Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel


Закон Украины "О планировании и застройке территорий"

Закон Украины "О планировании и застройке территорий"
Данный Закон устанавливает правовые и организационные основы планирования, застройки и другое использование территорий, и направлен на обеспечение устойчивого развития населенных пунктов с учетом общественных и частных интересов.
( Преамбула в редакции Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008 )
( Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2000, N 31, ст. 250 )
(С изменениями, внесенными согласно Законам
N 109-V ( 109-16 ) от 12.09.2006, ВВР, 2006, N 43, ст.412
N 434-V ( 434-16 ) от 12.12.2006, ВВР, 2007, N 9, ст.70
N 703-V ( 703-16 ) от 22.02.2007, ВВР, 2007, N 21, ст.287
N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, ВВР, 2007, N 34, ст.444
N 509-VI ( 509-17 ) от 16.09.2008, ВВР, 2008, N 48, ст.358
N 692-VI ( 692-17 ) от 18.12.2008
N 800-VI ( 800-17 ) от 25.12.2008)
(Относительно признания конституционными отдельных положений см. Решение Конституционного Суда N 4-рп/2009 ( v004p710-09 ) от 03.02.2009 )

Раздел 1. Общие положения.
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:
    * территория - часть земной поверхности в определенных пределах (границах) со свойственными ей географическим положением, природными и созданными деятельностью людей условиями и ресурсами, а также с воздушным пространством и расположенными под ней недрами;
    * планирование территорий - процесс регулирования использования территорий, заключающийся в создании и внедрении градостроительной документации, принятии и реализации соответствующих решений;
    * градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми регулируется планирования, застройка и другое использование территорий, с учетом которых определяется целевое назначение земель; ( Абзац четвертый статье 1 в редакции Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008 )
    * проектная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также сметы объектов строительства;
    * Генеральная схема планирования территории Украины - градостроительная документация, определяющая концептуальные решения планирования и использования территории Украины;
    * схема планирования территории - градостроительная документация, определяющая принципиальные решения планирования, застройки и иного использования соответствующих территорий административно-территориальных единиц, их отдельных частей;
    * генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и иного использования территории населенного пункта;
    * детальный план территории - градостроительная документация, которая определяет зонирование территорий, расположения красных линий, других линий регуляции застройки, зон, в которых устанавливаются планировочные ограничения, размещения и функциональное назначение объектов градостроения, виды застройки, для отдельных районов, микрорайонов, кварталов и районов реконструкции существующей застройки населенных пунктов; (Абзац девъъятий статьи 1 в редакции Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
    * проект застройки территорий - документация, сочетающая свойства градостроительной и проектной документации, которая разрабатывается для строительства комплексов зданий и сооружений;
    * объекты планирования - территория Украины, территории административно-территориальных единиц или их части либо отдельные земельные участки;
    * субъекты планирования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица;
    * региональные правила застройки - нормативно-правовой акт, которым устанавливается общий для территорий и населенных пунктов области, Автономной Республики Крым (кроме городов Киева и Севастополя, городов республиканского значения Автономной Республики Крым, городов областного значения) порядок планирования, застройки и иного использования территорий и отдельных земельных участков;
    * местные правила застройки - нормативно-правовой акт, которым устанавливается порядок планирования и застройки и иного использования территорий, отдельных земельных участков, а также перечень всех допустимых видов, условий и ограничений застройки и иного использования территорий и отдельных земельных участков в пределах зон, определенных планом зонирования;
    * инженерно-транспортная инфраструктура - комплекс инженерных, транспортных сооружений и коммуникаций;
    * красные линии - определенные в градостроительной документации относительно пунктов геодезической сети границы существующих и запроектированных улиц, дорог, площадей, которые отграничивают территории микрорайонов, кварталов и территории иного назначения;
    * линии регулирования застройки - определенные в градостроительной документации границы размещения зданий и сооружений относительно красных линий, границ отдельных земельных участков, природных границ и других территорий.
    * градостроительное обоснование - вид градостроительной документации, в котором в соответствии с государственными строительными и другими нормами, стандартами и правилами, положений градостроительной документации определяются градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка (объекта строительства), обязательные для учета при отведении земельного участка и/или проектировании этого объекта; (Статья 1 дополнена абзацем восемнадцатым по закону N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
    * общественное обсуждение - процедура, направленная на учет законных интересов физических и юридических лиц, территориальных обществ и государства, при планировании и застройке территорий в соответствии с требованиями данного Закона; (Статья 1 дополнена абзацем двадцать первым по закону N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
    * общественные слушания - форма общественного обсуждения проекта градостроительной документации, местных правил застройки; (Статья 1 дополнена абзацем двадцать вторым по закону N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
    * согласительная комиссия - комиссия, которая образуется во время проведения общественных слушаний для рассмотрения предложений (замечаний) физических и юридических лиц, территориальных обществ и государства, к проекту градостроительной документации, местных правил застройки, и для принятия согласованных решений; (Статья 1 дополнена абзацем двадцать тратим по закону N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
    * проектная декларация - этот термин употребляется в значении Закона Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью" ( 978-15 ). (Статья 1 дополнена абзацем по закону N 692-vi ( 692-17 ) от 18.12.2008)
Статья 2. Основные задачи планирования и застройки территорий
Основными задачами планирования и застройки территорий являются:
    * обоснование будущих потребностей и определение преимущественных направлений использования территорий;
    * учет государственных, общественных и частных интересов при планировании, застройке и ином использовании территорий;
    * обоснование распределения земель по целевому назначению и использования территорий для градостроительных нужд;
    * обеспечение рационального расселения и определения направлений устойчивого развития населенных пунктов;
    * определение и рациональное расположение территорий жилищной и общественной застройки, промышленных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных и других территорий и объектов;
    * обоснование и установление режима рационального использования земель и застройки территорий, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность;
    * определение, изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для градостроительных нужд на основе градостроительной документации в пределах, определенных законом;
    * определение территорий, имеющих особую экологическую, научную, эстетическую, историко-культурную ценность, установление предусмотренных законодательством ограничений на их планирование, застройку и иное использование;
    * охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
    * регулирование застройки населенных пунктов и других территорий.
Статья 3. Организация планирования территорий
Планирование территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Планирование территорий осуществляется соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Планирование и застройка отдельных земельных участков, принадлежащих на праве собственности либо праве пользования, осуществляется их собственниками либо пользователями в установленном законодательством порядке.
Решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам застройки и иного использования территорий, выбора, изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков для градостроительных нужд принимаются в пределах, определенных законом в соответствии с градостроительной документацией по согласованию со специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры.
Решения органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам застройки и иного использования территорий, принятые в пределах полномочий, определенных законом, являются обязательными для субъектов градостроительства.
Проведение экспертизы градостроительной и проектной документации осуществляется в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
(Часть шестая статье 3 в редакции Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Статья 4. Финансирование работ по планированию территорий
Финансирование работ по планированию территорий на общегосударственном уровне, разработка экспериментальной градостроительной документации для населенных пунктов и других территорий Украины, разработка нормативных документов по вопросам планирования и застройки территорий, проведение наиболее важных научно-исследовательских работ осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины.Финансирование работ по планированию территории Автономной Республики Крым, областей, районов, населенных пунктов и других частей их территории может осуществляться за счет средств республиканского бюджета Автономной Республики Крым или соответствующих местных бюджетов и предусматриваться в них отдельной строкой.
Финансирование работ по планированию отдельных земельных участков, на которых физические либо юридические лица намереваются осуществить новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов градостроительства или благоустройство территорий, осуществляется, как правило, за счет средств этих лиц.
Финансирование работ по планированию территорий, отдельных земельных участков может осуществляться за счет других источников, не запрещенных законом.

Раздел 2. Планирование территорий на общегосударственном и региональном уровнях.
Статья 5. Планирование территорий на общегосударственном уровне
Планирование территорий на общегосударственном уровне состоит в разработке Генеральной схемы планирования территории Украины (далее - Генеральная схема), которой предусматривается рациональное использование территории Украины, создание и поддержание полноценной жизненной среды, охраны окружающей среды, охраны здоровья населения, охраны памятников истории и культуры, определение государственных приоритетов развития систем расселения, производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.
Генеральная схема должна содержать:
    * анализ состояния использования территории Украины и функционирования систем расселения;
    * анализ намерений и потребностей использования отдельных территорий, определенных в общегосударственных программах социального, экономического развития, других государственных программах, схемах развития отраслей экономики;
    * анализ санитарно-эпидемиологического и экологического состояния регионов и реализация соответствующих целевых программ, а также анализ мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
    * анализ диспропорций использования территорий;
    * определение территорий по видам преимущественного использования;
    * направления совершенствования систем расселения и устойчивого развития населенных пунктов;
    * комплекс мер по ее реализации.
По решению Кабинета Министров Украины могут разрабатываться схемы планирования отдельных частей территории Украины - нескольких областей, побережий Черного и Азовского морей, международных транспортных коридоров, пограничных территорий и т. п.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий руководствуются Генеральной схемой при:
    * подготовке проектов общегосударственных программ социального, экономического развития Украины, других государственных программ - по вопросам охраны земель, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения историко-культурного наследия, развития туризма;
    * выборе трасс и проектировании важнейших транспортных, энергетических и других инженерных коммуникаций, зданий и сооружений;
    * подготовке и рассмотрении заключений по разработанной градостроительной документации на региональном, а в случаях, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, - местном уровне;
    * создании резерва территорий, предназначенных для перспективных градостроительных нужд общегосударственного значения, и определении режима использования земель;
    * подготовке предложений по вопросам административно-территориального устройства Украины;
    * решении других вопросов использования территорий.
Статья 6. Разработка и утверждение Генеральной схемы, схем планирования отдельных частей территории Украины
Разработка Генеральной схемы, схем планирования отдельных частей территории Украины, определенных частью третьей статьи 5 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Генеральная схема разрабатывается Кабинетом Министров Украины с учетом утвержденных схем планирования территорий на региональном уровне и представляется на утверждение Верховной Раде Украины.
Статья 7. Планирование территорий на региональном уровне
Планирование территорий на региональном уровне заключается в разработке и утверждении схем планирования территорий Автономной Республики Крым, областей, районов, регулировании использования их территорий, принятии и реализации соответствующих решений о соблюдении градостроительной документации в соответствии с законом.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы в пределах своих полномочий принимают решения о разработке схем планирования территорий соответствующих административно-территориальных единиц, а также их отдельных частей.
В схемах планирования территорий на региональном уровне определяются меры реализации государственной политики и учитываются государственные интересы при планировании этих территорий, их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические и культурные традиции.
Статья 8. Учет общественных интересов при планировании территорий на региональном уровне
( Статья 8 исключена на основании Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Статья 9. Организация разработки и утверждение схем планирования территорий на региональном уровне
После принятия соответствующими советами решений о разработке схем планирования территорий специально уполномоченный орган по вопросам градостроительства и архитектуры Автономной Республики Крым, областные, районные государственные администрации в соответствии со своими полномочиями в течение двух месяцев:
    * обнародуют через средства массовой информации сведения о начале работ, связанных с разработкой схем планирования территорий на региональном уровне, определяют форму, место, срок внесения сельскими, поселковыми, городскими советами и их исполнительными органами, а также физическими и юридическими лицами предложений (замечаний) к техническим заданиям этих схем;
    * определяют технические задания на разработку схем планирования территорий на региональном уровне;
    * организуют разработку схем планирования территорий на региональном уровне.
Специально уполномоченный орган по вопросам градостроительства и архитектуры Автономной Республики Крым, областные государственные администрации в соответствии со своими полномочиями в течение двух недель после завершения работ, связанных с разработкой схем планирования территорий на региональном уровне:
    * сообщают через средства массовой информации о месте и сроках рассмотрения схем планирования территорий, а также о формах подачи предложений и порядке их учета;
    * подают специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры схемы планирования территорий Автономной Республики Крым, областей для проведения экспертизы и представления заключения об их утверждении.
Районные государственные администрации после завершения работ представляют на рассмотрение Совета министров Автономной Республики Крым, областных государственных администраций схемы планирования территорий районов для проведения экспертизы и подготовки заключения об их утверждении.
Схемы планирования территорий на региональном уровне утверждаются соответствующими советами.
Схемы планирования территорий на региональном уровне нескольких административно-территориальных единиц утверждаются совместным решением соответствующих советов.
Решение об утверждении схемы планирования территорий на региональном уровне обнародуется через средства массовой информации. Нарушение установленного настоящим Законом порядка разработки схем планирования территорий на региональном уровне может быть основанием для обжалования в суд решений соответствующих советов об их утверждении.

Раздел 3. Планирование территорий на местном уровне.
Статья 10. Планирование территорий на местном уровне
Планирование территорий на местном уровне обеспечивается соответствующими местными советами и их исполнительными органами, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в соответствии с их полномочиями, определенными законом, и заключается в разработке и утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем планирования территорий на местном уровне и другой градостроительной документации, регулировании использования их территорий, принятии и реализации соответствующих решений о соблюдении градостроительной документации.
Разработка, согласование и экспертиза градостроительной документации проводятся согласно установленным государственным стандартам, нормам и правилам в порядке, определенном законодательством.
Градостроительная документация утверждается соответствующим местным советом с определением срока ее действия и перечня ранее принятых решений, утрачивающих силу, а также тех решений, в которые необходимо внести соответствующие изменения.
Изменения в градостроительную документацию вносятся решением совета, утвердившего градостроительную документацию, после согласования с соответствующим специально уполномоченным органом по вопросам градостроительства и архитектуры.
Статья 11. Схемы планирования территорий на местном уровне
Схемы планирования территорий на местном уровне определяют:
    * потребности в изменении границ населенных пунктов, потребности в территориях, предусмотренных для градостроительных нужд;
    * зонирование территорий для застройки и иного использования;
    * планировочную структуру территории;
    * другие вопросы, определенные государственными строительными нормами.
Сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах своих полномочий решают вопросы планирования, застройки и иного использования территорий согласно схеме планирования территорий соответствующих административно-территориальных единиц.
Схемами планирования территорий на местном уровне в случае необходимости может определяться целесообразность разработки генеральных планов отдельных населенных пунктов.
Статья 12. Генеральный план населенного пункта
Генеральным планом населенного пункта определяются:
    * потребности в территориях для застройки и иного использования;
    * потребность в изменении черты населенного пункта, очередность и приоритетность застройки и иного использования территорий;
    * границы функциональных зон, приоритетные и допустимые виды использования и застройки территорий;
    * планировочная структура и пространственная композиция застройки населенного пункта;
    * общее состояние окружающей среды населенного пункта, основные факторы его формирования, градостроительные меры по улучшению экологического и санитарно-гигиенического состояния;
    * территории, имеющие строительные, санитарно-гигиенические, природоохранные и другие ограничения их использования;
    * другие требования, определенные государственными строительными нормами.
В соответствии с генеральными планами населенных пунктов сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах полномочий, определенных законом, а также Киевская и Севастопольская городские государственные администрации при делегировании им таких полномочий соответствующими советами:
    * готовят обоснованные предложения об установлении и изменении границ населенных пунктов;
    * готовят исходные данные для разработки планов земельно-хозяйственного устройства территории населенного пункта и другой землеустроительной документации;
    * решают вопросы по размещению и проектированию нового строительства, осуществлению реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства и благоустройства территорий;
    * решают вопросы выбора, изъятия (выкупа), предоставления в собственность либо в пользование земельных участков, предоставления разрешения на строительство объектов градостроительства;
    * организуют разработку и утверждение местных правил застройки, детальных планов территории, планов красных линий, другой градостроительной документации и проектов;
    * организуют проведение денежной оценки земель;
    * разрабатывают и утверждают местные градостроительные программы и программы социально-экономического развития населенных пунктов;
    * организуют работу по проведению оценки влияния деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности на состояние окружающей среды и определяют пути и средства уменьшения этого влияния;
    * согласовывают вопросы застройки и иного использования территорий, в которых заинтересованы территориальные громады сопредельных административно-территориальных единиц;
    * устанавливают на соответствующих территориях режим использования земель, предусмотренных для градостроительных нужд;
    * решают другие вопросы.
Статья 13. Детальный план территории
Детальный план территории разрабатывается согласно генеральному плану населенного пункта и определяет:
    * расположение красных линий, линий регулирования застройки;
    * расположение отдельных земельных участков и объектов градостроения, улиц, проездов, пешеходных зон, плотность, поверхностность, другие параметры застройки, градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков; (Абзац третий части первой статьи 13 с изменениями, внесенными по закону N 509-vi (509-17) от 16.09.2008)
    * расположение инженерно-транспортной инфраструктуры;
    * принципы формирования архитектурно-пространственной композиции застройки;
    * другие требования, определенные государственными строительными нормами.
Решения о разработке детальных планов территории принимаются соответствующими советами по представлению их исполнительных органов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.
Специально уполномоченные органы по вопросам градостроительства и архитектуры в соответствии с детальным планом территории представляют заключения и предложения сельским, поселковым, городским советам и их исполнительным органам, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям для последующего принятия решений в пределах полномочий, определенных законом, по:
    * определению земельных участков для размещения и строительства объектов градостроительства и иного использования;
    * выбору, изъятию (выкупу), предоставлению в собственность или пользование (аренду) земельных участков;
    * определению этажности и других параметров застройки территории;
    * разработке и утверждению местных правил застройки, проектов застройки территории, проектов распределения территории микрорайона (квартала).
Статья 14. План красных линий
Планом красных линий в соответствии с генеральным планом населенного пункта, детальным планом, данными Государственного земельного кадастра, градостроительного кадастра населенного пункта определяется расположение красных линий.
План красных линий является составной частью генерального плана населенного пункта (детального плана территории) или может быть отдельной градостроительной документацией.
В соответствии с планами красных линий сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах полномочий, определенных законом, а также Киевская и Севастопольская городские государственные администрации при делегировании им таких полномочий:
    * устанавливают границы земель общего пользования населенных пунктов;
    * решают вопросы выбора, изъятия (выкупа), предоставления в собственность или пользование (аренду) земельных участков, устанавливают на соответствующей территории единые условия и ограничения использования земель, определенных для градостроительных нужд;
    * определяют технические условия для размещения и содержания инженерно-транспортной инфраструктуры
Статья 15. Проект застройки территории
Проект застройки территории определяет:
    * размещение объектов градостроительства, местных проездов относительно красных линий;
    * архитектурно-пространственное решение, назначение, плотность, этажность и другие показатели конкретных объектов градостроительства;
    * показатели и технические решения инженерно-транспортной инфраструктуры;
    * потребность в проведении инженерной подготовки территории и объем этих работ;
    * места и технические решения присоединения инженерного оборудования объектов градостроительства к внешним инженерным сетям и сооружениям;
    * организацию строительства;
    * технико-экономические показатели и общую смету застройки территории;
    * другие требования, определенные государственными строительными нормами.
При необходимости в составе проекта застройки территории может разрабатываться проект распределения территории. Проект застройки территории согласовывается и утверждается как проектная документация в порядке, определенном законодательством.
Статья 16. Проект распределения территории
Проект распределения территории - это градостроительная документация, разрабатываемая для микрорайона (квартала) или его части с целью разграничения земельных участков. Проектом распределения территории определяются площади и границы:
    * прилегающих к дому территорий существующих и запроектированных жилых домов;
    * земельных участков, на которых размещают общественные сооружения и другие объекты градостроительства;
    * излишков земельных участков, предназначенных для дальнейшего возведения жилых и общественных зданий и сооружений и иного использования (при распределении территории существующей застройки);
    * территорий общего пользования;
    * территорий ограниченного пользования земельным участком, установленного согласно договору, решению суда или в ином определенном законом порядке.
Решения о разработке и утверждении проектов распределения территории принимаются соответствующими советами. Проект распределения территории является основой для определения границ земельных участков на территориях существующей застройки для размещения зданий и сооружений, разработки соответствующей землеустроительной документации и оформления в установленном законодательством порядке правоустанавливающих документов собственникам, совладельцам, арендаторам, а также установления границ земельного участка в натуре.
Площади отдельных земельных участков и территорий при разработке проекта распределения территории определяются с учетом государственных строительных норм и детального плана территории (проекта застройки территории).
Порядок разработки проектов распределения территории устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры.
Статья 17. Учет государственных интересов при планировании и застройке территорий на местном уровне
Учет государственных интересов при планировании и застройке территорий на местном уровне заключается в определении потребности в территориях, необходимых для размещения и содержания объектов общегосударственного значения, решения других задач реализации государственной политики по использованию территорий.
Учет государственных интересов осуществляется путем выполнения соответствующих требований к разработке генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, проведения их экспертизы, осуществления государственного контроля за планированием, застройкой, иным использованием территорий и отдельных земельных участков в порядке, установленном законодательством.
Требования к планированию, которыми обеспечиваются государственные интересы при разработке генеральных планов и другой градостроительной документации, определяются согласно закону соответствующими специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры совместно с другими специально уполномоченными на это органами исполнительной власти.
Для городов Киева и Севастополя требования для учета государственных интересов при разработке генеральных планов и другой градостроительной документации определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры при участии других специально уполномоченных на это центральных органов исполнительной власти.
Порядок учета требований по обеспечению государственных интересов при планировании и застройке территорий на местном уровне устанавливается в региональных правилах застройки.
Статья 18. Учет общественных и частных интересов при планировании и застройке территорий на местном уровне
(Статья 18 исключена на основании Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Статья 19. Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд
На территории населенного пункта соответствующим советом устанавливается режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд.
Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, устанавливается в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, учитывается при разработке землеустроительной документации.
Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд за пределами населенных пунктов, устанавливается соответствующими советами.
Согласование вопросов по застройке и иному использованию земель, определенных для градостроительных нужд, в которых заинтересованы сопредельные территориальные громады, осуществляется на основании соглашений, отображается в схемах планирования указанных территорий и генеральных планах населенных пунктов.
Установление режима застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, не влечет прекращения права собственности или права пользования земельными участками, изменения административно-территориальных границ до времени изъятия (выкупа), предоставления этих участков для осуществления запланированной градостроительной деятельности в установленном законодательством порядке.

Раздел 4. Регулирование планирования, застройки и другого использования территорий.
Статья 20. Нормативное регулирование планирования, застройки и другого использования территорий
Нормативное регулирование планирования, застройки и другого использования территорий заключается в принятии нормативно-правовых актов, в частности государственных строительных норм, ведомственных нормативных документов, региональных и местных правил застройки.
Государственные строительные нормы по планированию и застройке и другому использованию территорий разрабатывает и утверждает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры по согласованию с другими центральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к их полномочиям.
Нормативно-правовые акты других центральных органов исполнительной власти о планировании, застройке и другом использовании территорий, которые выдаются в пределах их компетенции, утверждаются этими органами после согласования со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры и регистрируются в установленном законодательством порядке.
Государственные строительные нормы и другие нормативно-правовые акты по вопросам планирования и застройки территорий являются обязательными для субъектов градостроительства.
Статья 21. Региональные правила застройки
Региональные правила застройки разрабатываются на основе типичных региональных правил застройки, утвержденных специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроения.
Региональные правила застройки после их согласования с соответствующими органами градостроения и архитектуры, охраны культурного наследия, земельных ресурсов, природоохранными, санитарно эпидемиологическими органами утверждаются соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными советами. Утверждены региональные правила застройки подлежат преданию огласке через региональные средства массовой информации.
Региональные правила застройки есть обязательными для субъектов градостроения на территории соответствующего региона, за исключением населенных пунктов, для которых решением сельских, поселковых, городских советов утверждены местные правила застройки этих населенных пунктов в соответствии со статьей 22 данного Закона.
(Статья 21 в редакции Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Статья 22. Местные правила застройки
Местные правила застройки разрабатываются для городов Киева и Севастополя, городов областного значения, республиканского значения Автономной Республики Крым.
Для сел, поселков, городов районного значения соответствующие советы могут разрабатывать местные правила застройки.
Местные правила застройки утверждаются соответствующими советами.
Местные правила застройки должны согласовываться с региональными правилами застройки.
Местные правила застройки состоят из текстовой части и графической части - плана зонирования.
В текстовой части местных правил застройки определяется перечень преимущественных и допустимых видов застройки и иного использования земельных участков в границах отдельных зон.
Для каждой отдельной зоны согласно государственным строительным нормам устанавливаются единые условия и ограничения застройки и иного использования земельных участков:
    * предельно допустимые этажность зданий и сооружений и плотность застройки;
    * минимальные отступы зданий и сооружений от красных линий, линий регулирования застройки, границ смежных участков;
    * требования по благоустройству дорог и подъездов к зданиям и сооружениям, местам парковки транспортных средств;
    * требования по обеспечению эксплуатации инженерно-транспортной инфраструктуры;
    * требования по озеленению и благоустройству территорий;
    * требования по содержанию зданий и сооружений;
    * перечень ограничений использования земельных участков (градостроительных, инженерных, санитарно-эпидемиологических, природоохранных, историко-культурных);
    * другие требования, указанные в статье 19 настоящего Закона.
На плане зонирования устанавливается раздел территории населенного пункта на зоны с допустимыми и преимущественными видами использования земельных участков.
На плане зонирования не допускается отображение элементов, которые могут препятствовать свободному доступу к этому плану.
План зонирования и перечень преимущественных и допустимых видов застройки и иного использования земельных участков разрабатываются для всей территории населенного пункта или отдельной его части.
При разработке землеустроительной документации учитываются единые условия и ограничения застройки и иного использования земельных участков, определенные местными правилами застройки.
Местными правилами застройки устанавливается порядок решения вопросов размещения объектов градостроения и предоставления исходных данных для их проектирования.
( Часть двенадцатая статье 22 в редакции Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Статья 23. Застройка территорий
Застройка территорий предусматривает осуществление нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройство объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий (далее - строительство). Строительство объектов градостроительства осуществляется согласно законодательству, государственным стандартам, нормам и правилам, региональным и местным правилам застройки, градостроительной и проектной документации.
Строительство осуществляется субъектами планирования и заключается в организации комплексной застройки территории или расположении и строительстве отдельных зданий и сооружений.
Снос имеющихся зданий и сооружений, зеленых насаждений, а также возмещение ущерба собственникам (пользователям) зданий и сооружений, земельных участков осуществляются в установленном законом порядке.
Планирование земельных участков, связанное с изменением их целевого назначения, осуществляется собственниками или пользователями этих участков в установленном законодательством порядке.
Планирование отдельного земельного участка, строительство на нем зданий и сооружений собственниками или пользователями осуществляется с учетом интересов других собственников или пользователей земельных участков, зданий и сооружений.
Статья 24. Разрешение на строительство объектов градостроительства
Физические и юридические лица, которые намереваются осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности либо пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, при делегировании им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство).
Физические и юридические лица, заинтересованные в осуществлении строительства объектов градостроительства, подают письменное заявление о предоставлении разрешения на строительство в исполнительный орган соответствующего совета или Киевскую либо Севастопольскую городскую государственную администрацию.
К заявлению прилагается документ, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком. В случае, если заказчик (застройщик) не является владельцем или пользователем земельного участка, также подается нотариально засвидетельствованное согласие владельца земельного участка на застройку этого участка, а если участок находится в пользовании, - нотариально засвидетельствованные согласия владельца и пользователя земельного участка на ее застройку. Перечень других документов и материалов, необходимых для получения разрешения на строительство, которые прилагаются к письменному заявлению, порядок их рассмотрения определяются региональными и/или местными правилами застройки.
(Часть третья статье 24 с изменениями, внесенными согласно Законам N 109-v (109-16) от 12.09.2006, N 434-v ( 434-16 ) от 12.12.2006)
При принятии сельским, поселковым или городским советом решения о предоставлении земельного участка из земель государственной либо коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно является разрешением на строительство этого объекта.
Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Разрешение на строительство предоставляется на основании комплексного заключения о соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (далее - комплексное заключение).
Порядок получения разрешения на строительство временных сооружений и размещения рекламы определяется местными правилами застройки в соответствии с законом.
Комплексное заключение и проект решения о разрешении на строительство готовятся специально уполномоченным органом по вопросам градостроительства и архитектуры в течение месяца со дня обращения заинтересованного лица. В случаях, предусмотренных региональными или местными правилами застройки, комплексное заключение готовится с учетом заключений соответствующих землеустроительных, природоохранных, санитарных и других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Свои заключения указанные органы представляют в течение двух недель со дня обращения специально уполномоченному органу по вопросам градостроительства и архитектуры.
В случае предоставления отрицательного комплексного заключения заинтересованным лицам также даются разъяснения и соответствующие рекомендации. Разъяснения и рекомендации предоставляются в письменной форме в течение одного месяца со дня обращения.
При предоставлении разрешению на строительство органам исполнительной власти и органам местного самоуправления запрещается требовать от заявителя документы, не предусмотренные региональными и/или местными правилами застройки и данным Законом.
(Часть десятая статье 24 с изменениями, внесенными по закону N 109-v ( 109-16 ) от 12.09.2006)
В случае необходимости специально уполномоченные органы по вопросам градостроительства и архитектуры имеют право привлекать к подготовке комплексного заключения другие органы исполнительной власти.
Разрешение на строительство объекта градостроительства предоставляется заявителю в течение двух месяцев со дня подачи заявления.
Разрешение на строительство объекта градостроительства не является документом, удостоверяющим право собственности либо право пользования (аренды) земельными участками.
Разрешение на строительство объекта градостроения не дает право на начало выполнения строительных работ без получения соответствующего разрешения Государственной архитектурно строительной инспекции Украины или ее территориальных органов (дальше - инспекции государственного архитектурно строительного контролю).
(Часть четырнадцатая статье 24 в редакции Закона N 1026-v ( 1026-16 ) от 16.05.2007)
В случае, если физическое или юридическое лицо не начало строительные работы в течение двух лет со дня получения разрешения на строительство объекта градостроения, это разрешение теряет силу. Возобновление разрешения происходит в таком же порядке, как и его предоставление.
(Положения статьи 24 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 4-рп/2009 (v004p710-09) от 03.02.2009)
Статья 24-1. Квалификационные требования к юридическим лицам, заинтересованным в осуществлении строительства многоквартирных жилых домов с привлечением финансовых активов граждан
Юридические лица, заинтересованные в осуществимые строительства многоквартирных жилых домов с привлечением финансовых активов граждан, для получения разрешения на строительство подают к исполнительному органу соответствующего совета или Киевской или Севастопольской городских государственных администраций, кроме определенных статьей 24 данного Закона, такие документы:
    * финансовую отчетность, которая складывается в соответствии со статьей 11 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (96-14);
    * копию лицензии на осуществление строительной деятельности (для застройщиков, которые будут осуществлять строительство собственными силами), засвидетельствованную в установленном законом порядке;
    * копию лицензии на осуществление деятельности из предоставления финансовых услуг (в случае осуществления деятельности из предоставления любых финансовых услуг, которые предусматривают прямое или опосредствованное привлечение финансовых активов от физических лиц), засвидетельствованную в установленном законом порядке.
Юридические лица, зарегистрированные в течение менее двух лет ко дню представления заявления о предоставлении разрешению на строительство, подают финансовую отчетность за фактическое время своей деятельности.
Неподача документов, определенных частью первой этой статьи, в полном объеме, их отсутствие или негативный комплексный вывод в результате их рассмотрения является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта градостроения.
(Закон дополнен статьей 24-1 по закону N 703-v (703-16) от 22.02.2007)
Статья 25. Осуществление комплексной застройки территории
Комплексная застройка территории является средством ее упорядочивания путем обеспечения общественных и частных интересов, направленных на предыдущее проведение инженерной подготовки, сооружения внешних, инженерно-транспортных сетей, объектов социальной сферы, обитаемых домов, благоустройства территории, других объектов градостроение. Комплексная застройка территории может осуществляться путем комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) обветшалого жилищного фонда и обеспечиваться одним или несколькими инвесторами.
(Часть первая статье 25 с изменениями, внесенными по закону N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Решения об организации комплексной застройки территории в определенных пределах принимаются соответствующими местными советами на основании технико-экономических и градостроительных обоснований.
Функции заказчика на строительство исполнительный орган соответствующего совета, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, при делегировании им таких полномочий соответствующими советами, выполняют непосредственно или делегируют их на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) в порядке, установленном законодательством.
Решения органов местного самоуправления об организации комплексной застройки территории для размещения объектов градостроительства общегосударственного значения (морских портов, аэропортов, терминалов, комплексов обеспечения выполнения властных функций и т. п.) принимаются с учетом технико-экономических обоснований, утвержденных Кабинетом Министров Украины.
(Часть пятая статьи 25 исключена на основании Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
(Часть шестая статьи 25 исключена на основании Закона N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Имущественные права на построенные объекты градостроительства определяются договорами между заказчиком и инвестором в определенном законом порядке.
Регулирование земельных отношений при комплексной застройке осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Проектирование, строительство, приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельных зданий и сооружений на территории комплексной застройки осуществляются в соответствии с заключенными договорами между заказчиком и инвестором в порядке, установленном законодательством.
Статья 26. Соблюдение региональных и местных правил застройки
Для обеспечения соблюдения требований законодательства, а также региональных и/или местных правил застройки, государственных стандартов, норм и правил, градостроительной документации, физическим и юридическим лицам, за их письменным обращением предоставляются единственные условия и ограничения застройки земельных участков, другие выходные данные на проектирование объектов градостроения (дальше - исходные данные).
(Часть первая статье 26 с изменениями, внесенными по закону N 109-v ( 109-16 ) от 12.09.2006)
При отсутствии местных правил застройки для строительства отдельного объекта градостроительства на территории квартала существующей застройки разрабатывается градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства в этом квартале.
Градостроительное обоснование должно содержать текстовые и графические материалы, расчеты о возможности размещения объекта градостроительства в квартале и его параметров с учетом государственных строительных норм.
Требования к составу, содержанию и порядку разработки, согласования, финансирования и утверждения градостроительного обоснования определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства.
Физические и юридические лица имеют право в соответствии с законом получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию о правовом статусе, допустимых видах застройки и ином использовании земельных участков, единых условиях и ограничениях застройки отдельного земельного участка. В соответствии с полученной информацией физические и юридические лица имеют право выполнять предпроектные работы (эскизные, изыскательские, концептуальные).
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют соответствующую информацию в течение одного месяца с даты обращения.
Предоставление информации о правовом статусе, допустимых видах застройки и ином использовании земельных участков, единых условиях и ограничениях застройки отдельного земельного участка осуществляется без получения разрешения на строительство и согласия собственника или пользователя указанного земельного участка.
Подготовка информации осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном законодательством.
Статья 27. Предоставление исходных данных
Физические и юридические лица, которые получили разрешение на строительство объекта градостроения, или юридические лица, которые получили решение сельского, поселкового, городского совета или уполномоченного на то исполнительного органа о согласовании места расположения объекта, имеют право на получение выходных данных на проектирование этого объекта и осуществление проектно-изыскательных  работ.
(Часть первая статье 27 в редакции Закона N 109-v (109-16) от 12.09.2006)
Предоставление исходных данных физическим и юридическим лицам в полном объеме обеспечивается исполнительными органами соответствующих городских советов или соответствующими районными государственными администрациями не позже чем через два месяца после представления письменного заявления о предоставлении этих данных в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, кроме случая, предусмотренного частью седьмой этой статьи. Для проектирования объектов, которые согласно статье 22 данного Закона определены как подавляющие виды застройки в пределах отдельной зоны, вместо архитектурно планировочного задания как исходные данные используется единственные условия и ограничения застройки земельных участков, определенные местными правилами застройки.
(Часть вторая статье 27 с изменениями, внесенными по закону N 109-v (109-16) от 12.09.2006)
Согласование исходных данных в случае необходимости с предприятиями, учреждениями и организациями, которые предоставляют технические условия, или получение дополнительной информации от них осуществляется специально уполномоченными органами по вопросам градостроения и архитектуры. В технических условиях не допускается дублирование положений государственных норм, стандартов и правил.
(Часть третья статье 27 с изменениями, внесенными по закону N 109-v (109-16) от 12.09.2006)
Подготовка и комплектование исходных данных осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, в порядке, установленном законодательством.
Исходными данными могут определяться также требования к паевому участию заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов.
(Часть пята статьи 27 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
Перечень документов, необходимых для получения исходных данных, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Гражданам, являющимся собственниками (пользователями) земельных участков в селах, поселках и городах районного значения, специально уполномоченный орган по вопросам градостроительства и архитектуры может предоставлять строительный паспорт объекта градостроения и согласовывать проектную документацию на строительство объекта градостроительства без предварительного предоставления архитектурно-планировочного задания и технических условий по его инженерному обеспечению. Перечень объектов градостроения, относительно которых применяется упрощенная процедура, а также порядок предоставления строительного паспорта устанавливаются региональными правилами застройки.
Статья 27-1. Паевое участие (взнос) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта
Создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов принадлежат к ведомствам соответствующих органов местного самоуправления.
Заказчик, который намеревается осуществить строительство объекта градостроения в населенном пункте, обязан принять участие в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой этой статьи.
Паевое участие (взнос) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта заключается в отчислении заказчиком после принятия объекта в эксплуатацию в соответствующий местный бюджет средств для обеспечения создания и развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
(Часть третья статье 27-1 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi ( 800-17 ) от 25.12.2008)
К паевому участию (взносу) в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов не привлекаются заказчики в случае осуществления строительства:
    * объектов любого назначения на заказ органов государственной власти или органов местного самоуправления за счет средств государственного и/или местных бюджетов;
    * домов жилищного фонда социального назначения и доступного жилья;
      объектов комплексной застройки территорий, которая осуществляется на конкурсной основе;
    * объектов, которые сооружаются вместо поврежденных или разрушенных в результате стихийного бедствия или техногенных аварий.
Величина паевого участия (взноса) заказчика в создании инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта определяется в договоре, заключенном с органом местного самоуправления, в соответствии с установленным органом местным самоуправлением размера паевого участия (взноса) заказчика от общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроения, определенной согласно государственным строительным нормам, без учета расходов по приобретению и выделению земельного участка, освобождения строительной площадки, от зданий, сооружений и инженерных сетей, обустройство внутринне- и внеплощадочных инженерных сетей и сооружений и транспортных коммуникаций.
(Часть пятая статьи 27-1 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
Установленный органом местного самоуправления размер паевого участия (взноса) заказчика не может превышать предельный размер паевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов.
Предельный размер паевого участия (взноса) заказчика на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов с учетом не запрещенных законом других отчислений, установленных органом местного самоуправления, не может превышать:
(Абзац первый части седьмой статьи 27-1 в редакции Закона N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
    * 10 процентов общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроения - для нежилых зданий и/или сооружений (кроме зданий заведений культуры и образования, медицинского и оздоровительного назначения); (Абзац второй части седьмой статьи 27-1 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
    * 4 процента общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроения - для жилых домов, зданий заведений культуры и образования, медицинского и оздоровительного назначения. (Абзац третий части седьмой статьи 27-1 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
Органам местного самоуправления запрещается требовать от заказчика строительства предоставления любых услуг, в том числе осуществления строительства объектов и передачи материальных или нематериальных активов (в частности, жилых и нежилых помещений, в том числе путем их выкупа), кроме паевого участия (взноса) заказчика, установленного этой статьей.
(Часть восьмая статье 27-1 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
Размер паевого участия (взноса) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта определяется не позже десяти рабочих дней со дня регистрации органом местного самоуправления обращения заказчика о заключении договора о паевом участии и прибавленных к нему документов, которые подтверждают стоимость строительства (реконструкции) объекта градостроения, с технико-экономическими показателями.
Договор о паевом участии в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта заключается не позже пятнадцати рабочих дней со дня регистрации обращения заказчика о его заключении, но к получению разрешения на выполнение строительных работ.
Существенными условиями договора о паевом участии в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта являются: размер паевого взноса; сроки (график) оплаты паевого взноса; ответственность сторон.
Неотъемлемой частью договора является расчет величины паевого взноса (участия) заказчика в создание инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
Паевой взнос платится в полной сумме единственным платежом или частями по графику, который определяется договором. Предельный срок уплаты паевого взноса не должен превышать один месяц после принятия объекта градостроения в эксплуатацию.
(Часть тринадцатая статье 27-1 с изменениями, внесенными по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
Средства, полученные как паевое участие (взнос) заказчиков объектов градостроения, могут использоваться исключительно на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта.
Споры, связанные с паевым участием (взносом) в создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, решаются судом.
(Закон дополнен статьей 27-1 по закону N 509-vi ( 509-17 ) от 16.09.2008)
Статья 28. Проектная документация на строительство
Проектная документация на строительство объектов градостроения разрабатывается согласно исходным данным на проектирование с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки и утверждается заказчиком в установленном законом порядке.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации, на строительство объектов градостроения устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроения.
(Часть вторая статье 28 с изменениями, внесенными по закону N 509-vi (509-17) от 16.09.2008)
В случаях, предусмотренных законодательством, разработка проектной документации осуществляется на конкурсной основе.
Статья 29. Разрешение на выполнение строительных работ
Разрешение на выполнение строительных работ - это документ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям, выдачу ордеров на проведение земляных работ.
Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля, ведущими реестр предоставленных разрешений.
Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на основании:
проектной документации, согласованной и утвержденной в порядке, определенном законодательством;
документа, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком, а в случае, если заказчик (застройщик) не является владельцем или пользователем земельного участка, также подается нотариально засвидетельствованное согласие владельца земельного участка на застройку этого участка, а если участок находится в пользовании, - нотариально засвидетельствованные согласия владельца и пользователя земельного участка на ее застройку;
решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроения;
документа о назначении ответственных исполнителей работ и сведений об осуществлении авторского и технического присмотра.
(Часть третья статье 29 в редакции Закона N 434-v (434-16) от 12.12.2006)
Для получения разрешения на выполнение строительных работ иностранные юридические лица подают, кроме документов, предусмотренных частью третьей этой статьи, документ, который подтверждает факт привлечения граждан и юридических лиц Украины к выполнению строительно-монтажных работ объемом не менее как 90 процентов их общего объема, а также использования, не менее как 50 процентов отечественных изделий и материалов, в частности строительных конструкций.
(Статья 29 дополнена частью по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
При осуществлении реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства для получения разрешения на выполнение указанных работ прилагается копия документа, удостоверяющего право собственности на здание либо сооружение, или письменного согласия его собственника на проведение указанных работ.
В случае осуществления реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий электропередач, в связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций в пределах существующих полос отведения разрешение на выполнение строительных работ может предоставляться без представления документа, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком.
(Статья 29 дополнена частью по закону N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)
Выдача и регистрация разрешения на выполнение строительных работ осуществляется в течение одного месяца со дня подачи заявления. В случае отказа в выдаче разрешения на выполнение строительных работ заявителю даются разъяснения о несоответствии представленных документов требованиям законодательства. Разъяснения даются в письменной форме в течение одного месяца со дня обращения. Отказ в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ может быть обжалован в суд в установленном законом порядке.
Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства.
В случае, если право на строительство объекта градостроительства передано другому заказчику или произведена замена строительной организации (подрядчика), разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации.
Осуществление строительных работ на объектах градостроительства без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет ответственность согласно законодательству.
Информация о разрешении на выполнение строительных работ, а также сведения о заказчике и подрядчиках строительных работ подаются на соответствующем стенде, который устанавливается на строительной площадке в доступном для обзора месте.
Статья 30. Мониторинг застройки и другого использования территорий
Мониторинг застройки и другого использования территорий заключается в осуществлении наблюдений за реализацией соответствующей градостроительной документации и изменением объектов градостроительства, проведении исполнительной съемки и корректировке топографо-геодезических, а также картографических и других материалов.
Мониторинг застройки и другого использования территорий обеспечивается Советом министров Автономной Республики Крым, областными, районными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, исполнительными органами советов городов областного подчинения в пределах полномочий, определенных законом, и осуществляется соответствующими специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры.
Данные мониторинга используются для создания геоинформационных систем, вносятся в градостроительные кадастры населенных пунктов и учитываются при осуществлении планирования и застройки территорий.
Статья 30-1. Принятие в эксплуатацию законченных строительных объектов
Принятие в эксплуатацию законченных строительных объектов осуществляется на основании свидетельства о соответствии построенного объекта проектной документации, требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил (дальше - свидетельство), что кажется инспекциями государственного архитектурно строительного контролю.
Свидетельство - документ, который удостоверяет соответствие законченного строительством объекта проектной документации, государственным строительным нормам, стандартам и правилам.
Для получения свидетельства заказчик или уполномочено им лицо подает в инспекцию государственного архитектурно строительного контролю, которая предоставила разрешение на выполнение строительных работ, письменное заявление, к которому добавляются:
    * проектная документация, утвержденная в установленном законодательством порядке;
    * акт готовности объекта к эксплуатации, подписанный генпроектной и генподрядной организациями, субподрядными организациями, которые осуществляли строительство, заказчиком, страховой компанией (в случае, если объект застрахован).
Рассмотрение заявления, принятия решения о выдаче свидетельства, или отказ в его выдаче, регистрация выданных свидетельств осуществляется инспекцией государственного архитектурно строительного контролю в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов утверждается Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом.
(Раздел IV дополнен статьей 30-1 по закону N 434-v (434-16) от 12.12.2006; текст статьи 30-1 в редакции Закона N 800-vi (800-17) от 25.12.2008)

Раздел 4-1. Порядок учета общественных и частных интересов при планировании и застройке территорий.
Статья 30-2. Предмет общественного обсуждения
Общественному обсуждению подлежат разработанные и согласованные в установленном законодательством порядке проекты местных правил застройки и проекты градостроительной документации, которые прошли в установленном законодательством порядке государственную экспертизу, а именно:
    * схем планирования территорий административно-территориальных единиц, их отдельных частей;
    * генеральных планов населенных пунктов;
    * детальных планов территорий;
    * проектов застройки территорий;
    * градостроительного обоснования размещения объектов градостроения.
В случае разрабатывания генеральных планов населенных пунктов в две стадии общественному обсуждению подлежат отдельно проект концепции развития населенного пункта и непосредственно проект генерального плана населенного пункта.
Общественное обсуждение проектов градостроительной документации, местных правил застройки, проводится один раз.
Проектирование и строительство отдельных зданий и сооружений, не предусмотренных действующим генеральным планом (для малых и средних населенных пунктов), детальным планом территории (для больших, больших и наибольших населенных пунктов), не допускается и не выносится на обсуждение.
Статья 30-3. Организация проведения общественного обсуждения проектов градостроительной документации, местных правил застройки
Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы, а также сельские, поселковые, городские, районные в городе советы (их исполнительные органы), при решении вопросов планирования и застройки территорий обязан обеспечить:
    * предание огласке принятых решений относительно разработки градостроительной документации, местных правил застройки, с прогнозируемыми правовыми, экономическими и экологическими последствиями;
    * предание огласке разработанных и согласованных в установленном законодательством порядке проектов градостроительной документации, местных правил застройки, и доступ общественности к этой информации;
    * регистрацию, рассмотрение и обобщение предложений (замечаний) общественности, поданных к проектам градостроительной документации, местных правил застройки;
    * проведение общественных слушаний по обсуждению проектов градостроительной документации и местных правил застройки;
    * согласование спорных вопросов между общественностью и заказчиками документации через согласительную комиссию;
    * вынесение нерешенных согласительной комиссией спорных вопросов на рассмотрение соответствующего совета;
    * предание огласке результатов общественного обсуждения, утвержденной градостроительной документации и местных правил застройки.
Предание огласке принятых Верховной Радой Автономной Республики Крым или соответствующим органом местного самоуправления решений относительно разрабатывания и утверждения градостроительной документации, местных правил застройки, результатов общественного обсуждения проектов градостроительной документации и местных правил застройки, осуществляется в двухнедельный срок со дня их принятия путем опубликования таких решений в средствах массовой информации, что распространяются на соответствующей территории, а также размещение таких решений на официальных веб-сайтах этих органов (при наличии).
Принятые решения о разработке и утверждении градостроительной документации, которые распространяются на другие административно-территориальные единицы, предоставляются соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.
Верховная Рада Автономной Республики Крым или соответствующий орган местного самоуправления обязан информировать общественность через местные средства массовой информации (при наличии) о прогнозируемых правовых, экономических и экологических последствиях внедрения схем планирования территорий административно-территориальных единиц, их отдельных частей, генеральных планов населенных пунктов, детальных планов территорий, проектов застройки территорий.
Предание огласке проектов градостроительной документации, местных правил застройки, осуществляется не позднее как в месячный срок со дня поступления в Верховную Раду Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления разработанных и согласованных в установленном законодательством порядке таких проектов путем публикации сообщений о проведении общественного обсуждения проектов градостроительной документации, местных правил застройки и распространения их, в печатном виде в форме информационного пакета или брошюры.
Проекты градостроительной документации, которые распространяются на другие административно-территориальные единицы, посылаются соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.
Сообщение об общественном обсуждении проектов градостроительной документации, местных правил застройки, должно содержать:
    * название проектов градостроительной документации, местных правил застройки, их значения, для планирования территории и предела территорий, в том числе смежных, на которой проживают лица, которые имеют право принимать участие в общественных слушаниях из обсуждения соответствующих проектов;
    * сведения о заказчике и разработчике, основаниях разрабатывания;
    * положение проектов градостроительной документации, местных правил застройки, в том числе графический материал, который отображают содержание отмеченной документации с проектными решениями;
    * порядок, место и сроки детального ознакомления, с проектом соответствующей документации;
    * наименование и местонахождение, контактную информацию органа, к которому следует обращаться с предложениями (замечаниями);
    * срок представления предложений (замечаний) общественности;
    * информацию относительно запланированных информационных мероприятий (презентации, публичного экспонирования, телевизионных программ, публичных конференций, "круглых столов");
    * дату, время и место проведения общественных слушаний, по обсуждению проектов градостроительной документации, местных правил застройки;
    * выводы государственной экспертизы на проект соответствующей документации.
Лица, которые выносят проекты соответствующей документации на обсуждение, являются ответственными за их подлинность (соответствие документации, которая обсуждается), а также за придерживании требований законодательства и государственных норм и стандартов.
Сообщение об общественном обсуждении проектов градостроительной документации, местных правил застройки, является основанием для представления предложений (замечаний) общественности в Верховную Раду Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления.
Предложения (замечание) общественности подаются к началу проведения общественных слушаний, а также могут быть выражены и внесены в протокол во время проведения общественных слушаний.
Предложению (замечание) общественности должны быть обоснованы, а также содержать ссылку на положение соответствующих законодательных и других нормативно правовых актов, государственных стандартов, норм и правил.
Дата проведения общественных слушаний определяется Верховной Радой Автономной Республики Крым или соответствующим органом местного самоуправления в срок:
    * не менее трех и не больше пяти месяцев со дня предания огласке сообщения об общественном обсуждении проектов схем планирования территорий административно-территориальных единиц, их отдельных частей, генеральных планов населенных пунктов, детальных планов территорий, местных правил застройки;
    * не менее двух и не больше четырех месяцев со дня предания огласке сообщения об общественном обсуждении проектов застройки территорий;
    * не меньше одного и не больше трех месяцев со дня предания огласке сообщения об общественном обсуждении проекта градостроительного обоснования размещения объекта градостроения.
Место и время проведения общественных слушаний определяются в зависимости от вида документации, которая выносится на обсуждение, с учетом возможности обеспечения присутствия всех вероятных участников.
Статья 30-4. Требования к лицам - участникам общественных слушаний
В общественных слушаниях могут принимать участие:
    * совершеннолетние физические лица, которые проживают на территории, относительно которой разрабатывается документация, или на смежной с ней, что определяется соответствующим органом местного самоуправления, ответственным за проведение общественных слушаний;
    * юридические лица, помещения которых расположены на территории, относительно которой разрабатывается документация, в лице их полномочных представителей;
    * владельцы и пользователи земельных участков, расположенных на территории, относительно которой разрабатывается документация, и на смежной с ней, что определяется соответствующим органом местного самоуправления, ответственным за проведение общественных слушаний;
    * представители общественных организаций, органов, самоорганизации населения, деятельность которых распространяется на соответствующую территорию;
    * заказчики и разработчики документации;
    * должностные лица Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления;
    * народные депутаты Украины, депутаты соответствующих советов.
Статья 30-5. Проведение общественных слушаний. Рассмотрение предложений (замечаний) общественности
Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы, а также сельские, поселковые, городские советы (их исполнительные органы) в определенные данным Законом сроки проводят общественные слушания соответствующих проектов градостроительной документации, местных правил застройки. Общественные слушания проводятся под председательством представителя Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления.
К обязанностям председателя на общественных слушаниях принадлежат:
    * обеспечение регистрации участников слушаний;
    * обеспечение избрания секретариата слушаний в составе трех лиц - представителей Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления, общественности и заказчика документации;
    * объявление повестки дня и предложений относительно регламента проведения слушаний;
    * информирование о порядке ведения протокола, представления устных и письменных предложений (замечаний), относительно предмета обсуждений;
    * предоставление возможности разработчикам изложить основные положения документации, которая подлежит обсуждению, и проблемные вопросы, которые заслуживают внимание общественности;
    * информирование участников слушаний о поданных предложениях (замечание) и порядке их учета;
    * предоставление возможности представителям общественности поставить вопрос и выразить свое мнение;
    * обеспечение ведения обсуждения и принятия соответствующих решений относительно предложений (замечаний) общественности с соблюдением регламента;
    * объявление решения о назначении членов согласительной комиссии от Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления;
    * обеспечение избрания членов согласительной комиссии от общественности;
    * подбивание итогов общественных слушаний и информирования участников слушаний о порядке учета предложений (замечаний) общественности.
В состав согласительной комиссии входят:
    * должностные лица Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления;
    * представители органа земельных ресурсов, природоохранного и санитарно эпидемиологического органа, органа градостроения и архитектуры, охраны культурного наследия и других органов, в зависимости от вида проектной документации;
    * представители профессиональных объединений и союзов, архитекторы, научные работники;
    * уполномоченные представители общественности, которые избираются на общественных слушаниях. Количество представителей общественности должно составлять не менее 50 процентов и не больше 70 процентов общей численности комиссии.
Главой согласительной комиссии является должностное лицо Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего органа местного самоуправления, которая председательствовала на общественных слушаниях.
Протокол слушаний складывается секретариатом при участии членов согласительной комиссии, подписывается ими и председательницей. При наличии спорных вопросов, обоснованных с ссылкой на нормативно правовые акты, в протоколе фиксируется мотивированное обоснование члена (членов) согласительной комиссии.
В случае отсутствия предложений (замечаний) общественности составляется соответствующий акт.
Согласительная комиссия в течение двух недель после ее создания рассматривает спорные вопросы, зафиксированные в протоколе общественных слушаний, и принимает решение об учете или мотивированном отклонении этих предложений (замечаний).
Заседание согласительной комиссии является правомочным, если в нем приняли участие не менее двух третей ее членов (из них не менее половины представителей общественности).
Решение согласительной комиссии принимается большинством присутствующих членов и оформляется соответствующим протоколом.
Во время проведения общественных слушаний осуществляется их фиксация с помощью средств аудиовизуальной записи и другими доступными средствами.
В случае несостоятельности согласительной комиссии урегулировать спорные вопросы между сторонами окончательное решение принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым или соответствующий орган местного самоуправления. Урегулированы согласительной комиссией спорные вопросы между сторонами или принятые Верховной Радой Автономной Республики Крым или соответствующим органом местного самоуправления решения является основанием для внесения изменений в проект соответствующей документации.
Статья 30-6. Учет результатов общественного обсуждения
В случае необходимости за результатами общественного обсуждения вносятся необходимые изменения к документации и проводится ее повторная государственная экспертиза, расходы за которую оплачиваются заказчиком, а Верховная Рада Автономной Республики Крым или соответствующий орган местного самоуправления принимает соответствующее решение относительно утверждения градостроительной документации.
Сторона, не согласная с решением органа местного самоуправления, может обжаловать его в судебном порядке.
Утверждение проектов градостроительной документации, местных правил застройки, без их общественного обсуждения запрещается, а материалы общественного обсуждения являются неотъемлемой составляющей градостроительной документации, местных правил застройки.
Статья 30-7. Финансирование мероприятий по общественному обсуждению
Финансирование мероприятий по общественному обсуждению проектов градостроительной документации, местных правил застройки, осуществляется за счет средств заказчиков этих проектов.
(Закон дополнен разделом IV-1 по закону N 509-vi (509-17) от 16.09.2008)

Раздел 5. Государственный контроль за планированием, застройкой и иным использованием территорий. Ответственность за нарушение законодательства при планировании, застройке и ином использовании территорий.
Статья 31. Государственный контроль за планированием, застройкой и иным использованием территорий
Государственный контроль за планированием, застройкой и другим использованием территорий, осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроения и архитектуры, соответствующими специально уполномоченными органами по вопросам градостроения и архитектуры, Государственной архитектурно строительной инспекцией Украины и ее территориальными органами, а также другими специально уполномоченными органами исполнительной власти.
(Часть первая статье 31 в редакции Закона N 1026-v (1026-16 от 16.05.2007)
Порядок осуществления государственного контроля за планированием, застройкой и другим использованием территорий, определяется законодательством.
( Положения статьи 31 признаны конституционными согласно решению Конституционного Суда N 4-рп/2009 (v004p710-09) от 03.02.2009)
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства при планировании, застройке и ином использовании территорий
Лица, виновные в:
    * утверждении градостроительной документации с нарушением установленных государственных стандартов, норм и правил;
    * несоблюдении региональных и местных правил застройки при планировании, застройке и ином использовании территорий;
    * несоблюдении сроков предоставления заключений комплексной экспертизы или обоснованного отказа;
    * несоблюдении сроков подачи соответствующих заключений в состав комплексной экспертизы;
    * несоблюдении сроков подготовки и предоставления разрешений на строительство и выполнение строительных работ;
    * требовании при выдаче разрешений на строительство объектов градостроительства и выполнение строительных работ или проведение экспертизы каких-либо других документов, не предусмотренных законодательством;
    * несоблюдении режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность,
- несут ответственность, установленную законом.
Законами может быть установленная ответственность и за другие виды правонарушений во время планирования, застройки и другого использования территорий.

Раздел 6. Международное сотрудничество при планировании и застройке территорий.
Статья 33. Международное сотрудничество при планировании и застройке территорий
Международное сотрудничество в сфере планирования и застройки территорий осуществляется согласно законодательству Украины и международным договорам Украины.
Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются нормы международного договора.

Раздел 7. Заключительные положения.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Законы и другие нормативно-правовые акты, принятые к вступлению в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону
3. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев после вступления в силу настоящего Закона:
    * подготовить и внести в Верховную Раду Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
    * привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
    * обеспечить принятие в соответствии со своей компетенцией нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона;
    * обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону

Президент Украины Л. Кучма
г. Киев, 20 апреля 2000 года
N 1699-III