 22:05.2003)
16) вносит в установленном порядке предложения по усовершенствованию налогового законодательства;
17) организует в пределах своих полномочий работу по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной налоговой службы.
(Статья 8 изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 203/96-ВР от 16.05.96, в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 9. Функции государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и государственных налоговых инспекций в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя).
Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) выполняют функции, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона кроме функций, указанных в пунктах 2,3,8,11,12,13,16, а также пункте 15 данной статьи в части обеспечения изготовления марок акцизного сбора.
В случае, когда указанные в части первой данной статьи органы государственной налоговой службы непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, иных платежей, они выполняют в отношении таких плательщиков те же функции, что и государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции.
(Статья 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 203/96-ВР от 16.05.96, в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 10. Функции государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций.
Государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции исполняют следующие функции:
1) осуществляют контроль над своевременностью, достоверностью,
полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);
(Пункт 1 статьи 10 в редакции Закона № 2322-1У от 12.01.2005)
2) обеспечивают учет плательщиков налогов, иных платежей, правильность исчисления и своевременность поступления таких налогов, платежей, а также осуществляют регистрацию физических лиц — плательщиков налогов и иных обязательных платежей;
3) контролируют своевременность предоставления плательщиками налогов бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением налогов, иных платежей, а также проверяют достоверность таких документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов, иных платежей;
4) осуществляют в пределах своих полномочий контроль над законностью валютных операций, соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке, при наличии свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий на ведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, с последующей передачей материалов о выявленных нарушениях органам, выдающим такие документы, при наличии торговых патентов;
(Пункт 4 статьи 10 в редакции Закона № 2322-1Уот 12.01.2005)
5) ведут учет векселей, выдаваемых субъектами предпринимательской деятельности при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях, и ежемесячно предоставляют информацию об этом местным органам государственной статистики; осуществляют контроль над погашением векселей; выдают субъектам предпринимательской деятельности разрешения на отсрочку оплаты (погашения) векселей по указаным операциям; 6) обеспечивают применение и своевременное взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Украины за нарушения налогового законодательства, а также взыскание административных штрафов за нарушения налогового законодательства, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;
7) анализируют причины и оценивают данные о фактах нарушений налогового законодательства;
8) проводят проверки фактов сокрытия и занижения сумм налогов и сборов (обязательных платежей) в порядке, установленном настоящим Законом и другими законами Украины;
(Пункт 8 статьи 10 в редакции Закона № 2322-1Уот 12.01.2005)
9) по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводят проверки своевременности представления и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей, в порядке, установленном законом;
(Пункт 9 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2322-1Уот 12.01.2005)
10) передают соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;
11) подают в суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в других случаях — средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества;
(Пункт 11 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 762-1Уот 15.05.2003)
12) проводят работу, связанную с выявлением, учетом, оценкой и реализацией в установленном законом порядке бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов и конфискованного имущества;
13) контролируют соблюдение исполнительными комитетами сельских и поселковых советов порядка приема и учета налогов, иных платежей от плательщиков налогов, своевременность и полноту перечисления этих сумм в бюджет;
14) рассматривают обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения и, в пределах своих полномочий, по вопросам валютного контроля, а также жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций, в порядке, установленном законом, осуществляют апелляционные процедуры согласования налоговых обязательств;
(Пункт 14 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2322-1Уот 12.01.2005)
15) предоставляют соответствующим финансовым органам и органам Государственного казначейства Украины отчет о поступлениях налогов, иных платежей;
16) осуществляют контроль над наличием марок акцизного сбора на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий при их транспортировке, хранении и реализации;
161) осуществляют контроль над соблюдением субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю табачными изделиями, максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких табачных изделий;
(Статья 10 дополнена пунктом 16' в соответствии с Законом Л& 849-1У от 22.05.2003)
1.7) предоставлять соответствующие ответы на запросы плательщиков налогов с соблюдением требований, установленных Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и другими законами Украины;
(Пункт 17 статьи 10 в редакции Закона № 2322-1У от 12.01.2005)
18) выполняют функции, предусмотренные пунктом 17 статьи 8, а также другие функции, связанные с осуществлением соответствующими подразделениями налоговой милиции полномочий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.
(Статья 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 203/96-ВР от 16.05.96, в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)

 Раздел 3. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы.
   
Статья 11. Права органов государственной налоговой службы.
Органы государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины, имеют право:
1) осуществлять документальные невыездные проверки (на основании представленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их представления), а также плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства юридическими лицами, их филиалами, отделениями, прочими обособленными подразделениями, имеющими статус юридического лица, а также физическими лицами, имеющими статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющими такого статуса, на которых в соответствии с законами Украины возложены обязанности удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), кроме Национального банка Украины и его учреждений (далее — плательщики налогов);
2) осуществлять контроль над:
соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке;
наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности лицензий на ведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, с последующей передачей материалов о выявленных нарушениях органам, выдавшим документы, торговых патентов;
3) получать у плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов) пояснения по вопросам, возникающим при проверках и касающимся реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных настоящим и другими законами Украины; проверять при проведении проверок у физических лиц документы, удостоверяющие личность;
4) приглашать плательщиков налогов или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) такими плательщиками налогов. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются не позднее, чем за десять рабочих дней до дня приглашения рекомендованными письмами, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается плательщик налогов (должностное лицо плательщика налогов);
5) получать бесплатно от плательщика налогов, а также от учреждений Национального банка Украины и коммерческих банков в порядке, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности», справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — об объемах средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности;
6) получать бесплатно необходимые сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) от плательщиков налогов, а также Национального банка Украины и его учреждений — о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов и сборов (обязательных платежей), от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию субъектов, а также выдавать лицензии на ведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, — о выдаче таких свидетельств о государственной регистрации и лицензий субъектам хозяйственной деятельности, от органов внутренних дел — о гражданах, прибывших на проживание в соответствующий населенный пункт или выбывших из него, от органов регистрации актов гражданского состояния — об умерших гражданах;
7) получать бесплатно от таможенных органов ежемесячно отчетные данные о ввозе на таможенную территорию Украины импортных товаров и взимании при этом налогов и сборов (обязательных платежей) и информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и нерезидентами, по форме, согласованной с Государственной налоговой администрацией Украины, и от органов статистики — данные, необходимые для использования их в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
8) требовать от плательщиков налогов, деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового законодательства, контролировать выполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы, а также прекращения действий, препятствующих осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;
9) при проведении проверок изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и и бухгалтерских документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей), а при проведении ареста активов плательщика налогов на основании решения суда — изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи, скрепляемой подписями представителя органа государственной налоговой службы и плательщика налогов, и оставлением копий таких документов плательщику налогов. Запрещается изъятие у субъектов хозяйственной деятельности документов, не подтверждающих фактов нарушения законов Украины о налогообложении;
10) предоставлять отсрочку и рассрочку налоговых обязательств, решать вопросы о налоговом компромиссе, а также принимать решения о списании безнадежного долга в порядке, предусмотренном законом;
применять к плательщикам налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимки, пени в случаях, порядке и размерах, установленных законами Украины.
(Пункт 11 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2505-1Уот 25.03.2005)
12) применять к плательщикам налогов, которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках, а также к учреждениями банков, не представившим соответствующим органам государственной налоговой службы в установленный законом срок уведомления о закрытии счетов плательщиков налогов или начали осуществление расходных операций по счету плательщика налогов до получения уведомления соответствующего органа государственной налоговой службы о взятии счета на учет в органах государственной налоговой службы, финансовые (штрафные) санкции в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
13) за несвоевременное исполнение учреждениями банков и другими финансово-кредитными учреждениями решений суда и поручений плательщиков налогов об уплате налогов и сборов (обязательных платежей) взыскивать с учреждений банков и других финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки (включая день уплаты) в порядке и размерах, установленных законами Украины относительно таких видов платежей;
14) пользоваться по служебным делам средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениями и организациям, с разрешения их руководителей;
15) требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, проверяемых в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций или при проведении административного ареста активов — обратиться в суд для содействия в проведении таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится проверка, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины;
16) предоставлять информацию из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и иных обязательных платежей другим органам государственной власти согласно закону;
17) обращаться в предусмотренных законом случаях в судебные органы с заявлением (исковым заявлением) об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Права, предусмотренные пунктами 1-9, 14 и 15 части первой настоящей статьи, предоставляются должностным лицам органов государственной налоговой службы, а права, предусмотренные пунктами 10-13, 16 и 17,'-—председателям государственных налоговых администраций и начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям.
(Статья 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 203/96-ВР от 16.05.96, № 287/94-ВР от 14.12.94, № 297/95-ВР от 11.07.95, № 725/97-ВР от 16.12.97, № 25/98-ВР от 15.01.98; в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98; с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 784-Х1У от 30.06.99 — вступает в силу с -1 января 2000року, № 1987-Шот 21.09.2000, № 2181-111от 21.12.2000 — вступает в силу с 1 апреля 2001 г. № 2921-III от 10.01.2002, № 551-IV от 20.02.2003, № 762-Шот 15.05.2003, № 906-1У от05.06.2003; в редакции Закона № 2322-1У от 12.01.2005)
Статья 11-1. Основания и порядок проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).
Плановой выездной проверкой считается проверка плательщика налогов относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), предусмотренная в плане работы органа государственной налоговой службы и проводимая по месту нахождения такого плательщика налогов или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.
Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности плательщика налогов по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы не чаще одного раза в календарный год.
Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.
Право на проведение плановой выездной проверки плательщика налогов предоставляется только в том случае, когда ему не позднее чем за десять дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения.
Проведение плановых выездных проверок осуществляется органами государственной налоговой службы одновременно с другими органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль над начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей). Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль над начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), определяется Кабинетом Министров Украины.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, не предусмотренная в планах работы органа государственной налоговой службы и проводимая при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) по результатам проверок других плательщиков налогов выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;
2) плательщиком налогов не предоставлена в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их предоставление предусмотрено законом;
3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, представленной плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;
4) плательщик налогов подал в установленном порядке жалобу о нарушениях законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы при проведении плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;
5) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснений их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;
6) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия;
7) относительно плательщика налогов (должностного лица плательщика налогов) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем имеется необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого плательщика налогов;
8) в случае когда вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля над достоверностью заключений нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности плательщика налогов или заключения акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и выявил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Внеплановая выездная проверка в этом случае может инициироваться вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, проводивших плановую или внеплановую выездную проверку указанного плательщика налогов, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;
9) плательщиком представлена декларация с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен.
(Часть шестая статьи 11' дополнена пунктом 9 в соответствии с Законом № 2505-1Уот 25.03.2005)
Внеплановыми проверками считаются также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных законами Украины «О применении регистраторов расчетных кассовых операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», а в других случаях—по решению суда.
(Статья IV дополнена частью седьмой в соответствии с Законом № 2505-1Уот 25.03.2005)
Внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда. Орган государственной налоговой службы, инициирующий проведение внеплановой выездной проверки, подает в суд письменное обоснование оснований такой проверки и даты ее начала и окончания, состав лиц, которые будут проводить такую проверку, документы, которые в соответствии с частью шестой данной статьи, свидетельствуют о возникновении оснований для проведения такой проверки, информацию о виде и количестве проверок, проведенных органами государственной налоговой службы в отношении субъекта хозяйственной деятельности, и результатах таких проверок за предыдущие три года, а также по требованию суда—другие сведения. В рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки имеют право принимать участие представители субъекта хозяйственной деятельности. Уведомление о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки направляется не позднее чем за три рабочих дня до даты такого рассмотрения.
Внеплановая выездная проверка осуществляется на основании возникновения обстоятельств, изложенных в данной статье, по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом.
(Часть восьмая статьи 11' в редакции Закона № 2505-1У от 25.03.2005)
Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней.
(Часть девятая статьи IV с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2505-1Уот 25.03.2005)
Продолжительность внеплановой выездной проверки не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.
(Часть десятая статьи 11' с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2505-1У от 25.03.2005)
Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно на срок не более 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.
(Часть одиннадцатая десятая статьи 11' с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2505-1У от 25.03.2005)
Продление сроков проведения внеплановой выездной проверки возможно на срок не более 5 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней.
(Часть двенадцатая десятая статьи 11' с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2505-1Уот 25.03.2005)
Ограничения в основаниях проведения проверок плательщиков налогов, определенные настоящим Законом, не распространяются на проверки, проводимые по обращению такого плательщика налогов, или проверки, проводимые после возбуждения уголовного дела против проверяемого плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов), в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, проводимых органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов), находящихся в их производстве.
Проверки плательщиков налогов органами налоговой милиции проводятся в порядке, установленном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом Украины, другими законами Украины.
(Закон дополнен статьей 11' в соответствии с Законом № 2322-1У от 12.01.2005)
Статья 11-2. Условия допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению плановых и внеплановых выездных проверок.
Должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению плановой или внеплановой выездной проверки при наличии оснований для их проведения, определенных настоящим и другими законами Украины, и при условии предоставления плательщику налогов под расписку:
1) направления на проверку, в котором указываются дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленной печатью органа государственной налоговой службы;
2) копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.
(Часть первая пункта 2 статьи И2 в редакции Закона № 2505-1У от 25.03.2005)
Непредоставление таких документов плательщику налогов или их предоставление с нарушением требований, установленных частью первой данной статьи, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.
Проведение проверок органами государственной налоговой службы не Должно нарушать нормального режима работы плательщиков налогов.
В случае причинения ущерба следствие нарушения работниками органов государственной налоговой службы прав плательщиков налогов, установленных настоящим и другими законами Украины, а также требований к проведению проверок плательщик налогов может обратиться в суд с заявлением о возмещении материального и морального ущерба. При этом субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Возмещение ущерба осуществляется в соответствии с законом. Работники органов государственной налоговой службы несут материальную ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями или бездействием, в пределах, установленных законом.
(Закон дополнен статьей П2 в соответствии с Законом № 2322-1У от 12.01.2005)
Статья 12. Отмена решений органов государственной налоговой службы.
Государственная налоговая администрация Украины имеет право отменять решения других органов государственной налоговой службы, а государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) — решения нижестоящих государственных налоговых инспекций в случае их несоответствия актам законодательства. Такой порядок не применяется относительно решений налоговой милиции.
(Статья 12 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 13. Обязанности и ответственность должностных лиц органов государственной налоговой службы.
Должностные лица органов государственной налоговой службы обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины, прочие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций, обеспечивать выполнений возложенных на органы государственной налоговой службы функций и в полной мере использовать предоставленные им права.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами органов государственной налоговой службы своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Убытки, причиненные неправомерными действиями должностных лиц органов государственной налоговой службы, подлежат возмещению за счет средств государственного бюджета.
Должностные лица органов государственной налоговой службы обязаны хранить коммерческую и служебную тайну.
(Статья 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 14. Обжалование решений и действий органов государственной налоговой службы должностных лиц.
Решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
(Статья 14 в редакции Закона № 83/98-ВР от 05.02.98)
 
  Раздел 4. Должностные лица органов государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита.
   
Статья 15. Должностные лица органов государственной налоговой службы.
Должностным лицом органа государственной налоговой службы может быть лицо, имеющее образование по специальности и соответствующее квалификационным требованиям, установленным Государственной налоговой администрацией Украины.
(Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
В случае принятия на работу должностному лицу может быть установлен испытательный срок от шести месяцев до одного года.
На работу в органы государственной налоговой службы не могут быть приняты лица, осужденные за совершение корыстных преступлений.
Должностные лица органов государственной налоговой службы не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях (кроме научной и преподавательской деятельности).
Должностные лица органов государственной налоговой службы подлежат аттестации. Порядок аттестации определяется Государственной налоговой администрацией Украины.
(Часть пятая статьи 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
Должностным лицам органов государственной налоговой службы присваиваются специальные звания:
- Главный государственный советник налоговой службы,
- государственный советник налоговой службы I ранга,
- государственный советник налоговой службы II ранга,
- государственный советник налоговой службы III ранга,
- советник налоговой службы I ранга,
- советник налоговой службы II ранга,
- советник налоговой службы III ранга,
- инспектор налоговой службы I ранга,
- инспектор налоговой службы II ранга,
- инспектор налоговой службы III ранга.
Положение о специальных званиях и порядке их присвоения, размер надбавок за звания утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Должностным лицам и работникам органов государственной налоговой службы выдается служебное удостоверение, образец которого утверждает Государственная налоговая администрация Украины.
(Статья 15 дополнена частью восьмой в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
Возложение на должностных лиц органов государственной налоговой службы обязанностей, не предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства Украины, запрещается.
(Статья 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 16. Защита личных и имущественных прав должностных лиц органов государственной налоговой службы.
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества должностных лиц органов государственной налоговой службы и членов их семей от преступных посягательств и прочих противоправных действий.
Невыполнение законных требований должностного лица органа государственной налоговой службы, его оскорбление, угроза убийства, насилия, уничтожения имущества и насильственные действия в отношении должностного лица органа государственной налоговой службы, а также умышленное уничтожение или повреждение его имущества и прочие противоправные действия влекут за собой установленную законом ответственность.
(Статья 16 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 17. Возмещение государством вреда, причиненного должностному лицу органа государственной налоговой службы.
В случае гибели должностного лица органа государственной налоговой службы в связи с выполнением служебных обязанностей семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единоразовое пособие в размере десятилетней заработной платы погибшего по последней должности, занимаемой им, за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
В случае причинения должностному лицу органа государственной налоговой службы тяжких телесных повреждений при выполнении им служебных обязанностей, препятствующих в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единоразовое пособие в размере пятилетней заработной платы по его последней должности за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
В случае причинения должностному лицу органа государственной налоговой службы менее тяжких телесных повреждений при выполнении им служебных обязанностей ему выплачивается единоразовое пособие в размере однолетней заработной платы по его последней должности за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Решение о выплате единоразового пособия принимается начальником органа государственной налоговой службы по месту работы потерпевшего на основании обвинительного приговора суда или постановления следственных органов или прокурора о закрытии уголовного дела по нереабилитиру-ющим основаниям или о прекращении предварительного следствия.
Вред, причиненный имуществу должностного лица органа государственной налоговой службы или членов его семьи в связи с выполнением им своих обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Возмещение вреда, причиненного имуществу должностного лица органа Государственной налоговой службы или членов его семьи, проводится на основании решения или приговора суда.
Для учета фактических расходов, связанных с выплатой сумм едино-разового пособия и возмещением вреда, причиненного имуществу должностного лица органа государственной налоговой службы или членов его семьи, для органов государственной налоговой службы в учреждениях банков открываются специальные счета.
(Статья 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом ЛЬ 83/98-ВР от 05.02.98)
Статья 18. Обязательное государственное личное страхование должностных лиц органов государственной налоговой службы.
Должностные лица органов государственной налоговой службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств государственного бюджета на случай гибели или смерти на сумму десятилетней заработной платы по их последней должности, а в случае ранения, контузии, травмы или увечья, заболевания или инвалидности, произошедших в связи с выполнением служебных обязанностей, — в размере от шестимесячной до пятилетней заработной платы по их последней должности (в зависимости от степени потери трудоспособности).
Порядок и условия страхования должностных лиц органов государственной налоговой службы устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
(Статья 18 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)

 Раздел 5. Налоговая милиция.
   
Статья 19. Налоговая милиция и ее задачи.
Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.
Задачами налоговой милиции являются:
предотвращение преступлений и прочих правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и производство в делах об административных правонарушениях;
розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, иных платежей;
предотвращение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;
обеспечение безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.
Статья 20. Структура налоговой милиции.
В состав налоговой милиции входят:
Главное управление налоговой милиции, Следственное управление налоговой милиции, Управление по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;
управление налоговой милиции, следственные отделы налоговой милиции, отделы по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;
отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций.
В составе налоговой милиции действуют специальное структурное подразделение, которое проводит работу по борьбе с незаконным оборотом алкогольных напитков и табачных изделий.
(Статья 20 дополнена частью второй в соответствии с Законом № 1685-Ш от 20.04.2000)
Налоговую милицию возглавляет начальник налоговой милиции — Первый заместитель Председателя Государственной налоговой администрации Украины.
Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции — первые заместители председателей соответствующих государственных налоговых администраций.
Статья 21. Полномочия налоговой милиции.
Налоговая милиция в соответствии с возложенными не нее задачами:
1) принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенные к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает относительно их предусмотренные законом решения;
2) осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и досудебное (предварительное) следствие в пределах своей компетенции, принимает меры по возмещению причиненных государству убытков;
3) выявляет причины и условия, содействовавшие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры по их ликвидации;
4) обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с выполнением ими служебных обязанностей;
5) предотвращает коррупцию и прочие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;
6) собирает, анализирует, обобщает информацию о нарушениях налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.
Лицо начальствующего состава налоговой милиции независимо от занимаемой им должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе личной или общественной безопасности или в случае непосредственного выявления такой угрозы должно принять меры по предотвращению правонарушения и его прекращению, спасению людей, оказанию помощи лицам, в ней нуждающимся, установлению и задержанию лиц, осуществивших правонарушение, охране места события и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.
Статья 22. Права налоговой милиции.
Должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные пунктом 1, частью первой пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 11 настоящего Закона, а также пунктами 1-4, абзацами вторым, третьим, шестым пункта 5, пунктами 6-12,14, подпунктами «а» и «б» пункта 15 (с учетом положений настоящего Закона, других законов по вопросам налогообложения), пунктом 16 с соблюдением правил проведения налоговых проверок, установленных законодательством, пунктами 17, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 30 статьи 11, статьями 12-151 Закона Украины «О милиции».
На налоговую милицию распространяются требования, установленные статьями 3 и 5 Закона Украины «О милиции».
(Статья 22 дополнена частью второй в соответствии с Законом № 2322-1Г от 12.01.2005)
(Статья 22 в редакции Закона № 2181-III от 21.12.2000 — вступает в силу с 1 апреля 2001 года)
Статья 23. Прием на службу в налоговую милицию.
На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на налоговую милицию.
Граждане Украины, впервые зачисляемые на службу в налоговую милицию на должности начальствующего состава, принимают присягу следующего содержания:
«Я, (фамилии, имя, отчество), поступая на службу в налоговую милицию* присягаю на верность Украинскому народу. Присягаю соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать права человека и гражданина, добросовестно выполнять свои обязанности. Присягаю быть честным и мужественным, бдительно стоять на страже экономических интересов Отчизны, строго хранить государственную и служеб^ ную тайну. Если я нарушу присягу, готов нести ответственность, установленную законодательством Украины».
Лицо начальствующего состава налоговой милиции подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле.
Статья 24. Служба в налоговой милиции.
Лица начальствующего состава налоговой милиции проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.
Лица, принятые на службу в налоговую милицию, в том числе слушатели и курсанты учебных заведений по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции, состоящие на воинском учете военнообязанных, на время службы снимаются с него и состоят в кадрах налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины.
(Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 1014-У от 11.05.2007)
Обучение в учебных заведениях Государственной налоговой администрации Украины по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции после получения специального образования приравнивается к прохождению срочной воинской службы.
Лицам, принятым на службу в налоговую милицию на должности начальствующего состава, присваиваются следующие специальные звания:
Высший начальствующий состав:
- генерал-лейтенант налоговой милиции,
- генерал-майор налоговой милиции.
Старший начальствующий состав:
- полковник налоговой милиции,
- подполковник налоговой милиции,
- майор налоговой милиции.
Средний начальствующий состав:
- капитан налоговой милиции,
- старший лейтенант налоговой милиции,
- лейтенант налоговой милиции.
Младший начальствующий состав:
- старший прапорщик налоговой милиции,
- прапорщик налоговой милиции.
Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего состава налоговой милиции определяется Государственной налоговой администрацией Украины.
Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава налоговой милиции присваиваются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Специальные звания высшего начальствующего состава налоговой милиции в соответствии с Конституцией Украины присваивает Президент Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.
Лица начальствующего состава налоговой милиции имеют форменную одежду и знаки различия и обеспечиваются ими бесплатно.
Описание и образцы форменной одежды, знаков отличия начальствующего состава налоговой милиции утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 25. Ответственность должностных и служебных лиц налоговой милиции.
Должностное или служебное лицо налоговой милиции в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и другими законами, самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездействие дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел или иную, предусмотренную законодательством, ответственность.
При нарушении должностным или служебным лицом налоговой милиции прав и законных интересов гражданина соответствующий орган государственной налоговой службы обязан принять меры по восстановлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков, по требованию гражданина публично извиниться.
Должностное или служебное лицо налоговой милиции, выполняющее свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственности за причиненные убытки. Такие убытки компенсируются за счет государства.
Должностное или служебное лицо налоговой милиции, нарушившее требования закона или ненадлежащим образом выполняющее свои обязанности, несет ответственность в установленном порядке.
Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суде или прокуратуре.
Статья 26. Правовая и социальная защита лиц начальствующего состава налоговой милиции.
Государство гарантирует правовую и социальную защиту лиц начальствующего состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные статьями 20-23 Закона Украины «О милиции».
Статья 27. Материальное и социально-бытовое обеспечение лиц начальствующего состава налоговой милиции.
Формы и размеры материального обеспечения лиц начальствующего состава налоговой милиции, включая денежное содержание, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Пенсионное обеспечение лиц начальствующего состава налоговой милиции и налогообложение их доходов осуществляются в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.
(Закон дополнен разделом V в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)