Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "О беженцах"

Закон Украины "О беженцах"
Этот Закон определяет правовой статус беженца в Украине, порядок предоставления, потери и лишение статуса беженца, устанавливает государственные гарантии защиты беженцев.
С изменениями, внесенными согласно закону N 662-IV от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 27, ст.209 N 2601-IV от 31.05.2005, ВВР, 2005, N 25, ст.336)

 

 Раздел 1. Общие положения.
    
Статья 1. Определение терминов.
В этом Законе термины употребляются в таком значении:
беженец — лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие целиком обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предшествующего постоянного проживания, не может или не желает возвратиться к ней вследствие указанных опасений;
страна гражданской принадлежности — страна, гражданином (поданным) которой лицо является. При условии, если лицо имеет свыше одного гражданства, она не считается таковым, что не имеет защиты страны своей гражданской принадлежности, если без любой уважительной причины, которая вытекает из обоснованных опасений, оно не воспользовалось защитой одной из стран, гражданином (поданным) которой оно является;
страна постоянного проживания лица без гражданства — страна, в которой лицо без гражданства постоянно проживало до прибытия в Украину;
страна происхождения беженца — страна гражданской принадлежности для иностранца или страна постоянного проживания для лица без гражданства, относительно которых у таких лиц существуют обоснованные опасения стать жертвами преследований за признаками, определенными в абзаце второму статьи 1 этого Закона;
третья безопасная страна — страна, в которой лицо находилось до прибытия в Украину, за исключением случаев транзитного проезда через территорию такой страны, и могло обратиться с ходатайством о признании беженцем или получение убежища, поскольку такая страна:
    придерживается международных стандартов из прав человека в сфере убежища, которые установленные международно-правовыми актами универсального и регионального характера, включая нормы о запрете пытки, нечеловеческого или такого, что унижает достоинство, обращение или наказание;
    придерживается международных принципов относительно защиты беженцев, которые предусмотренные Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протокола о статусе беженцев 1967 года, учитывая принцип невысылки;
    имеет национальное законодательство в сфере убежища и беженцев, и ее соответствующие государственные органы определяют статус беженца и предоставляют убежище;
    обеспечит лицу эффективную защиту против высылки и возможность обращаться за убежищем и пользоваться им;
    соглашается принять лицо и обеспечить ему доступ к процедуре определения статуса беженца или предоставление убежища;
члены семьи беженца — муж (жена), дети, которым не исполнилось восемнадцать лет, нетрудоспособные родители и прочие лица, которые находятся под опекой или попечительством беженца;
законные представители несовершеннолетнего лица, которое не достигло восемнадцати лет, — родители, усыновители, дед или бабка, совершеннолетние брат или сестра, опекуны или попечители, назначенные таковыми до прибытия в Украину, другие совершеннолетние лица, которые до прибытия в Украину добровольно или в силу обычая страны происхождения беженца взяли на себя ответственность за воспитание детей;
законные представители ребенка, разведенной с семьей, — орган опеки и попечительства, отцы-воспитатели, опекуны или попечители, назначенные соответственно законодательству Украины, представитель детского дома или школы-интерната, другого детского учреждения, где ребенок находится на воспитании;
ребенок, разведенный с семьей, — лицо возрастом до восемнадцати лет, которое прибывает или прибыла на территорию Украины без сопровождения родителей или одного из них, деда или бабки, совершеннолетних брата или сестры, или опекуна или попечителя, назначенных соответственно законодательству страны происхождение беженцев, или других совершеннолетних лиц, которые до прибытия в Украину добровольно в или силу обычая страны происхождения беженца взяли на себя ответственность за воспитание ребенка;
законные представители недееспособного лица — опекуны;
удостоверение беженца — паспортный документ, который заверяет личность его собственника и подтверждает факт предоставления нему в Украине статуса беженца и действителен для реализации прав и выполнения обязанностей, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины;
пункт временного размещения беженцев — место временного размещения лиц, которые подало заявление о предоставлении статуса беженца, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца и которым предоставлен в Украине статус беженца;
идентификация личности — мероприятия, связанные с установлением органами исполнительной власти личности заявителя, который обратился с заявлением о предоставлении ему статуса беженца в Украине и не имеет документов, которые заверяют его личность, или такие документы поддельные или фальшивые;
справка о представлении лицом заявления о предоставлении ему статуса беженца — документ, который удостоверяет законность пребывания лица на территории Украины на период действия справки и действителен для реализации прав и выполнения обязанностей, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины;
справка о лице, относительно которого приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления ему статуса беженца — документ, который удостоверяет законность пребывания лица на территории Украины на период действия справки и действителен для реализации прав и выполнения обязанностей, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины;
справка о принятии жалобы к рассмотрению — документ, который удостоверяет законность пребывания лица на территории Украины на период рассмотрения жалобы об отказе в принятии заявления о предоставлении статуса беженца или об отказе в оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца в Украине и действителен для реализации прав и выполнения обязанностей, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины;
справка об обращении в суд — документ, который удостоверяет законность пребывания лица на территории Украины на период обжалования в судебном порядке решений об отказе в принятии заявления о предоставлении статуса беженца, об отказе в оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, об отказе в предоставлении статуса беженца, о потере статуса беженца, о лишении статуса беженца и действителен для реализации прав и выполнения обязанностей, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины.

 

Статья 2. Законодательство о беженцах.
Вопросы, связанные с беженцами, регулируются Конституцией Украины, настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые помещаются в этом Законе, применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Запрет высылки или принудительного возвращения беженца в страну, из которой он прибыл и где его жизни или свободе угрожает опасность.
Беженец не может быть выслан или принудительно возвращенный в страны, где его жизни или свободе угрожает опасность через его расу, вероисповедание (религию), национальность, гражданство (подданство), принадлежность к определенной социальной группе или политические убеждения.
Беженец не может быть выслан или принудительно возвращенный в страны, где он может испытать истязания и другие жестокие, нечеловеческие или такие, что унижают достоинство, виды обращения и я, или из которой он может быть выслан или принудительно возвращен в страны, где его жизни или свободе угрожает опасность из-за его расы, религии, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группы или политические убеждения.
Действие этой статьи не распространяется на беженца, осужденного в Украине за совершение тяжкого преступления.

 

Статья 4. Содействие сохранению единства семей беженцев.
Украина оказывает содействие сохранению единства семей беженцев.
Члены семьи лица, которому предоставлен в Украине статус беженца, имеют право с целью воссоединения семьи въехать в Украину и получить статус беженца, из-за отсутствия условий, предусмотренных абзацами вторым — четвертым статьи 10 этого Закона.
Беженцы имеют право с целью воссоединения семьи свободно оставить территорию Украины.

 

Раздел 2. Полномочия органов исполнительной власти, которые решают вопросы о предоставлении, потере и лешении статуса беженца.
    
Статья 5. Полномочие Кабинета Министров Украины.
Кабинет Министров Украины:
    определяет в проекте Государственного бюджета Украины объемы финансирования мероприятий, которые осуществляются на выполнение этого Закона;
    утверждает положение об удостоверении беженца, о проездном документе беженца для выезда за границу и прочие необходимые документы;
    утверждает порядок трудоустройства, обучения, предоставления медпомощи лицам, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, порядок выплаты лицам, которым предоставлен статус беженцев, денежной помощи, пенсии, других видов социального обеспечения;
    устанавливает порядок выдачи въездных виз членам семьи лиц, которым предоставлен в Украине статус беженцев.

 

Статья 6. Полномочие специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам миграции.
К компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам миграции относится:
    принятие решений о предоставлении, потере и лишении статуса беженца;
    координация взаимодействия других органов исполнительной власти по вопросам, которые касаются беженцев;
    разработка и утверждение образцов справок о представлении лицом заявления о предоставлении статуса беженца, о лице, относительно которого приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления ему статуса беженца, о принятии жалобы к рассмотрению, об обращении в суд и перечня документов и их образцов, необходимых для решения вопроса о предоставлении, потерю и лишение статуса беженца;
    рассмотрение жалоб на решение органов миграционной службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе об отказе в принятии заявления о предоставлении статуса беженца и об отказе в оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца и отмена этих решений, если они были принятому с нарушением законодательства о беженцах;
    выдача справок о принятии жалобы к рассмотрению и об обращении в суд;
    ведение централизованного учета и создания централизованной информационной системы о лицах, которые подало заявления о предоставлении статуса беженцев;
    сбор и анализ информации относительно наличия в странах происхождения беженцев условий, указанных в абзаце втором статьи 1 этого Закона;
    создание и содержание пунктов временного размещения беженцев;
    подготовка к рассмотрению Кабинетом Министров Украины предложений об определении объемов финансирования мероприятий, которые осуществляются на выполнение этого Закона;
    контроль за выполнением этого Закона.

 

Статья 7. Полномочие органов миграционной службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Органы миграционной службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти по делам миграции.
К компетенции органов относится:
— принятие заявлений от иностранцев и лиц без гражданства о предоставлении им статуса беженца в порядке, предусмотренном этим Законом;
    содействие в устройстве в соответствующие детские учреждения или семьи детей, разведенных с семьей;
    содействие детям, разведенным с семьей, в поиске родителей или других законных представителей несовершеннолетнего лица;
    принятие решений об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления, потери или лишение статуса беженца;
    рассмотрение заявлений о предоставлении статуса беженца и подготовка письменного вывода относительно предоставления или отказа в предоставлении статуса беженца;
    выдача справок о представлении лицом заявления о предоставлении ему статуса беженца; о лице, относительно которого приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления ему статуса беженца; об обращении в суд;
    выдача удостоверений и проездных документов для выезда за границу лицам, которым предоставлен статус беженца;
    перерегистрация лиц, которым предоставлен статус беженца;
    определение мест для временного проживания лиц, которые подало заявления о предоставлении статуса беженца, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления им статуса беженца, и направление их в пункты временного размещения беженцев;
    принятие решения о предоставлении денежной помощи лицам, которым предоставлен статус беженца;
    содействие в трудоустройстве лицам, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца и которым предоставлен такой статус;
    содействие в получении лицами, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления им статуса беженца и которым предоставлен статус беженца, социально-бытовых и медицинских услуг;
    ведение учета и личных дел лиц, которые обратились с заявлениями о предоставлении им статуса беженца, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца и которым предоставлен статус беженца;
    решение других вопросов, отнесенных законодательством к их компетенции.

 

Статья 8. Полномочие других органов исполнительной власти.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в делах охраны государственной границы организовывает принятие заявлений о предоставлении статуса беженца от лиц, задержанных за незаконное пересечение государственной границы или попытку такого пересечения с намерением получить статус беженца, и передает такие заявления в органы миграционной службы, а в случае обращения в него лиц, которые на законных основаниях прибыли в Украину с намерением получить статус беженца, разъясняет им порядок представления заявления о предоставлении статуса беженцев и информирует о местонахождении органов миграционной службы.
Служба безопасности Украины и ее органы на местах при обращении органов миграционной службы в границах своей компетенции принимают меры к выявлению среди лиц, которые подали заявления о предоставлении им статуса беженца, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, таких, которым статус беженца не предоставляется соответственно абзацам второго, третьего и четвертого статьи 10 этого Закона.
Министерство внутренних дел Украины и его органы на местах при обращении органов миграционной службы в границах своей компетенции принимают меры к выявлению среди лиц, которые подало заявления о предоставлении им статуса беженца, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, таких, которым статус беженца не предоставляется соответственно абзацам второго, третьего и четвертого статьи 10 этого Закона, к идентификации лиц, которые возбудили ходатайства о предоставлении им статуса беженца. В случае обращения в орган внутренних дел лиц, которые с намерением получить статус беженца незаконно пересекли государственная граница и находятся на территории Украины, этот орган принимает заявления о предоставлении статуса беженца и передает их в орган миграционной службы, а в случае обращения к нему лиц, которые находятся в Украине на законных основаниях и намерены получить статус беженца, разъясняет им порядок представления заявления о предоставлении статуса беженца и информирует о местонахождении органов миграционной службы.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства и регистрации физических лиц и его органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе регистрируют лица, которые подало заявления о предоставлении им статуса беженца, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления им статуса беженца, которым предоставлен такой статус и которые обжаловали решения относительно статуса беженца.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам работы и социальной политики, его органы на местах по возможности предоставляют лицам, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления им статуса беженца и которым предоставлен такой статус, помощь в трудоустройстве, обеспечивают назначение лицам, которым предоставлен статус беженца, денежной помощи, пенсии, других видов социального обеспечения.
Министерство иностранных дел Украины, дипломатические представительства и консульские учреждения Украины за границей принимают участие в подготовке документов и вносят в установленном порядке предложения Кабинета Министров Украины относительно заключения международных договоров по вопросам, связанным с защитой социальных, экономических и других прав и интересов беженцев, в том числе с компенсацией убытков, причиненных беженцам, затратами на их прием и обустройство; предоставляют специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти по делам миграции информацию о положении в странах происхождения беженцев; в случае необходимости принимают меры к воссоединению на территории Украины или вне ее границ семей лиц, которым предоставлен статус беженца, выдают въездные визы членам семьи лиц, которым предоставлен статус беженца в Украине; оказывают содействие добровольному возвращению беженцев в страну их происхождения или переселению в государства, которые соглашаются предоставить им приют. Министерство иностранных дел Украины осуществляет общий надзор за выполнением международных договоров, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, в сфере защиты беженцев.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации при обращении органов миграционной службы обеспечивают обязательное медицинское обследование, в случае необходимости — лечение лиц, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца и которым предоставлен такой статус.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации оказывают содействие удовлетворению образовательных потребностей лиц, относительно которых приняты решения об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца и которым предоставлен такой статус.
Органы опеки и попечительства есть законными представителями детей, разведенных с семьями. Они принимают меры для временного устройства в соответствующие детские учреждения или семьи детей, разведенных с семьями; установление опеки или попечительства над такими детьми; принимают участие в процедуре предоставления ребенку, разведенному с семьей, статуса беженца; оказывают содействие детям, разведенным с семьями, в реализации их прав.