Проверка тИЦ и PR
Top Panel


Закон Украины "О Жилищно-коммунальных услугах"

Закон Украины "О Жилищно-коммунальных услугах" - закон определяет основные принципы организационных, хозяйственных отношений, которые возникают в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также их права и обязанности.

 

Раздел 1. Общие положения.
    
Статья 1. Определение терминов.
1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:
жилищно-коммунальные услуги – результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, домах и сооружениях, комплексах домов и сооружений в соответствии с нормативами, нормами, стандартами, порядками и правилами;
авария – повреждение инженерных сетей, оборудования или конструктивных элементов сооружений, которое возникло по техногенным или природным причинам, которые препятствуют их последующей эксплуатации в соответствии техническим условиям;
балансодержатель дома, сооружения, жилищного комплекса или комплекса домов и сооружений (далее балансодержатель) – владелец или юридическое лицо, которое по договору с владельцем содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию по закону;
исполнитель – субъект ведения хозяйства, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю в соответствии с условиями договора;
производитель – субъект ведения хозяйства, который производит или создает жилищно-коммунальные услуги;
владелец помещения, дома, сооружения, жилищного комплекса или комплекса домов и сооружений (дальше владелец) – физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения помещением, домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений, зарегистрированное в установленном законом порядке;
внутридомовые системы – сети, арматура на них, приборы и оборудование, средства учета и регулирования потребления жилищно-коммунальных услуг, которые находятся в пределах дома, сооружения;
средство учета – прибор, техническое устройство для учета количественных и/или качественных показателей жилищно-коммунальной услуги, который имеет нормируемые метрологические характеристики;
количественный показатель жилищно-коммунальных услуг – единица измерения для вычисления объема полученной потребителем услуги, которая определена в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил в соответствии законодательства;
коммунальные услуги – результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, водоотводом, газо- и электроснабжением, отоплением, а также вывозом бытовых отходов в порядке, установленном законодательством;
непреодолимая сила – действие чрезвычайной ситуации техногенного, природного или экологического характера, которая делает невозможным предоставление соответствующей услуги в соответствии с условиями договора;
нормы потребления – количественные показатели потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные в соответствии с законодательством соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
потребитель – физическое или юридическое лицо, которое получает или намеревается получить жилищно-коммунальную услугу;
точка распределения – место передачи услуги от одного лица к другому, обустроенное средствами учета и регулирования;
управитель – лицо, которое по договору с владельцем или балансодержателем осуществляет управление домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений (далее управление домом) и обеспечивает его надлежащую эксплуатацию в соответствии с законом и условиями договора;
содержание домов и придомовых территорий – хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребности физического или юридического лица относительно обеспечения эксплуатации и/или ремонта жилых и нежилых помещений, домов и сооружений, комплексов домов и сооружений, а также содержания прилегающей к ним (придомовой) территории в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил в соответствии законодательства;
качество жилищно-коммунальной услуги – совокупность нормируемых характеристик жилищно-коммунальной услуги, которые определяют ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя в соответствии с законодательством.

Статья 2. Государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на таких принципах:
1) обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития населенных пунктов;
2) создание и поддержка конкурентной среды при выработке и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, обеспечения контроля в сфере деятельности природных монополий;
3) обеспечение функционирования предприятий, учреждений и организаций, которые производят, выполняют или/и предоставляют жилищно-коммунальные услуги, на условиях самофинансирования и достижения уровня экономически обоснованных расходов на их производство;
4) регулирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен этим Законом с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, природных особенностей соответствующего региона и технических возможностей;
5) обеспечение равных возможностей доступа к получению минимальных норм жилищно-коммунальных услуг для потребителей независимо от социального, имущественного состояния, возраста, места пребывания и формы собственности юридических лиц и тому подобное;
6) соблюдение установленных стандартов, нормативов, норм, порядков и правил относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг;
7) обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.

Статья 3. Предмет регулирования этого Закона. Субъекты в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Предметом регулирования этого Закона являются правоотношения, которые возникают между производителями, исполнителями, потребителями в процессе создания, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг.
2. Субъектами этого Закона являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, владельцы, производители, исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг.

Статья 4. Законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на Конституции Украины и состоит из нормативно-правовых актов в отрасли гражданского, жилищного законодательства, этого Закона и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг.
2. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законами Украины, то применяются правила международных договоров.

 

 Раздел 2. Полномочие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг.
    
Статья 5. Полномочие центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, других центральных органов исполнительной власти в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. К полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства принадлежат:
1) подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг;
2) организация в пределах его полномочий разработки и реализации государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг;
3) разработка научно обоснованных нормативов расходов и потерь ресурсов, которые используются при производстве, транспортировке и снабжении жилищно-коммунальных услуг;
4) разработка в пределах полномочий системы нормативно-правовых актов по формированию цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также по эксплуатации, текущему и капитальному ремонтам, реконструкции объектов жилищного фонда;
5) обеспечение контроля за соблюдением исполнителями/ производителями требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил и выдача предписаний по устранению нарушений в границах, установленных законодательством;
6) разработка типовых договоров;
7) координация деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг;
8) организация и выполнение, в пределах полномочий, работ по стандартизации, метрологии и подтверждении соответствия в сфере жилищно-коммунальных услуг;
9) лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом;
10) проведение мониторинга состояния расчетов за жилищно-коммунальные услуги;
11) нормативно-правовое обеспечение деятельности местных государственных администраций для осуществления контроля цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
12) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом.
2. Центральные органы исполнительной власти принимают участие в разработке и реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг в границах своих полномочий, определенных законами.
3. Центральный орган исполнительной власти по вопросам регулирования электроэнергетики формирует в пределах своей компетенции государственную политику по установлению цен на электроэнергию и природный газ, тарифов на их транспортировку и снабжение предприятиям и организациям, которые производят и предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению.

Статья 6. Полномочие Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере жилищно-коммунальных услуг принадлежат:
1) обеспечение соблюдения требований законодательства в этой сфере;
2) разработка и реализация региональных и местных программ, участие в разработке и реализации государственных программ в этой сфере;
3) лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности в соответствии с законом;
4) взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг и регулирования цен/тарифов в границах своих полномочий;
5) привлечение небюджетных источников финансирования для обеспечения выполнения государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг;
6) осуществление контроля цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и мониторинга состояния расчетов за них;
7) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом.

Статья 7. Полномочие органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг принадлежат:
1) утверждение и реализация местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке и реализации соответствующих государственных и региональных программ;
2) установка цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законом;
3) утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением;
4) определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг в соответствии с этим Законом в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;
5) управление объектами в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации;
6) обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимого уровня и качества;
7) установка удобного для населения режима работы производителей и исполнителей;
8) информирование населения в соответствии с законодательством о реализации местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о соответствии качества жилищно-коммунальных услуг нормативам, нормам, стандартам и правилам;
9) заключение договоров с предприятиями различных форм собственности на выработку и/или выполнение жилищно-коммунальных услуг;
10) осуществление контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг;
11) проведение мониторинга выполнения местных программ развития жилищно-коммунального хозяйства;
12) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законами.

 

 Раздел 3. Регуляция отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг.
    
Статья 8. Нормативное регулирование в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Стандарты, нормативы, нормы и правила устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, которые регламентируют производство и выполнение жилищно-коммунальных услуг с учетом социальных, экономических, природно-климатических и других условий регионов и населенных пунктов.
2. Стандарты, нормативы, нормы, порядки и правила в сфере жилищно-коммунальных услуг разрабатывают и утверждают Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.
3. Другие центральные органы исполнительной власти утверждают нормативно-правовые акты в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые выдаются в пределах их полномочий после согласования или совместно с центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и регистрируются в установленном законодательством порядке.

Статья 9. Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляют центральные органы исполнительной власти и другие специально уполномоченные на это органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
2. Отмеченные в части первой этой статьи органы могут вовлекать в свою работу на общественных основах представителей органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилищных комплексов и тому подобное.
3. Результаты проверок соответствия соблюдения стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг и выводы, полученные в результате работы комиссий, которые созданы по инициативе или при участии органов местного самоуправления и/или органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилищных комплексов и тому подобное, должны беспрепятственно предоставляться для ознакомления этим представителям по их обращению.

Статья 10. Сертификация и лицензирование в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Для подтверждения соответствия соблюдения требований кодексов установившейся практики, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил физические и юридические лица – исполнители определенных видов жилищно-коммунальных услуг получают сертификат соответствия качества этих услуг закону.
2. Порядок выдачи и лишения сертификата, срок его действия, а также исчерпывающий перечень видов жилищно-коммунальных услуг, которые подлежат сертификации, устанавливает Кабинет Министров Украины.
3. Определенные виды хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг подлежат лицензированию в соответствии с законом.

Статья 11. Общественные слушания и общественный контроль в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Общественные слушания в сфере жилищно-коммунальных услуг проводятся в порядке, определенном уставом территориальной громады.
2. С целью обеспечения прав населения на получение информации по соблюдению требований законодательства, а также стандартов, нормативов, норм и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
1) не реже одного раза в год через средства массовой информации информируют население о состоянии и планах, проектах развития, реформирования жилищно-коммунального хозяйства соответствующего населенного пункта;
2) привлекают представителей органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилищных комплексов и тому подобное, которые зарегистрированы в установленном порядке, к участию в обсуждении состояния и планов, проектов развития, реформирования жилищно-коммунального хозяйства соответствующего населенного пункта;
3) готовят предложения органам местного самоуправления по согласованию интересов территориальных общин и исполнителей/производителей в случае возникновения разногласий при определении потребности территориальной громады в этих услугах, их количестве, качестве и стоимости.
3. Предложения, которые вносятся по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.

 

 Раздел 4. Жилищно-коммунальные услуги и их предоставление.
    
Статья 12. Классификация жилищно-коммунальных услуг.
1. Жилищно-коммунальные услуги разделяются по:
1) функциональному назначению;
2) порядку утверждения цен/тарифов.

Статья 13. Распределение жилищно-коммунальных услуг в зависимости от функционального назначения.
1. В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги разделяются на:
1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и тому подобное);
2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и тому подобное);
3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансодержание, заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и тому подобное);
4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, возобновление несущей способности несущих элементов конструкций и тому подобное).
2. Примерные перечни жилищно-коммунальных услуг и их состав в зависимости от функционального назначения определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 14. Распределение жилищно-коммунальных услуг в порядке утверждения цен/тарифов.
1. В зависимости от порядка утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги они разделяются на три группы:
1) первая группа – жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
2) вторая группа – жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
3) третья группа – жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).
2. Цены/тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными законом.

Статья 15. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг.
1. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг устанавливаются с целью обеспечения санитарно-гигиенических требований проживания людей и их пребывания в помещениях, обеспечения технических требований к эксплуатации дома (сооружения), поддержки несущей способности конструкций и эксплуатационных характеристик внутридомовых сетей и систем.
2. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг, которые определяют минимальный перечень, минимальные требования к количеству и качеству жилищно-коммунальных услуг, утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3. В перечню минимально необходимых жилищно-коммунальных услуг не могут включаться услуги, цены и тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

Статья 16. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг.
1. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.
2. Перечень жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются потребителю, зависит от уровня благоустройства соответствующего дома (сооружения).
3. Коммунальные услуги предоставляются потребителю бесперебойно, за исключением времени перерывов на:
1) проведение ремонтных и профилактических работ исполнителем/производителем по графику, согласованному с исполнительными органами местных советов или местными государственными администрациями в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и пользования, положениями о проведении текущего и капитального ремонтов и другими нормативными документами;
2)  межотопительный период для систем отопления, решение о начале и окончании которого принимается исполнительными органами соответствующих местных советов или местными государственными администрациями, исходя из климатических условий, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и другими нормативными документами;
3) ликвидацию последствий, связанных с действием непреодолимой силы.
4. В случае применения перерыва в предоставлении услуг исполнитель/производитель обязан уведомить через средства массовой информации о таком перерыве потребителя не позже чем за 10 дней (за исключением перерыва, который возник в результате аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении необходимо отметить причину и срок перерыва в предоставлении соответствующих услуг.
5. В случае превышения нормативно установленных сроков, за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств, исполнитель/производитель несет ответственность в соответствии с законом.
6. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, имеют право временно определять другие нормы потребления, качества и режимы предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом технических возможностей предприятий, климатических и других местных условий.
7. Срок действия решения по ограничению других параметров и нормативов потребительских свойств, режимов предоставления жилищно-коммунальных услуг не может превышать один год.

Статья 17. Порядок доступа к жилью и другому владению для ликвидации аварий, проведения осмотров технического состояния, проверки показаний приборов учета.
1. Потребитель обязан обеспечить доступ к сети, арматуре, приборам учета, распределительным системам представителей исполнителя/ производителя при наличии у них соответствующего удостоверения:
1) для ликвидации аварий – круглосуточно;
2) для установки и замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических и профилактических осмотров, снятия контрольных показателей средств учета и тому подобное – в соответствии с существенными условиями договора;
2. Работники исполнителя/производителя должны уважать права потребителей, посещать и находиться (посещать) только в тех помещениях, где расположено оборудование, проверка, ремонт, осмотр которого происходит.
3. В безотлагательных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества, может быть осуществлено проникновение в жилье и другое владение лица для проведения в них осмотра и ликвидации аварий без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ) в порядке, установленном этой статьей.
4. Если потребитель отсутствует и при этом нет возможности установить связь с ним с целью его информирования о необходимости немедленного прибытия в помещение или он отказывается допустить в занятые им помещения представителей исполнителя/производителя и при этом есть объективные основания считать, что авария, неполадки, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям, произошли именно в этих помещениях, – доступ в помещение происходит без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ).
5. Представитель исполнителя/производителя предупреждает потребителя, который присутствует, но отказывается допустить в жилье и другое владение, об осуществлении несанкционированного доступа.
6. Во время осуществления несанкционированного доступа и до полного завершения работ, определенных частью седьмой этой статьи должны присутствовать: представитель исполнителя/производителя, представитель балансодержателя/управителя, органов внутренних дел, аварийно-ремонтной бригады и потребитель из любого из смежных помещений.
7. Во время несанкционированного доступа на аварийно-ремонтную бригаду возлагаются такие обязанности:
1) обеспечение доступа в помещение путем нарушения конструктивной целостности входных дверей или окон в помещении после согласования своих действий с другими участниками несанкционированного доступа;
2) осуществление осмотра места аварии, неполадок, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям;
3) проведение ремонтных и восстановительных работ;
4) срочное возобновление конструктивной целостности входных дверей, окон помещения, которые были повреждены во время несанкционированного доступа, и проведения ремонтных и восстановительных работ, но не более чем на протяжении суток со времени проведения несанкционированного доступа;
5) соблюдение прав граждан, которые проживают в этих помещениях, минимизация негативных последствий несанкционированного доступа, в частности относительно их имущества и ограничения доступа лишь помещениями, необходимыми для проведения работ.
8. Представитель исполнителя/производителя составляет акты о проведении несанкционированного доступа и о проведении ремонтных и восстановительных работ, которые подписываются всеми участниками несанкционированного доступа. В актах обязательно отмечаются: основания для несанкционированного доступа, отметка о предупреждении потребителя с указанием времени и лиц, которые вели переговоры с потребителем, в случае, если они были проведены, причина и место возникновения аварии, неполадок, перечень выполненных работ, фамилия, имя, отчество и должности участников несанкционированного доступа. Оригиналы составленных актов сохраняются у исполнителя/производителя, другим участникам несанкционированного доступа выдаются копии, заверенные печатью исполнителя.
9. Представитель исполнителя/производителя опечатывает восстановленные двери, окна собственной печатью и ставит подпись, время и дату опечатывания.

Статья 18. Оформление претензий потребителей к исполнителям.
1. В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызывать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное.
2. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позже срока, определенного договором.
3. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неявки представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее чем два потребителя.
4. Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о пересчете платежей или выдает в письменном виде потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.
5. Споры по удовлетворению претензий потребителей решаются в суде. Потребитель имеет право на досудебное решение спора путем удовлетворения предъявленной претензии.
6. В случае установления по результатам анализа факта ухудшения нормируемых показателей качества воды, расходы потребителя, которые он осуществил при оплате стоимости проведения анализа воды, подлежат компенсации за счет исполнителя/производителя.

 

 Раздел 5. Права и обязаности потребителей, исполнителей, производителей.
    
Статья 19. Участники договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг.
1. Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных отношениях.
2. Участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг является: собственник, потребитель, исполнитель, производитель.
3. Производитель услуг может быть их исполнителем.
4. Особыми участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг являются балансодержатель и управитель, которые в зависимости от гражданско-правовых соглашений могут быть потребителем, исполнителем или производителем.
Статья 20. Права и обязанности потребителя.
1. Потребитель имеет право:
1) получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством и условиями договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
2) получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены/тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойствах и тому подобное;
3) на возмещение убытков, нанесенных его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью в результате ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;
4) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
5) на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижение их качества в порядке, определенном договором или законодательством;
6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
7) получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;
8) на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
2. Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и приборов учета, которые вышли со строя.
3. Потребитель обязан:
1) заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора;
2) своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по собственной вине;
3) обеспечивать целостность приборов учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу;
4) за собственный счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, которое вышло со строя по его вине;
5) оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом;
6) придерживаться правил пожарной и газовой безопасности, санитарных норм;
7) допускать в помещение, дома и сооружения представителей исполнителя/производителя в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установления и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показателей приборов учета;
8) придерживаться требований жилищного и градостроительного законодательства по осуществлению ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
9) своевременно проводить подготовку жилого дома, помещения (в котором он проживает или которое принадлежит ему на праве собственности) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
10) в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.
Статья 21. Права и обязанности исполнителя.
1. Исполнитель имеет право:
1) разрабатывать и подавать на утверждение расчеты по уровню цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги первой и второй группы (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона) в порядке, установленном законодательством;
2) предлагать при заключении договора цены/ тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 этого Закона);
3) принимать участие в конкурсах на приобретение права выполнять жилищно-коммунальные услуги на определенной территории в соответствии с этим Законом;
4) требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг;
5) требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя или возмещения стоимости этих работ;
6) получать компенсацию за предоставленные в соответствии с законом отдельным категориям граждан льготы и начисленные субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг и возвращать их в случае не предоставления таких услуг или льгот;
7) на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен и тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство;
8) доступа в помещения, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установления и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний приборов учета в порядке, определенном законом и договором.
2. Исполнитель обязан:
1) обеспечивать своевременно и соответствующего качества предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством и условиями договора;
2) осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений;
3) подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий его выполнения в соответствии с типовым договором;
4) предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цен/тарифов, нормах потребления, режиме предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойствах и тому подобное;
5) своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
6) рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующий пересчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
7) содержать в надлежащем техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, применять мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций, устранению нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и/или законодательством;
8) выплачивать потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, определенном договором или законодательством;
9) вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
10) своевременно за собственный счет проводить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине.
Статья 22. Права и обязанности производителя.
1. Производитель имеет право:
    разрабатывать и подавать на утверждение уполномоченным органам цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги первой и второй группы (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона);
    предлагать при заключении договора цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 этого Закона);
    заключать договора с органами местного самоуправления на производство и создание жилищно-коммунальных услуг;
    требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных услуг от исполнителей;
    принимать участие в конкурсах на приобретение права производства жилищно-коммунальных услуг на определенной территории;
    выдавать разрешения и технические условия на подключение потребителей к соответствующим централизованным инженерным сетям в установленном законодательством порядке;
    получать информацию о местных программах развития жилищно-коммунального хозяйства и других отраслевых программах для соответствующих территорий;
    на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен/тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство.
2. Производитель обязан:
    заключить договор с исполнителем (потребителем) об условиях предоставления жилищно-коммунальных услуг;
    произвести жилищно-коммунальные услуги в соответствии с условиями договора, стандартов, нормативов, норм и правил;
    проводить в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующий пересчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
    внедрять ресурсосберегающие и новейшие технологии производства жилищно-коммунальных услуг;
    осуществлять технологический учет материальных и энергетических ресурсов;
    предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре тарифов, нормах потребления, режиме предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойствах и тому подобное.

Статья 23. Права владельца.
1. Владелец имеет право держать на балансе и управлять принадлежащим ему имуществом.
2. Владелец имеет право поручать полностью или частично распоряжаться и управлять принадлежащим ему имуществом в соответствии с законом и договором балансодержателю или управителю.
3. В случае совместной собственности нескольких совладельцев решения относительно содержания на балансе и/ или управления имуществом принимается в соответствии с законом.
Статья 24. Права и обязанности балансодержателя.
1. Балансодержатель имеет право:
    осуществлять функции содержания на балансе переданного ему по договору с владельцем имущества и управлять им или передавать по договору полностью или частично функции управления управителю;
    определять порядок содержания эксплуатации и ремонта имущества;
    заключать договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
    принимать решение относительно использования средств на выполнение капитального и текущего ремонтов;
    осуществлять хозяйственную деятельность в порядке, определенном законом;
    обращаться в суд об обращении взыскания на имущество лиц, которые отказываются оплачивать счета за потребление жилищно-коммунальных услуг или возмещать нанесенные убытки имуществу, которое находится у него на балансе.
2. Балансодержатель обязан:
    заключать договор с собственником (собственниками) на содержание на балансе соответствующего имущества;
    содержать на балансе имущество, определенное договором с собственником (собственниками);
    вести бухгалтерскую, статистическую и другую, предусмотренную законодательством, отчетность в соответствии с законодательством;
    обеспечивать управление имуществом собственными силами или заключать договор с юридическим лицом на управление имуществом;
    обеспечить условия для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов в соответствии с установленными стандартами, нормативами, нормами и правилами;
    обеспечить надлежащие эксплуатацию и содержание имущества, которое будет перебывать на его балансе.

Статья 25. Права и обязанности управителя.
1. Управитель имеет право:
    осуществлять управление домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений и обеспечивать их надлежащую эксплуатацию;
    заключать договора с производителями, исполнителями, потребителями в порядке, установленном законом;
    контролировать выполнение условий договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
    получать плату за выполнение собственных функций;
    доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установления и замены, проведения технических и профилактических осмотров и тому подобное в порядке, определенном законом и договором;
    обращаться в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и в суд в пределах полномочий, определенных законом и договором, для обеспечения надлежащего выполнения условий договора производителями, исполнителями и потребителями.
2. Управитель обязан:
    обеспечивать эксплуатацию дома, сооружения, жилищного комплекса или комплекса домов и сооружений и объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях в соответствии с условиями заключенных договоров, стандартами, нормативами, нормами и правилами;
    придерживаться условий договоров с участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
    требовать безоговорочного выполнения условий договора, стандартов, нормативов, норм и правил от исполнителей услуг;
    требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг от потребителей;
    предоставлять необходимую информацию потребителям и регистрировать обращение потребителей в установленном законодательством порядке в случае возникновения аварий или временного прекращения выполнения любой услуги, предусмотренной договором;
    контролировать состояние обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами, проведение пересчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
    осуществлять осмотр основных конструктивных элементов, ограждающих конструкций домов и сооружений, инженерных сетей, объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях (внешних и внутридомовых систем, подъездных путей и тротуаров), и составлять соответствующие акты;
    обеспечивать осуществление профилактических, текущих, капитальных и аварийных ремонтов в соответствии с установленными стандартами, нормативами, нормами и правилами требований по срокам и регламентам;
    предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цен/тарифов, нормах потребления, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах и тому подобное.
    
Раздел 6. Порядок заключения договоров в сфере жилищно-коммунальных услуг.
    
Статья 26. Существенные условия договора между исполнителем/производителем и потребителем.
1. Существенными условиями договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг является:
    наименование сторон;
    предмет договора;
    исчерпывающий перечень жилищно-коммунальных услуг, тарифы и их составляющие на каждую из этих услуг, общая стоимость услуг;
    порядок оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги;
    порядок пересчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
    права и обязанности сторон;
    порядок контроля и отчета сторон;
    порядок измерения объемов и определения качества предоставленных услуг;
    определение точек распределения, в которых происходит передача услуг от исполнителя/производителя потребителю;
    порядок обслуживания сетей и распределение полномочий по их эксплуатации и восстановления (ремонта);
    условия доступа в квартиру, дом, помещение, на земельный участок для устранения аварий, неполадок, осмотра сетей, снятия контрольных показателей приборов учета;
    порядок осуществления ремонта;
    ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора;
    порядок решения споров;
    перечень форс-мажорных обстоятельств;
    срок действия договора;
    условия изменения, пролонгации, прекращения действия договора;
    дата и место заключения договора.
2. Кроме существенных, договор может содержать другие условия при согласии сторон.
3. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг вступает в силу с момента его заключения.
4. В случае, если исполнитель не является производителем, отношения между ним и производителем регулируются отдельным договором, который заключается в соответствии с требованиями этой статьи.
5. Процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон.
6. В случае исчезновения потребности в получении услуги или отказа потребителя от пользования услугой исполнителя/производителя он имеет право разорвать договор в порядке, установленном законом.
Статья 27. Применение конкурсных основ при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и заключении договоров.
1. Заключение договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленным перечнем для объектов государственной или коммунальной собственности осуществляется по результатам конкурса.
2. Перечень жилищно-коммунальных услуг, право на осуществление которых приобретается на конкурсных основах, определяет орган местного самоуправления.
3. Организатором конкурса является собственник или балансодержатель или уполномоченное им лицо. Организатор конкурса обязан обнародовать конкурсные условия. Конкурсные условия должны содержать:
    перечень жилищно-коммунальных услуг, на предоставление которых объявлен конкурс;
    требования к участникам конкурса;
    требования к объемам предоставления жилищно-коммунальных услуг;
    требования к качеству выполнения с учетом действующих стандартов, нормативов, норм и правил;
    срок, на который заключается договор и основания его расторжения;
    информацию об объекте конкурса по предоставлению жилищно-коммунальной услуги.
4. Условия предоставления жилищно-коммунальных услуг могут содержать дополнительную информацию о состоянии объекта предоставления услуги или желаемых формах ее предоставления.
Статья 28. Порядок проведения конкурса при заключении договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
1. Конкурс проводится не раньше 30 дней с момента обнародования официальной информации о нем. Официальная информация должна включать сведения о месте и времени проведения конкурса (тендера), названии и адресе учреждения, фамилии и должности, номере телефона лица, у которого можно ознакомиться с условиями выполнения жилищно-коммунальных услуг.
2. В случае, если в конкурсе на предоставление жилищно-коммунальных услуг приняло участие только одно лицо, договор на осуществление соответствующих видов деятельности заключается на срок, который не превышает 12 месяцев.
3. В случае нарушения законодательства при проведении конкурса или подписании договора результаты конкурса и/или договора признаются недействительными в суде, и назначается новый конкурс не позже чем через 10 дней после вступления в силу решения суда.
4. Победитель конкурса имеет право по желанию заключать субподрядные договора без проведения дополнительных конкурсов.
5. В случае, если конкурс организован для объекта частной формы собственности, организатор конкурса должен проводить его в соответствии с этим Законом.
6. Конкурс на предоставление жилищно-коммунальных услуг может проводиться по решению суда.
7. Порядок подготовки и проведения конкурсов, типовые договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг утверждает Кабинет Министров Украины.
Статья 29. Особенности заключения договоров в многоквартирном доме.
1. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между собственником квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом.
2. В случае, если балансодержатель не является исполнителем, он заключает договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг с другим исполнителем.
3. Процедура согласования условий договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон.

 

 Раздел 7. Основные принципы тарифообразования и оплаты жилищно-коммунальных услуг.
    
Статья 30. Принципы государственного регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1. Государственное регулирование цен/тарифов основывается на таких основных принципах:
1) доступности жилищно-коммунальных услуг для всех потребителей и равенства правовых гарантий;
2) нормативного регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям по ценам, утвержденным в установленном законом порядке;
3) соответствия уровня цен/тарифов размера экономически обоснованных расходов на их производство;
4) открытости, доступности и прозрачности структуры цен/тарифов для потребителей и общества;
5) соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг их наличия, количества и качества;
6) ответственности исполнителей/производителей за несоблюдение требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил;
7) гарантии социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги и опережения роста доходов населения над ростом цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Статья 31. Порядок формирования и утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1. Порядок формирования цен/тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг первой и второй групп (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона) определяет Кабинет Министров Украины.
2. Исполнители/производители осуществляют расчеты экономически обоснованных расходов на производство жилищно-коммунальных услуг и подают их на утверждение органам местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
3. Органы местного самоуправления утверждают цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере экономически обоснованных расходов на их производство.
4. В случае утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже от размера экономически обоснованных расходов на их производство орган, который их утвердил, обязан возместить из соответствующего местного бюджета исполнителям/производителям разницу между утвержденным размером цен/тарифов и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг.
5. Расходы на возмещение потерь предприятий, которые связаны с утверждением цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ниже от размера экономически обоснованных расходов на их производство, соответствующий сельский, поселковый, городской совет предусматривает в соответствующем местном бюджете.
6. Утверждение цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство без соответствующего возмещения, не допускается и может быть обжаловано в суде.
7. Центральные органы исполнительной власти несут ответственность за последствия установления или регулирования цен/тарифов, которые изменяются ими в соответствии с их полномочиями.
8. В случае изменения цен/тарифов на услуги/товары центральными органами исполнительной власти, которые привели к непредвиденным расходам исполнителей/производителей, центральные органы исполнительной власти обязаны возместить в полном объеме убытки, обусловленные такими изменениями, в течение текущего финансового года и к утверждению нового бюджета.
9. Споры по формированию и утверждению цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также возмещение потерь предприятий, которые связаны с утверждением цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, решаются в судебном порядке.
Статья 32. Плата за жилищно-коммунальные услуги.
1. Плата за жилищно-коммунальные услуги насчитывается ежемесячно в соответствии с условиями договора.
2. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов и показаний приборов учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке.
3. Размер платы за содержание домов и сооружений и придомовых территорий устанавливается в зависимости от капитальности, уровня обустройства и благоустройства.
4. В платежном документе должны быть предусмотрены графы для указания текущих и предыдущих показаний средств учета потребления коммунальных услуг, разницы этих показаний или утвержденных норм, цены/тарифа на данный вид коммунальных услуг и суммы, которая принадлежит к уплате за предоставленную услугу.
5. В случае изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг исполнитель/производитель не менее чем за 30 дней сообщает об этом потребителю с определением причин изменения стоимости и предоставлением соответствующих обоснований с ссылкой на согласование соответствующих органов.

 

 Раздел 8. Заключительные положения.

1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования кроме частей четвертой, пятой, седьмой и восьмой статьи 31 этого Закона, которые вступают в силу с 1 января 2005 года.
Договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу этого Закона, должны быть приведены в соответствие с ним к 1 января 2006 года. Договора, которые не приведены в соответствие в отмеченный срок, теряют действие.
2. Кабинету Министров Украины:
а) в течение шести месяцев со дня вступления в силу этого Закона:
подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по внесению изменений в законы, которые исходят из этого Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;
обеспечить приведение центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом;
б) в трехмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона разработать типовые договора, предусмотренные этим Законом.